Сегодня, 18 мая, день Памяти легендарного лётчика-аса, о котором мы много раз уже писали в нашем канале. Но есть такие люди, что своим подвигом и жизненным примером, самоотверженным трудом, честностью и справедливостью показывают, что о них можно и нужно рассказывать, особенно новому поколению, которое не знает ужас той далекой прошедшей войны.
О боевой славе Алексея Петровича Маресьева и о его подвиге лётчика, летавшего без ног, пожалуй, знают все. «Повесть о настоящем человеке» была и остается настольной книгой нескольких поколений.
Российский военный летчик-истребитель. Герой Советского Союза. Полковник. Прототип героя книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» Алексея Мересьева. Кандидат исторических наук. Секретарь Комитета ветеранов войны.
Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышин, Волгоградская область. В возрасте трех лет мальчик остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны. После окончания средней школы парень поступил в Фабрично-Заводском Училище, где получил специальность слесаря. С 1934 года по направлению Камышинского районного комитета комсомола работал лесорубом на строительстве Комсомольска-на-Амуре. На срочную военную службу призван в октябре 1937 года. Для прохождения службы направлен в Сахалинский пограничный отряд в качестве авиамоториста в 12-й авиаотряд 2-й Краснознаменной армии. Вскоре Маресьев оказался в составе 79-го авиационного полка в селе Кировском.
С августа 1941 года Маресьев участвует в боях Великой Отечественной войны. Свой первый боевой вылет совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога на Южном фронте. Боевой счет летчик открыл в начале 1942 года, сбив Ju52. К апрелю 1942 года на счету летчика Маресьева имелось уже четыре сбитых фашистских самолета.
Весной 1942 года между озерами Селигер и Ильмень русские войска возле неприметного городка Демянска окружили примерно стотысячную группировку немецких войск, которая не думала сдаваться, оказывая организованное и очень сильное сопротивление. В районе этого «Демянского котла» 4 апреля 1942 года во время вылета по прикрытию бомбардировщиков в бою с немецкими истребителями самолет Як-1 Маресьева оказался подбит.
Летчик пытался совершить вынужденную посадку в лесу, заприметив там подходящее озеро. Однако его самолет зацепился шасси за верхушки сосен и перевернулся. Самолет упал в глубокий снег, а сам летчик получил достаточно тяжелые ранения, но остался жив. На протяжении восемнадцати суток повредивший ступни ног летчик сначала на покалеченных ногах, а затем и ползком пробирался к линии фронта. Съев по пути бортовой паек питался тем, что удавалось найти в лесу: корой деревьев, ягодами, шишками. Ситуация казалась безнадежной: оказавшийся посреди бескрайнего и глухого леса в одиночестве, с поврежденными ногами летчик просто не знал, куда ему следует идти, а точнее, ползти. Как остался в итоге жив, неизвестно никому. Алексей Петрович никогда не любил вспоминать эту историю и старался не рассказывать о ней. По его словам, им двигало в тот момент неукротимое желание жить.
Первыми его заметили жители из деревни Плав, Кисловского сельского совета Валдайского района. Из-за того, что летчик не откликнулся на вопросы из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого летчика обнаружили мальчишки из той же деревни: Сережа Малин и Саша Вихров. Дед Саши отвез Алексея на подводе в свой дом. Несколько дней колхозники ухаживали за Маресьевым. Необходимая медицинская помощь в селе отсутствовала. В первых числах мая рядом с деревней приземлился самолет, пилотируемый Андреем Дехтяренко, и Алексея отправили в Москву, в госпиталь, где врачи вынуждены ампутировать герою обе ноги в области голени, но жизнь спасли.
Однако летчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в запасной авиационной бригаде города Иваново. В июне 1943 года Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге, где во время боев сбил еще самолета противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии старшему лейтенанту Маресьеву Алексею Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Позже герой воевал в Прибалтике. Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов противника: 4 до ранения и 7 с ампутированными ногами. В июне 1944 года в звании майора Маресьев назначен инспектором-летчиком Управления ВВС высших учебных заведений.
В июле 1946 года майор Алексей Петрович уволен в отставку. До 1953 года работал в 1-й Московской специальной школе Военно-Воздушных Сил. Далее пришлось окончить Высшую партийную школу и аспирантуру при Академии наук, где защитив диссертацию, стал кандидатом исторических наук. Затем работал секретарем Комитета ветеранов войны и первым заместителем председателя. На данном посту поручили заниматься международными делами.
Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев умер 18 мая 2001 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, где 23 февраля 2005 года открыт памятник.
«Я человек, а не легенда! В том, что я сделал, нет ничего необыкновенного. И то, что меня превратили в легенду, меня очень расстраивает».
«Страх присущ всем. И если вам кто-то будет говорить, что он ничего не боится, — не верьте. Надо просто уметь побеждать в себе это чувство».
Вечная Память Алексею Петровичу…