А.Торшин: Законопроект должен предотвратить использование ЕСПЧ как инструмента давления на внутреннюю политику РФ

А.Торшин: Законопроект должен предотвратить использование ЕСПЧ как инструмента давления на внутреннюю политику РФ

 

Мы не преследуем цель блокировать исполнение постановлений Европейского суда по правам человека /ЕСПЧ/ на территории России, и тем более, не собираемся ограничивать возможность наших граждан обращаться в эту инстанцию, заявил первый заместитель Председателя Совета Федерации Александр Торшин. Он прокомментировал законодательную инициативу, касающаяся процедуры пересмотра дел в России в связи с решениями ЕСПЧ. Законопроект, вызвавший бурную полемику среди российской общественности сразу после внесения в Госдуму, направлен на предотвращение использования Европейского суда как инструмента давления на внутреннюю политику РФ, пояснил А.Торшин. 

 

Политик напомнил, что принципы государственного суверенитета и верховенства Основного закона в правовой системе России относятся к основам ее конституционного строя. "Европейская Конвенция о защите прав человека как международный договор России является составной частью ее правовой системы, но она не выше Конституции, - пояснил сенатор. - Согласно части 4 статьи 15 Конституции, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Однако приоритет международного договора установлен над положениями закона, но не над положениями Конституции. Следовательно, международный договор не должен противоречить Конституции". При этом "прерогатива по вопросам истолкования положений Конституции и выявления конституционного смысла закона принадлежит Конституционному суду", и "поэтому истолкование Конституции, данное высшим судебным органом государства, не может быть преодолено путем толкования Конвенции, поскольку ее юридическая сила юридическую силу Конституции не превосходит", добавил он.

 

"Часто получается, что ЕСПЧ идет по пути "прямолинейности" при рассмотрении дел в отношении России, - считает первый вице-спикер верхней палаты российского парламента. - То есть, рассматривая то или иное дело, суд не учитывает всех обстоятельств, что зачастую лишает эти судебные акты изрядной доли справедливости", - пояснил он.

 

"В том же "деле Маркина" суд указал на то, что мужчины и женщины военнослужащие должны иметь равные права, - привел пример Торшин. - При этом суд почему-то не стал выяснять, что российская армия формируется в основном по призыву, что основа армии - мужчины, что женщины в российской армии в основном не занимаются непосредственным решением боевых задач".

 

Речь идет о вердикте Страсбургского суда по делу, суть которого заключалась в возможности предоставления 3-летнего отпуска по уходу за ребенком для мужчин-военнослужащих с сохранением довольствия. Подобная норма существует в российском законодательстве для женщин, проходящих службу в армии. В январе 2010 года Конституционный суд РФ отказал истцу Константину Маркину, так как иначе пришлось бы распространить эту практику на все аналогичные случаи. В свою очередь, ЕСПЧ в октябре 2010 года сделал вывод общего характера, что "дефектным является само правовое регулирование, которое ввело дискриминацию" и дал рекомендацию внести значительные изменения в законодательство.

 

В этом контексте А.Торшин предлагает задуматься над такими вопросами, как: "Где заканчивается компетенция ЕСПЧ и начинается суверенитет России? Должно ли то или иное постановление ЕСПЧ защищать и восстанавливать права конкретного российского гражданина, обратившегося с жалобой в Европейский суд, или такое постановление ЕСПЧ должно требовать от России, например, изменения всей системы формирования Вооруженных сил и поддержания их численного состава, как это вышло с теперь уже пресловутым "делом Маркина"?

 

"Иными словами, необходимо, безусловно, сохранять возможность для граждан России пользоваться возможностью защиты своих прав в Европейском суде, - подытожил Торшин. - Тем более, что за последнее время нам неоднократно приходилось рассуждать о неполной эффективности российской судебной и правоохранительной систем". "Но это вовсе не означает, что постановления ЕСПЧ по конкретным делам должны становиться инструментом давления на внутреннюю политику по тем или иным вопросам, и уже тем более в сфере обороны и безопасности", - подчеркнул он. 

 

фото Виталия Черкасова

http://www.torshin.ru/news/1/750/

01 июля 2011 г.




Архив

Архив
Единый час духовности «Голубь мира»
<
>
Controller: Material.item | _news_item;
Time: 1.130;
DB: 28 за 0.300;
RAM: 12.42 из 128M;
Memcache: не установлен