Немецкий план блицкрига предполагал взятие Москвы в течение первых 10-12 недель войны. Однако, несмотря на успехи Вермахта в первые дни наступления, усилившееся сопротивление Красной Армии и ряд объективных причин помешали его выполнению. Только Смоленское сражение июля-сентября 1941 года задержало продвижение немцев к Москве на два месяца. Германские стратеги не смогли в полной мере предусмотреть всех издержек, связанных со значительным расширением фронта, износом материальной части ударных группировок и падением наступательного духа войск при упорном сопротивлении противника.
Карта Восточного фронта во время битвы под Москвой.
К началу сентября 1941 года московское направление оставалось приоритетным для верховного немецкого командования. 6 сентября до немецких частей была доведена директива ОКВ №35, которая предполагала начало подготовки к операции по захвату советской столицы. Общий план наступления в сентябре был доработан и оформлен в виде приказов, в которых детально доводились задачи каждому объединению войск. 19 сентября операция получила кодовое наименование «Тайфун». Предполагалось мощными ударами крупных группировок, сосредоточенных в районах Духовщины (3-я танковая группа), Рославля (4-я танковая группа) и Шостки (2-я танковая группа), окружить основные силы войск Красной Армии, прикрывавших столицу, и уничтожить их в районах Брянска и Вязьмы, а затем стремительно обойти Москву с севера и юга с целью её захвата.
Сухопутному наступлению немцев предшествовали авиационные налеты на Москву. Первый массированный немецкий налёт на Москву был предпринят еще в ночь на 22 июля 1941 года. За первым налётом последовали два, почти таких же мощных. Затем общая численность бомбардировщиков, принимавших участие в ударах по городу, сократилась. Пик налётов на Москву выпал на ноябрь 1941 года — 45 воздушных тревог за месяц. Но бомбёжки не нанесли городу существенного урона. За июль 1941 — январь 1942 года, к столице прорвалось только 229 из 7146 самолётов врага.
26 сентября Фёдор фон Бок подписал приказ № 1620/41 о наступлении группы армий «Центр» на Москву. Она состояла из 78 дивизий и насчитывала 1 929 тысяч личного состава, имела 1700 танков, 14 тысяч орудий и миномётов, 1390 самолётов. Соседние группы армий «Север» и «Юг» должны были прикрывать главные удары на московском направлении, наступая в восточном направлении. 2-му воздушному флоту Альберта Кессельринга ставилась задача уничтожения советской авиации перед фронтом наступающих войск и поддержания наступления всеми имеющимися силами, в связи, с чем массовые бомбардировки промышленных предприятий откладывались.
Битва за Москву началась 30 сентября 1941 года и длилась до 20 апреля 1942 года. Она делится на 2 периода: оборонительный (30 сентября — 4 декабря 1941 года) и наступательный, который состоит из двух этапов: контрнаступления (5 декабря 1941 года — 7 января 1942 года) и наступления советских войск (7 января — 30 марта 1942 года). Сражение развернулось на пространстве, границы которого на севере проходили по реке Волге от Калязина до Ржева, на западе — по рокадной железнодорожной линии Ржев — Вязьма — Брянск, на юге — по условной линии Ряжск — Горбачёво — Дятьково.
На Московском направлении полосу около 800 км обороняли войска Западного, Брянского, Резервного фронтов, которые насчитывали около 1 250 тысяч человек, более 10,5 тысяч орудий и миномётов (из них около 1200 противотанковых), 1044 танка. Кроме этого, в ходе обороны Москвы были задействованы 21 дивизия ополчения общим составом 200 тысяч человек, 14 резервных дивизий общим составом 120 тысяч человек, 6 гвардейских дивизий ВДВ, 9 дивизий, снятых из Сибири. Также — 2 танковые дивизии неполного состава, 14 отдельных танковых батальонов неполного состава. Также — авиация ПВО Москвы в составе 3 авиадивизий. ВВС трёх советских фронтов насчитывали 568 самолётов (210 бомбардировщиков, 265 истребителей, 36 штурмовиков, 37 разведчиков). Общее количество самолетов составляло 1368 единиц.
На оборонительном этапе сражения были проведены: Орловско-Брянская, Вяземская, Можайско-Малоярославецкая, Калининская, Тульская, Клинско-Солнечногорская и Наро-Фоминская фронтовые операции. Первый удар на себя приняла Можайская линия обороны, которая сооружалась в спешном порядке с 16 июля 1941 года на рубеже: Московское море — Волоколамск — Можайск — Малоярославец — Детчино. Общая проектная протяжённость линии составляла 220 км. Глубина обороны от 50 до 80 км, на 380 км при трёх полосах. К началу октября 1941 года строительство линии было завершено лишь на 40% от запланированного объема. Было построено 296 ДОТов, 535 ДЗОТов, 170 км противотанковых рвов и 95 км эскарпов.
