Легенды и мифы отечественной журналистики

 

13 января в демократической России отмечается День печати – что-то вроде профессионального праздника свободных, независимых СМИ. В этот день представители масс-медиа с утроенным усердием поют дифирамбы себе любимым, рассуждают о своей гениальности и о великой роли журналистики в демократическом обществе, а заодно раздают друг дружке денежные премии и почетные дипломы.   

 

Кроме высокопарных рассуждений о роли журналистики в обществе (к этой теме мы еще вернемся), представители СМИ очень любят жаловаться читателям (зрителям) о нелегкой судьбе журналиста в России. И надо сказать, это постоянное нытье приносит свои результаты: многие неглупые, но далекие от журналистики люди уверены в том, что представители этой опасной профессии действительно страдают за свою смелость, честность и исполнение профессионального долга. Лично меня особенно умиляет фраза о профессиональном долге. Кого из пострадавших щелкоперов ни возьми – все, оказывается, исполняли какой-то долг. Действительно, люди в России иногда погибают при исполнении профессионального долга. Например, стражи порядка, задерживающие вооруженных преступников. Или пожарные, спасающие людей из горящего дома. Но какое отношение к понятию «долг» имеет большинство писак и теледив – непонятно. Может, задолжали кому-то кругленькую сумму, а отдавать не хотели?

 

А еще большинство щелкоперов считают свое мнение истиной в последней инстанции и очень удивляются, если кто-то думает иначе. До сих пор помню фразу, произнесенную лет пятнадцать назад одной моей знакомой, которая была без ума от Познера. В ответ на мое саркастическое замечание относительно его словесных испражнений дамочка закатила кверху глазки и произнесла: «Ты ничего не понимаешь! Познер – это гений! Он специально приехал из Америки нас жизни учить!».

 

Таких гениев на нашем телевидении целый легион – один другого гениальнее. В 1990-ые годы, например, был на НТВ такой персонаж – Евгений Киселев, гордо именовавший себя аналитиком. Изъяснялся товарищ с большим трудом: иногда элементарную фразу, состоящую из пяти слов, Киселев мог произносить секунд двадцать. И это при том, что каждая секунда эфирного времени, как уверяют нас телевизионщики, стоит огромных денег. Представляю, на сколько тысяч американских долларов нагрел этот горе-аналитик родную телекомпанию! Если бы еще что-нибудь путное из себя выжимал, а то вся его аналитика сводилась к заумным разглагольствованиям о рейтингах тогдашних политиков: дескать, на этой неделе у Хакамады рейтинг повысился на два процента, а у Черномырдина упал на три – что бы это значило?

 

Из современных телевизионных щелкоперов особое умиление вызывает горе-историк Николай Сванидзе. Недавно этот потомок пламенных большевиков ленинского типа вел на Пятом канале амбициозную передачу «Суд времени», где выступал, разумеется, судьей. Правда, вопреки здравой логике и судейской этике, предписывающей судьям максимальную объективность и беспристрастность, Сванидзе в любом вопросе безоговорочно занимал откровенно русофобскую позицию. Неважно, шла ли речь о репрессиях 1930-ых или застое 1970-ых, вердикт Николая Карлыча можно было предугадать без особого труда: история России для него – сплошная цепь мракобесия и тоталитаризма, и только с 1991 года начинается, наконец, светлая полоса демократии и либерализма.

 

Впрочем, удивительного тут мало: умные люди уже давно подметили очевидное сходство большевиков ленинского типа и либералов любого типа. И те, и другие ненавидят русский народ. В 1920-ые годы, напомним, слово «русский» тоже было сродни ругательству. В школах одно время даже не было такого предмета, как русская история. А зачем, в самом деле, строителям светлого будущего тратить время на эту ерунду? Ведь настоящая история России, по мнению идеологов большевизма, началась с октября 1917 года…

 

