Великий художник великой России
«Воплощением национальной славы русской живописи» называл историк отечественного искусства А. Эфрос выдающегося русского живописца, художника-реалиста, признанного мастера портрета, исторических и бытовых сцен Илью Ефимовича Репина, 175-летие которого наша страна отмечает 5 августа.
К этой юбилейной дате отечественной и мировой культуры в читальном зале библиотеки-филиала №4 им. М.М. Коцюбинского МБУК ЦБС для взрослых МОГО Симферополь организована выставка-вернисаж «Богатырь русского искусства – Илья Репин». В названия рубрик выставки вошли высказывание И. Гинцбурга: «Репин был великим реалистом» и цитаты самого И.Е. Репина: «Наша русская действительность сама просится на холст», «Душа человека, драма жизни, дух истории – вот наши темы», «Художник – зеркало своей среды…».
«Во всем могуч, во всем великолепен… Художник-солнце, благодатный Репин» – писал поэт Б. Садовский. И это действительно так. «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Не ждали», «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» («Иван Грозный убивает своего сына»), «Крестный ход в Курской губернии» и другие полотна И.Е. Репина являются гордостью отечественного реалистического искусства и уникальным вкладом в сокровищницу мировой культуры.
Из числа «крымских» творений Репина внимание читателей привлекает репродукция картины «Прощание Пушкина с Черным морем» («Прощай, свободная стихия!»), над которой Репин трудился в соавторстве с признанным крымским маринистом Иваном Айвазовским, знакомым с А.С. Пушкиным. «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку» – писал Репин. Удивительно живо написанная на фоне бушующего моря фигура Пушкина навевает мысли о возникшей гармонии Репина с Крымом. А картина «Крым. Проводник» была написана после посещения Репиным полуострова весной 1880 года в поисках сюжетных этюдов для своего монументального полотна «Запорожцы». Сопровождал Репина его ученик – будущий знаменитый художник Валентин Серов, написавший впоследствии «Ифигения в Тавриде» и «Татарская деревня в Крыму».
Наиболее значительные произведения Репина находятся в Третьяковской галерее и Русском музее. Представленный на выставке альбом «Симферопольский художественный музей» с гордостью рассказывает о входящих в его коллекцию картинах И.Е. Репина «Солоха и дьяк», «Этюд натурщицы» и «Портрет крестьянина».
Художник В. Иванов писал: «Репин оставил нам бесценную галерею портретов… Кажется, вся Россия предстала в лицах…». Одним из первых поддержавший идею П.М. Третьякова, основателя Третьяковской галереи, о создании портретов выдающихся людей России, Репин писал портреты представителей разных сословий. «Какая это честь – быть написанным Репиным» – восклицал Иван Бунин. Чести быть запечатленными одним из лучших портретистов современности удостоились художники И. Крамской, В. Поленов, В. Суриков, В. Серов, композиторы М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, А. Рубинштейн, певец Ф. Шаляпин, ученые Д. Менделеев, И. Сеченов, И. Павлов, российские императоры Александр III и Николай II и другие представители России на рубеже двух веков. Репиным написано около 70 портретов Льва Толстого, с которым его связывала тридцатилетняя дружба и потрясающий воображение групповой портрет высших сановников Российской империи – шедевр «Торжественное заседание Государственного совета».
Всей своей жизнью Илья Репин подтверждал цитату из книги «Далекое близкое. Воспоминания»: «Искусство я люблю больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей…». Даже оказавшись на склоне дней вне пределов России – в усадьбе Пенаты в Финляндии, Репин продолжал писать. Последними его творениями стали «Черноморская вольница» и посвященная памяти М.П. Мусоргского картина «Гопак. Танец запорожских казаков».
Выставка призвана дать читателю возможность окунуться в атмосферу творчества, художественных и жизненных исканий юбиляра, слова которого и сегодня звучат всем нам предупреждением: «Общество, потерявшее веру, поправшее принципы добра… – калека».