Строительство оборонительных укреплений на ближних подступах к Москве.
К концу сентября 1941 года сложилось положение, при котором вероятность быстрого захвата Москвы танковыми и моторизованными частями противника на Малоярославецком и Можайском направлениях была весьма высока. Начав наступление, уже к исходу 2 октября части 3-й танковой группы генерала Гота прорвали фронт на стыке 19-й и 30-й советских армий, а 4-я танковая группа генерала Гёпнера — в полосе обороны 43-й армии южнее Варшавского шоссе. Передовые подразделения 2-й танковой группы Гудериана 3 октября захватили Орёл и развивали наступление на Мценск и Тулу. Между 30-й и 19-й армиями Западного фронта образовалась брешь, шириной 30-40 км. Моторизованные соединения вермахта и СС, прорвались к Вязьме. К исходу 4 октября дивизии Гота и Гёпнера находилось уже в 60 -70 км от города. Утром 5 октября противник с ходу овладел Юхновым, который находился приблизительно в 195 километрах юго-западнее Москвы.
Оперативная обстановка на дальних подступах к Москве менялась очень быстро и не в пользу Красной Армии. В Ставке были уверены, что линия фронта находится в 280-350 километрах от Москвы. Все укреплённые районы, входившие в состав Можайской линии обороны на тот момент ещё не были обеспечены войсками. Позиции занимали наспех переброшенные, малочисленные подразделения. К исходу 7 октября оборона на дальних подступах к Москве фактически рухнула. В «котлах» или полуокружении оказалось 37 дивизий, 9 танковых бригад, 31 артиллерийский полк РГК и управления 19-й, 20-й, 24-й и 32-й армий Западного и Резервного фронтов.
Советские танки Т-26 выдвигаются на оборону Москвы.
Под Брянском в полном окружении находились 27 дивизий, 2 танковые бригады, 19 артиллерийских полков РГК и управления 50-й, 3-й и 13-й армий Брянского фронта. Было окружено семь управлений армий (из 15 на направлении), 64 дивизии (из 95), 11 танковых бригад (из 13) и 50 артиллерийских полков РГК (из 64). Эти соединения и части входили в состав 13 армий и одной оперативной группы. Тем не менее, впоследствии остаткам 16 дивизий РККА удалось с боями пробиться к своим из окружения.
12 октября, в связи с приближением линии фронта, Государственный комитет обороны принял решение о строительстве системы оборонительных сооружений на ближних подступах к столице их трех рубежей. Первый проходил через Клязьминское водохранилище, Хлебниково, реку Клязьму, Сходню, Нахабино, Перхушково, Красную Пахру и Домодедово. Второй и главный рубеж был отдалён от Москвы на 15-20 км. Третий рубеж находился в черте города и включал в себя линию обороны по Окружной железной дороге, Садовому и Бульварному кольцам, реке Москве на юге столицы.
12 октября пала Калуга, 14 октября — Боровск, 18 октября — Можайск и Малоярославец. Противником был перерезан ряд важнейших автомобильных и железнодорожных магистралей. Под натиском врага красноармейцы были вынуждены уйти с укреплённых участков обороны. Отдельные очаги обороны на Можайской линии продержались до 29 октября. Бои в конце октября шли уже в 60-100 километрах от Москвы. Частям 43-й армии ценой огромных усилий удалось к 29 октября остановить противника на рубеже реки Нары и заставить его перейти к обороне.
Москва на осадном положении.
15 октября Государственный Комитет обороны СССР принял решение об эвакуации Москвы. На следующий день началась эвакуация из Москвы (в Горький, Куйбышев, Саратов, Молотов и другие города) управлений Генштаба, военных академий, наркоматов и других учреждений, а также иностранных посольств. Осуществлялось минирование заводов, электростанций, мостов. 16 октября город охватила паника. Главным фактором для проявления панических настроений стал прорыв Можайской линии обороны и возможное появление передовых германских отрядов в Москве. Момент безвластия продолжался всего 3 дня, однако подобный эксцесс был настолько необычен для Москвы, что это запомнилось как «московская паника» или «московский позор».
Строительство укреплений на улицах Москвы.
20 октября Государственный Комитет обороны СССР ввёл в Москве и пригородах осадное положение. Оборона Москвы строилась по принципу создания опорных узлов сопротивления, с использованием наиболее крепких зданий. Между этими рубежами оборона должна была строиться вдоль сквозных улиц с закрытием огневыми средствами и препятствиями выходов на них с других улиц. Разрешалось устанавливать огневые средства в квартирах, подвальных и чердачных помещениях, переселяя людей из квартир распоряжениями райисполкомов. В короткий срок город был застроен баррикадами и противотанковыми препятствиями.
Распутица на дорогах, осень 1941.