Нынешние большевики-либералы, похоже, такого же мнения. С той лишь разницей, что для них настоящая история России началась в августе 1991. А до этого – сплошной ГУЛАГ, тоталитаризм и «тюрьма народов». Именно такую линию упорно гнет Сванидзе вместе с подельниками. Правда, телезрители ему почему-то не верят. Например, когда в студии обсуждался вопрос о роли государственного планирования в экономике, за план высказались 94 процента проголосовавших телезрителей. И так по любому вопросу! Сванидзе с Млечиным, брызгая слюной, пытаются внушить народу, что демократия и рынок – это хорошо, а народ упорно отказывается в это верить. В принципе за такую неуклюжую пропаганду либеральных ценностей Сванидзе нужно гнать с телевидения поганой метлой. Странно, что наша либеральная власть держит на таком ответственном посту абсолютного бездаря да еще платит ему немалые деньги. Вот уж воистину мы живем в эпоху, когда миром правят недоучившиеся пэтэушники, возомнившие себя гениями!

А вот еще один гений либерального словоблудия – главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов. Этот даже не скрывает своей гениальности. В разговоре с одной юной наивной журналисткой Венедиктов так и заявил: «Если б я знал английский, я был бы журналистом номер один в России. А так я вхожу в пятерку лучших. А в жанре интервью я самый лучший. После меня идут Познер и Канделаки.» Как говорится, от скромности товарищ не умрет…

 

Кстати, о Канделаки. С некоторых пор эта теледива решила, что уже вполне созрела до серьезных дел и завела свой личный блог на сайте «Эха». Читать ее тексты – занятие бессмысленное: все равно ничего умного не найдете. А вот комментарии посетителей сайта иногда бывают весьма забавными. Лично мне особенно запомнилась такая реплика: «Тина! Брось ерундой заниматься! В ГУМе распродажа!»

 

В газетах и журналах гениев ничуть не меньше, хотя в силу объективных причин их гениальность выпирает не столь заметно, как с телеэкрана. Приведу в качестве примера несколько историй, коим я лично был свидетелем.  

Несколько лет назад в Москве издавалась газета с красивым русским названием «Версты». И трудился там гениальный журналист с нерусской фамилией Мидлер. Этот гений прославился тем, что написал остросюжетный репортаж об убийстве губернатора Магаданской области Валентина Цветкова. Напомним, что эта неприятность случилась с губернатором осенью 2002 года в Москве аккурат под окнами редакции газеты «Версты». Чтобы в полной мере проникнуться манерой письма настоящего гения пера, позволю себе процитировать (дословно, с сохранением авторской пунктуации) начало его бессмертного творения. Итак, вот отрывок из шедевра:

В пятницу 18 октября в 9 часов 14 минут утра был убит и в течение не менее, чем трех часов в центре Нового Арбата около дома 19 пролежал на спине хорошо одетый мужчина в до блеска начищенных ботинках. 

Автор этих строк вышел к трупу в 10.50. Запекшаяся кровь от пулевых отверстий никак не сочетались на лице с выражением невозмутимости, как бы внутренней собранности убитого и силы, очевидной, несмотря на закрытые глаза… Валентин Цветков – 54-летний губернатор редко использовал личную охрану. 

Выражение лица стоявшей около трупа Любови Слиски – первого вице-спикера Государственной Думы России было ожесточенным. Я подошел и спросил: «Что вы, Любовь Константиновна, сейчас чувствуете». Она мгновенно ответила:

 

- Полнейший беспредел… Мимо этого места чуть ли не каждый день едет на работу – прямо здесь (!) наш президент. Это – больше, чем вызов власти. О чем говорить!.. Беспредел полнейший!

Далее следовал такой же бред объемом 5900 печатных знаков. И этот товарищ, сотворивший сей «шедевр», на полном серьезе считал себя гением пера. Если бы читатель знал, сколько таких «гениев» пасется по редакциям российских СМИ – он бы вообще перестал читать газеты.

 

А вот еще одно в высшей степени любопытное издание – газета «Тверская, 13». Как понятно из названия, газета эта создана специально для того, чтобы прославлять деяния московских чиновников. Вот журналисты «Тверской, 13» и прославляют, причем делают это настолько топорно, что порой раздражают даже самих чиновников. По числу фотографий Лужкова, например (для тех, кто успел забыть, напоминаем, что был такой мэр в столице нашей Родины), «Тверская, 13» может дать фору любой советской газете эпохи культа личности. 

