В октябре 1941 года начались подготовительные работы по строительству ледовой трассы через Ладожское озеро. Эти работы включали в себя обобщение разрозненных данных о ледовом режиме озера, трассировку дороги на основе этих данных и расчёт затрат на строительство. 13 ноября начальником тыла Ленинградского фронта был подписан приказ организации строительства ледяной дороги от мыса Осиновец до маяка Кареджи.
Военно-автомобильная дорога планировалась шириной 10 метров для двустороннего движения автотранспорта, с питательно-обогревательными пунктами каждые 5 км. 15-19 ноября проводилось обследование льда 12 группами. Для обслуживания дороги было создано Управление дороги, подчинявшееся начальнику тыла фронта, а обслуживание включало 9 тысяч военнослужащих.
Ледяная магистраль.
17-я отдельная автотранспортная бригада осуществляла перевозки через Ладогу. Для безопасности грузов толщина льда по трассе должна была быть не менее 20 см. 20 ноября батальон конно-транспортного полка отправился на восточный берег Ладоги, доставив 63 т муки. 22 ноября отправилась первая автоколонна, а в ноябре по трассе доставлялось около 100 т грузов в сутки, увеличиваясь к концу месяца до 1000 т.
Конно-санный обоз на льду Ладожского озера.
При эксплуатации ледовой дороги выяснилось, что резонансное явление, известное как изгибно-гравитационная волна, могло быть губительным, особенно для легковых машин. Для предотвращения происшествий была предписана определенная скорость движения.
Трасса через Ладогу до 15 декабря проходила по различным направлениям из-за слабости льда. За первый месяц использования дороги её маршрут менялся четыре раза. Дорога была двусторонней, с полосами на расстоянии 100-150 м, а дистанция между машинами в колонне была не менее 100 м. Дорогу обслуживали регулировщики на регулировочных постах.
На 25 декабря в составе 17-й отдельной автотранспортной бригады было 2877 автомашин, из которых только 1198 находилось в эксплуатации.
Автомобили на «Дороге жизни».
10 декабря 1941 года, согласно решению Военного совета Ленинградского фронта, был запланирован старт эвакуации населения по зимней дороге. К 20 декабря планировалось вывести 5 тысяч человек в сутки. Однако 12 декабря эвакуацию отложили, но в период с декабря 1941 года по 22 января 1942 года неорганизованным транспортом и через Ладожское озеро было эвакуировано 36 тысяч человек. 22 января 1942 года Главное командование объявило о неотложной эвакуации 500 тысяч жителей Ленинграда.
На «Дороге жизни» в середине января 1942 года обслуживалось около 19 тысяч человек, с автопарком из 4053 грузовых и специальных автомашин. Охрану дороги выполнял отдельный полк, а на льду были построены оборонительные полосы с деревянными срубами, обложенными мешками с песком и льдом.
Эвакуация ленинградцев через Ладогу.
Для защиты от авианалетов устанавливались орудия малокалиберной зенитной артиллерии и зенитные пулеметы каждые 3 км и 1-1,5 км соответственно. Воздушное пространство патрулировали истребители. Задачу обеспечения безопасности выполняли три истребительных авиационных полка в декабре 1941 года и четыре в январе 1942 года.
Зенитчики на трассе.
Подготовка к зиме 1942-1943 годов включала не только автодорогу, но и узкоколейную железную дорогу на льду с грузооборотом 2 тысячи тонн в сутки. Дорога открылась для гужевого транспорта 20 декабря и для автомобильного 24 декабря.
21 ноября 1942 года Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве свайно-ледовой железной дороги через Ладожское озеро. Строительство началось в декабре 1942 года, и к 18 января 1943 года было построено 9,3 км дороги широкой колеи и 14,5 км узкоколейки. Однако из-за решения строить железную дорогу через освобожденный коридор во время прорыва блокады, работы были прекращены.
Провалившиеся машины на Дороге жизни.
С середины января 1943 года, после освобождения Шлиссельбурга, движение по ледовой дороге от островов Зеленцы до Шлиссельбурга было открыто 20 января. Ледовая дорога функционировала до 30 марта 1943 года, перевезя более 1 615 тысяч тонн грузов и эвакуировав около 1 376 тысяч человек за весь период ее существования.
Общее количество грузов, перевезённых в Ленинград по Дороге жизни за весь период её действия, составило свыше 1 615 тысяч тонн. За это же время из города было эвакуировано около 1 376 тысяч человек.