18-19 октября пошли проливные дожди. Состояние дорог настолько ухудшилось, что наступил тяжёлый кризис в снабжении войск продовольствием, боеприпасами и особенно горючим. Главную заботу обоих противников, составлял подвоз материально-технических средств и продовольствия. 4 ноября ударил мороз, период распутицы закончился, и вязнувший в грязи транспорт перестал быть сдерживающим фактором для войск обеих сторон. Германское командование подтянуло резервы и провело перегруппировку. 29 октября немецкие войска вышли к Туле. В течение трёх дней они предпринимали яростные атаки с целью овладеть городом. Несмотря на то, что к Туле успела отойти только часть войск 50-й армии, они совместно с местным гарнизоном и ополченцами отстояли город.
Немецкие танки атакуют советские позиции в районе Истры.
Для возобновления наступления на Москву Вермахт развернул пятьдесят одну дивизию, в том числе тринадцать танковых и семь моторизованных. По замыслу немецкого командования, группа армий «Центр» должна была разбить фланговые части обороны советских войск и окружить Москву. Советское командование усилило опасные участки фронта резервами и пополнениями. Большое политическое и мобилизирующее значение имел парад на Красной площади 7 ноября 1941 года.
После тяжёлых боёв немецкая 3-я танковая армия 23 ноября захватила Клин и 24 ноября — Солнечногорск. К 27 ноября немецкая 7-я танковая дивизия смогла форсировать канал Москва-Волга (последнее крупное препятствие на пути к Москве) и закрепиться на другом берегу. Расстояние от немецких позиций до Кремля составляло менее 35 км. Однако мощная контратака 1-й ударной армии РККА сбила немцев с занимаемых позиций. На северо-западе от Москвы войска Вермахта заняли Красную Поляну, и вышли на расстояние чуть более 29 км от Кремля. В свои полевые бинокли немецкие офицеры могли разглядеть самые большие здания советской столицы, но силы немцев — как, впрочем, и РККА — были истощены: в некоторых полках противников насчитывалось всего по 150-200 боеспособных солдат, то есть по одной-две роты полного состава. Дальнейшему продвижению немцев на северном направлении помешал сброс вод из Истринского, Иваньковского и других водохранилищ канала имени Москвы, которые были взорваны 24 ноября. Ряд населённых пунктов подверглись затоплению вместе с их жителями, которые не были эвакуированы и не были предупреждены о затоплении, ввиду сохранения особой секретности при подготовке и проведении данной акции.
Немецкие войска на подступах к Москве.
Вследствие сильного сопротивления, как на северном, так и на южном направлениях обхода Москвы, 1 декабря командование группы армий «Центр» предприняло попытку прямого наступления на Москву с западного направления вдоль шоссе Москва-Минск возле Наро-Фоминска. Это наступление поддерживалось небольшим количеством танков, хотя и было направлено против хорошо подготовленных оборонительных позиций. Встретив упорное сопротивление 1-ой гвардейской мотострелковой дивизии по фронту и контрудары 33-й армии с фланга, немецкое наступление застопорилось, и через 4 дня Вермахт был отброшен от Москвы на этом направлении контрударами 1-й Ударной и 20-й армий.
2 декабря передовые части 1-й Ударной и 20-й армий отразили все атаки противника севернее Москвы в районе Дмитрова и южнее и вынудили его прекратить наступление. 3-5 декабря 1-я Ударная и 20-я армии нанесли несколько сильных контрударов в районе Яхромы и Красной Поляны и начали теснить врага. Левофланговые дивизии 16-й армии во взаимодействии с 5-й армией отбросили противника из большой излучины р. Москвы северо-восточнее Звенигорода. Ударная группа 33-й армии, разгромив 4-5 декабря вражеские части, восстановила положение на реке Нара. В результате привлечения советских резервов противник был остановлен и вынужден перейти к обороне.
В ходе наступления на Москву, с октября до начала декабря 1941 года, войска группы армий «Центр» потеряли более 145 тысяч человек. Однако пополнение группы армий оставалось крайне неудовлетворительным. За четыре месяца потери составили 436,9 тысяч человек, причём невосполненная убыль достигла — 256,5 тысяч человек. В оборонительном этапе Московской битвы советские войска понесли огромные потери: 514, 3 тысячи человек — безвозвратные потери и 143,9 тысяч человек — санитарные и это без учёта потерь народного ополчения, истребительных батальонов, формирований НКВД и партизан.
На рубежах обороны Москвы.
В ходе оборонительного этапа Московской битвы советское командование навязало противнику «войну на истощение». Но если в ходе битвы все резервы немецкого командования были исчерпаны, советское командование сумело сохранить основные силы (из стратегических резервов в бой были введены только 1-я Ударная армия и 20-я армия). Ощутив перелом в ходе сражения, советское командование отдало приказ о контрнаступлении.