 

Руководит трудовым процессом по лизанию чиновничьих задниц главный редактор «Тверской, 13» Лев Васильевич Черненко. А в заместителях у него – его законная супруга Наталья Николаевна. Вот таким семейным подрядом товарищи и освещают неустанную заботу столичных властей о жителях города. Помимо запредельной любви к московским чиновникам, Лев Васильевич, на полном серьезе считающий себя гением, имеет еще одну маленькую слабость: он обожает менять заголовки в журналистских статьях. Весьма забавно было наблюдать, как гений лихо вычеркивает заголовок, придуманный каким-то подчиненным ему щелкопером, и вписывает свой вариант, разумеется, гениальный. Льва Васильевича не смущает даже то обстоятельство, что порой придуманный им заголовок совершенно не соответствует содержанию текста. Гений, одно слово!

 

А вот другая история – о том, как рождаются гениальные статьи в жанре журналистского расследования. Выбрал ее в качестве примера потому, что лично знаком с теми, о ком пишет автор расследования. Итак, в одном из октябрьских (2010 года) номеров «Новой газеты», гордо именующей себя рупором гласности и либерализма, была опубликована статейка криминального репортера Сергея Канева «Авторитет без границ». С интересом ее прочел – но не потому, что в заметке есть умные мысли. Как раз наоборот. Статейка представляет собой чудовищную смесь реальных фактов и нелепых домыслов, активно сдобренных громкими заявлениями и смелыми, как кажется автору, предположениями. И это, как ни странно, вызывает интерес: хочется понять, какую цель преследовал автор этого «расследования», когда сочинял свою галиматью.

 

Начинается заметка с интригующего заявления о том, что «на зарплате» у вора в законе Деда Хасана сидят действующие сотрудники милиции и прокуратуры. «Новая», разумеется, следит за событиями в криминальном мире, а заодно пристально (!) изучает ближайшее окружение Деда Хасана и его связи среди коррумпированных сотрудников силовых ведомств. Результатом пристального изучения явилось обнародование двух фамилий – Виталия Тулупова и Андрея Дручинина. Вот они, злостные коррупционеры, «крышующие» воров в законе и сидящие «на зарплате» у Деда Хасана! На каком основании автор «расследования» сделал такой вывод? Все очень просто: оказывается, на автомобиле одного из воров – некоего Юськи – был приклеен «лобовик» с надписью «Бюро правовой защиты ветеранов ФСБ и МВД», а учредителями этой организации являются Дручинин и Тулупов. Кроме того, именно Дручинин как-то раз присутствовал на церемонии награждения журналистов, посетивших Южную Осетию. А еще этот злостный коррупционер иногда бывает в Театре содружества актеров Таганки, где встречается со своими сослуживцами и – о, ужас! – с самим Николаем Губенко. Все эти чудовищные факты коррупции автор «расследования» подробно изложил в своей статейке и, явно довольный собой, сделал вывод: Дручинин с Тулуповым «крышуют» организованную преступность.

 

Лично знаю Андрея Михайловича Дручинина уже много лет. Однако не знал, что все это время он просидел «на зарплате» у преступного авторитета. И уж тем более не знал, что вручение общественных наград журналистам и встречи ветеранов в театре на Таганке имеют какое-то отношение к «крышеванию» организованной преступности. Спасибо щелкоперу из «Новой» - просветил! 

 

Технология создания таких журналистских расследований проста, как дважды два четыре. Очевидно, щелкопер залез в учредительные документы Бюро правовой защиты ветеранов ФСБ и МВД, узрел там фамилию Дручинин и набрал заветные восемь букв в поисковике. Интернет, разумеется, выдал нашему щелкоперу несколько фактов: вручение наград, встречи на Таганке, какие-то иные общественные мероприятия, освещавшиеся в прессе, на которых присутствовал Дручинин. При чем тут Дед Хасан? Правильно, ни при чем. Но никакой логической связи и не требуется. Главное – накидать какие-то факты, не связанные друг с другом, а потом сделать смачный вывод. И назвать этот бред журналистским расследованием. 

