22 ноября 1941 года — Открыта «Дорога жизни» по льду Ладожского озера

<strong>22 ноября 1941 года</strong> - Открыта «Дорога жизни» по льду Ладожского озера

В октябре 1941 года начались подготовительные работы по строительству ледовой трассы через Ладожское озеро. Эти работы включали в себя обобщение разрозненных данных о ледовом режиме озера, трассировку дороги на основе этих данных и расчёт затрат на строительство. 13 ноября начальником тыла Ленинградского фронта был подписан приказ организации строительства ледяной дороги от мыса Осиновец до маяка Кареджи.

Военно-автомобильная дорога планировалась шириной 10 метров для двустороннего движения автотранспорта, с питательно-обогревательными пунктами каждые 5 км. 15-19 ноября проводилось обследование льда 12 группами. Для обслуживания дороги было создано Управление дороги, подчинявшееся начальнику тыла фронта, а обслуживание включало 9 тысяч военнослужащих.

Ледяная магистраль.

17-я отдельная автотранспортная бригада осуществляла перевозки через Ладогу. Для безопасности грузов толщина льда по трассе должна была быть не менее 20 см. 20 ноября батальон конно-транспортного полка отправился на восточный берег Ладоги, доставив 63 т муки. 22 ноября отправилась первая автоколонна, а в ноябре по трассе доставлялось около 100 т грузов в сутки, увеличиваясь к концу месяца до 1000 т.

Конно-санный обоз на льду Ладожского озера.
Конно-санный обоз на льду Ладожского озера.

При эксплуатации ледовой дороги выяснилось, что резонансное явление, известное как изгибно-гравитационная волна, могло быть губительным, особенно для легковых машин. Для предотвращения происшествий была предписана определенная скорость движения.

Автомобили на «Дороге жизни».

Трасса через Ладогу до 15 декабря проходила по различным направлениям из-за слабости льда. За первый месяц использования дороги её маршрут менялся четыре раза. Дорога была двусторонней, с полосами на расстоянии 100-150 м, а дистанция между машинами в колонне была не менее 100 м. Дорогу обслуживали регулировщики на регулировочных постах.

На 25 декабря в составе 17-й отдельной автотранспортной бригады было 2877 автомашин, из которых только 1198 находилось в эксплуатации.

Автомобили на «Дороге жизни».

10 декабря 1941 года, согласно решению Военного совета Ленинградского фронта, был запланирован старт эвакуации населения по зимней дороге. К 20 декабря планировалось вывести 5 тысяч человек в сутки. Однако 12 декабря эвакуацию отложили, но в период с декабря 1941 года по 22 января 1942 года неорганизованным транспортом и через Ладожское озеро было эвакуировано 36 тысяч человек. 22 января 1942 года Главное командование объявило о неотложной эвакуации 500 тысяч жителей Ленинграда.

Эвакуация ленинградцев через Ладогу.

На «Дороге жизни» в середине января 1942 года обслуживалось около 19 тысяч человек, с автопарком из 4053 грузовых и специальных автомашин. Охрану дороги выполнял отдельный полк, а на льду были построены оборонительные полосы с деревянными срубами, обложенными мешками с песком и льдом.

Эвакуация ленинградцев через Ладогу.
Эвакуация ленинградцев через Ладогу.

Для защиты от авианалетов устанавливались орудия малокалиберной зенитной артиллерии и зенитные пулеметы каждые 3 км и 1-1,5 км соответственно. Воздушное пространство патрулировали истребители. Задачу обеспечения безопасности выполняли три истребительных авиационных полка в декабре 1941 года и четыре в январе 1942 года.

Зенитчики на трассе.
Зенитчики на трассе.

Подготовка к зиме 1942-1943 годов включала не только автодорогу, но и узкоколейную железную дорогу на льду с грузооборотом 2 тысячи тонн в сутки. Дорога открылась для гужевого транспорта 20 декабря и для автомобильного 24 декабря.

21 ноября 1942 года Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве свайно-ледовой железной дороги через Ладожское озеро. Строительство началось в декабре 1942 года, и к 18 января 1943 года было построено 9,3 км дороги широкой колеи и 14,5 км узкоколейки. Однако из-за решения строить железную дорогу через освобожденный коридор во время прорыва блокады, работы были прекращены.

Провалившиеся машины на Дороге жизни.

С середины января 1943 года, после освобождения Шлиссельбурга, движение по ледовой дороге от островов Зеленцы до Шлиссельбурга было открыто 20 января. Ледовая дорога функционировала до 30 марта 1943 года, перевезя более 1 615 тысяч тонн грузов и эвакуировав около 1 376 тысяч человек за весь период ее существования.

Общее количество грузов, перевезённых в Ленинград по Дороге жизни за весь период её действия, составило свыше 1 615 тысяч тонн. За это же время из города было эвакуировано около 1 376 тысяч человек.

 
22 ноября 2024 г.




Архив

Архив
Единый час духовности «Голубь мира»
Наша Общая Победа
ПАРТНЕРСТВО "ШКОЛЫ-ПОБРАТИМЫ"
<
>
Controller: Material.item | _news_item;
Time: 0.573;
DB: 29 за 0.155;
RAM: 12.51 из 128M;
Memcache: не установлен