В древнем Полоцке состоялся слет славянских литературоведов

В древнем Полоцке состоялся слет славянских литературоведов

В начале мая в Полоцком государственном университете (Республика Беларусь) прошел международный научно-практический семинар «Слово – текст – контекст. Методы, способы и приемы анализа художественного произведения и литературного процесса». Семинар был приурочен к 70-летнему юбилею выдающегося ученого, доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой мировой литературы и культурологии Полоцкого госуниверситета Александра Александровича Гугнина.

 

Такого рода фундаментальные научные акции проводятся в Полоцке уже не первый год. Поучаствовать в семинаре ежегодно приезжают видные литературоведы из России, Украины, европейских стран. По итогам семинара Полоцкий университет издает научные сборники. 

 

Вообще древний Полоцк сегодня явно переживает второе рождение. Это чувствуется даже по внешнему виду городских зданий, улиц и площадей. Всюду чистота и порядок, вымощенные плиткой тротуары, аккуратные газоны и скверы – впрочем, как и во всех других белорусских городах. В республике даже небольшие полустанки вымощены плиткой. Но самое удивительное то, что поддерживать почти стерильную чистоту удается без участия огромной армии гастарбайтеров. Белоруссия вообще и Полоцк в частности доказали, что опираться нужно на собственные ресурсы и собственный народ, а не уповать (как это делают российские власти и подпевающие им щелкоперы с политологами) на толпы мигрантов, которые, дескать, спасут страну.

 

А еще в Белоруссии поражает трепетное (по сравнению с современной Россией) отношение государства к науке, культуре, образованию. Это в России благодаря стараниям демократов слова «ученый» и «педагог» превратились в синонимы понятий «бедняк» и «неудачник». В Белой Руси картина иная. К примеру, Полоцкий университет был основан в 1990-ые годы, когда в России в изобилии появлялись только пивные ларьки и торгово-развлекательные комплексы. В 2005 университет получил огромное здание в самом центре Полоцка. Власти сделали ремонт, оснастили аудитории всем необходимым для нормального учебного процесса. Профессора и преподаватели получают достойную зарплату. Причем, не только юристы и финансисты-экономисты, но и те, кто занимается такими никчемными, с точки зрения демократических властей, предметами, как литературоведение, культурология, лингвистика. Успешно решается жилищный вопрос: в очереди на квартиру по двадцать лет никто не стоит. Регулярно проводятся научные конференции, художественные выставки и другие культурные акции. Например, научно-практический семинар по литературоведению, прошедший недавно в Полоцке, финансируется государством уже на протяжении десяти лет.

 

Полоцк – один из древнейших городов Руси. Первое упоминание о городе относится к 862 году, то есть Полоцк почти на триста лет старше Москвы. В XIII веке, когда Русь раздирали междуусобные войны, Полоцкое княжество попало под власть сначала Литвы, а затем Польши. Вместе с поляками на Полоцкую землю пришли католические миссионеры и еврейские ростовщики, в короткие сроки опутавшие паутиной долгов местное славянское население. Неслучайно Иван Грозный, освободив Полоцк в ходе Ливонской войны, сразу же утопил несколько тысяч ростовщиков и торгашей в местной речушке, дабы другим неповадно было православных людей грабить. Правда, за евреев тут же вступилась просвещенная Европа. Польский король Стефан Баторий организовал очередной крестовый поход на Россию. К полякам охотно примкнули немцы, шведы, мадьяры и наемники из других стран. Против такой коалиции войска Ивана Грозного устоять не смогли, Полоцк пришлось снова отдать полякам, под властью которых город находился вплоть до конца XVIII века.

 

Несмотря на то, что по Полоцкой земле войны прокатывались, словно волны, в городе сохранилось немало памятников истории и культуры. Жемчужиной древнерусской архитектуры традиционно считается Софийский собор, воздвигнутый в XI столетии на высоком берегу Западной Двины. Правда, от первоначального облика собора до наших дней сохранилась только кладка фундамента. Внешний облик и внутренний декор – результат реконструкции, проведенной в начале XVIII века, когда храм принадлежал Униатской церкви. Разумеется, униаты, ориентированные на католицизм, полностью перестроили Софийский собор в соответствии с традициями восточно-европейского барокко. В результате из древнерусского храма, воздвигнутого по образу и подобию Константинопольской Софии, собор превратился в заурядное культовое сооружение, коих было немало построено в западных областях Украины и Белоруссии в период господства там польских панов.

 

А вот Спасо-Евфросиниевский храм, построенный в XII веке на территории одноименного монастыря, сохранился в первозданном виде. Даже внутренние росписи уцелели, несмотря на то, что в годы Великой Отечественно войны и трехлетней немецкой оккупации были разрушены почти все городские здания. Православных храмов XII века в России сохранилось немного. Так что Спасо-Евфросиниевский собор в Полоцке – без преувеличения уникальный памятник древнерусского зодчества. За последние десять лет территория вокруг храма приведена в порядок, восстановлена булыжная мостовая, отремонтированы надвратная церковь и Кресто-Воздвиженский храм, построенный сто лет назад по соседству. Теперь это действующий монастырь и место паломничества сотен тысяч верующих, ежегодно приезжающих в Полоцк со всех концов православного мира.    

 

Сергей ХОЛОДОВ, заместитель председателя МПОД «Наследники Победы» по связям со СМИ по Москве и Московской области

 

 

16 мая 2011 г.




Архив

Архив
Единый час духовности «Голубь мира»
<
>
Controller: Material.item | _news_item;
Time: 1.372;
DB: 28 за 0.380;
RAM: 12.39 из 128M;
Memcache: не установлен