 

Именно так сегодня «работают» практически все представители « четвертой власти». Разница лишь в том, что одни проводят свои «расследования» на заказ и за хороший гонорар, а другие занимаются этим, так сказать, из любви к искусству. Неслучайно на визитке Канева, например, помимо общепринятых сведений о ее владельце, написано следующее: «Мочил, мочу и буду мочить!». Надо полагать, что это девиз нашего щелкопера, его жизненное кредо. И эти люди (у которых явно не все в порядке с головой) на полном серьезе гордо именуют себя то четвертой властью, то представителями самой опасной профессии, то просто самыми умными на свете людьми.

Кстати, о гонораре. Практически все «представители самой опасной профессии» дюже охочи до денег. За деньги газеты и журналы напечатают любую ахинею. Каких только идиотских текстов я ни видал, когда плотно общался с редакциями российских СМИ! Какие только умопомрачительные суммы ни назывались алчными редакторами за тот или иной заказной материал! Вот уж действительно журналисты в России ничего не боятся, когда речь заходит о больших деньгах. При этом в кругу щелкоперов считается в порядке вещей, зарабатывая на ахинее, попутно надувать и друг дружку. Например, не поделиться с тем, кто принес в редакцию заказной текст, а значит, живые деньги. Лично сталкивался с этим, когда несколько лет назад довелось общаться с руководством газеты «Новые известия», в особенности с ее главным редактором, бесстрашным борцом за демократию Валерием Яковым. 

И все-таки такого чванства и алчности, как на телевидении, пожалуй, нет нигде. Как-то раз, лет семь назад, ко мне обратились знакомые ребята с просьбой помочь им выйти на какой-нибудь крупный российский телеканал. Суть вопроса заключалась в следующем. Ребята создали агрономическую фирму и наладили выпуск тушенки отлично качества и по вполне доступной цене. Разумеется, возникла потребность как-то заявить о себе. Посовещавшись, решили не снимать рекламный ролик, от которых у зрителей уже давно изжога, а попросить телевизионщиков (естественно, небескорыстно) упомянуть эту самую тушенку в какой-нибудь передаче, посвященной кулинарии. После долгих обсуждений выбрали программу «Едим дома» на НТВ. Вела ее некая экзальтированная (но, очевидно, гениальная) девица, которая суетливо бегала по кухне и заливала все вокруг импортным соусом. А в перерывах между ее суетой камера иногда выхватывала как бы невзначай какой-нибудь продукт: банку консервов, упаковку со специями и так далее – в общем, то, за что телевизионщикам заплатили деньги. Так вот, почему бы таким же макаром не показать банку тушенки, подумали наивные российские производители и даже выделили на эти цели 200 тысяч американских рублей. Реакция телевизионщиков поразила даже меня, который к тому времени уже давно ничему не удивлялся. В ответ на мое коммерческое предложение гордая барышня из продюсерского центра, презрительно поджав накрашенные губки, изрекла: «Двести тысяч? Фи… Да мы меньше, чем за полмиллиона долларов даже разговаривать не будем.» 

 

Таких историй при желании могу вспомнить еще немало. Впрочем, главное не в этом. В конце концов, журналисты тоже люди, и ничто человеческое (в основном, порочное) им не чуждо. Гораздо хуже другое. Именно щелкоперы, все как один в начале 1990-ых поносившие свою Родину и воспевавшие светлое капиталистическое будущее, в немалой степени виноваты в развале великой страны и в том бардаке, в котором оказались сегодня ее граждане. Разговорчики типа «Мы только показываем жизнь такой, какой она есть» - очередной миф, запускаемый в массовое сознание самими щелкоперами. Если человеку постоянно твердить «Ты свинья», он может захрюкать. Так и щелкоперы своим бесконечным смакованием всякого дерьма во многом сформировали нынешнюю реальность: жестокую, алчную, убогую. Стоит ли потом удивляться, что иногда жертвами этой реальности становятся и сами щелкоперы. Чего добивались двадцать лет подряд – то и получили. Так что ежели какому-нибудь гению пера на улице набили морду, это вовсе не означает, что он пострадал за свои честные, принципиальные статьи. Скорее всего, причиной конфликта стали банальная жадность, нечистоплотность или участие в каких-нибудь аферах. 

 

Возвращаясь к мифу о четвертой власти и независимых СМИ, хотелось бы напомнить, что за последние два десятка лет именно щелкоперы охотнее других демонстрировали свою готовность за деньги и материальные блага лечь под кого угодно, хоть под черта лысого. В этой связи вспоминаю лето 1996 года, когда степень прогибания щелкоперов под исполнительную власть достигла своего апогея. Для тех, кто успел подзабыть, кратко напомню суть дела.   

 

Итак, лето 1996 года. На носу выборы президента. Почти ни у кого нет сомнений в том, что победит кандидат от левых сил – к  тому времени демократы с Ельциным во главе успели достать народ по полной программе. Но тут на помощь власти пришли «независимые» СМИ. По НТВ и другим телеканалам с утра до вечера крутили документальные фильмы про ужасы ГУЛАГа, а газеты пестрели компроматом на коммунистов. Автор этих строк в середине 1990-ых тесно общался с газетой «Вечерняя Москва» и прекрасно помнит, какая антикоммунистическая истерия царила тогда в редакциях печатных СМИ. Каждое утро планерка в «Вечерке» начиналась с того, что руководство напоминало журналистам о том, что в каждом материале, независимо от содержания и темы, обязательно должна быть критика КПРФ. Такого ушата грязи, который был вылит на недавнее советское прошлое жарким летом 1996 года, история информационных войн, пожалуй, не знает. 

 

За такое усердие «четвертой власти» в процессе предвыборной кампании и после нее было брошено немало жирных ломтей. «Честные, принципиальные» журналисты с НТВ во главе с аналитиком Киселевым, например, получили внушительный кредит от Газпрома. Отлично помню, как корреспонденты информационной службы телеканала (те самые, которые любили гордо повторять: «Новости – наша профессия») хвастались своими умопомрачительными зарплатами, крутыми «тачками» и новыми квартирами. А когда через пару лет все денежки были профуканы, Киселев со товарищи, привычно прикрываясь воплями о демократии и защите свободы слова, прибрали к рукам телеканал «ТВ-6», разогнав работавших там журналистов. Правда, и на новом месте они долго не продержались: и канал угробили, и сами разбежались кто куда.

 

Что касается упомянутых выше щелкоперов из «Вечерки», те за свою продажность справили новоселье в только что отстроенном элитном доме в районе Хорошевки. Прекрасно помню, с каким остервенением гении пера делили там квартиры, попутно наживаясь друг на дружке. Впрочем, как мы уже выяснили, надуть себе подобного для щелкопера дело привычное… 

 

В общем, итог двадцатилетнего существования свободной прессы в России таков: уровень доверия к печатному и телевизионному слову упал ниже плинтуса. Об этом красноречиво свидетельствуют, во-первых, низкие рейтинги ведущих российских телеканалов, а во-вторых, фантастическая популярность Интернета, которая очевидна без всяких рейтингов. Причина вполне понятна: люди устали от той вонючей жвачки, которую им предлагают свободные, демократические СМИ. Люди видят в Интернете реальную альтернативу тому убогому информационному пространству, которое существует в виде многочисленных телеканалов и газет. Загляните на любой сайт, где есть форум для обсуждения тех или иных социальных и политических проблем. Такой широкой аудитории может позавидовать любое самое раскрученное СМИ. Именно в Интернете сегодня люди черпают свежие идеи и мысли, именно на сайтах и форумах идет живое обсуждение проблем, которые действительно волнуют жителей страны и о которых официальные СМИ предпочитают не упоминать. И это альтернативное информационное пространство, которое сформировали сами граждане, не подконтрольно тем, кто определяет информационную политику в стране. 

 

Ну что ж, спасибо «четвертой власти»: ее представители сделали все, чтобы отучить сограждан пялиться в «ящик» и зачитывать до дыр свежий номер любимой газеты. С праздником вас, гении пера!  


Сергей ХОЛОДОВ, заместитель председателя МС «Наследники Победы» по связям со СМИ по Москве и Московской области

 

 

12 января 2012 г.




Архив

Архив
Единый час духовности «Голубь мира»
<
>
Controller: Material.item | _news_item;
Time: 0.733;
DB: 28 за 0.205;
RAM: 12.44 из 128M;
Memcache: не установлен