Форум: Национальная идея и роль патриотического воспитания
5 сентября 2011 года в Академии труда и социальных отношений г.Москвы прошел форум: Национальная идея и роль патриотического воспитания.
Целью форума было: формирование общих ценностей в интересах обеспечения и укрепления международной, национальной, региональной безопасности для развития культурного, политического сотрудничества между народами. Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, уважения к национальному, культурному и религиозному многообразию народов.
Организаторами форума выступили РОД «Доблесть Отечества», журнал «Солдаты России», Академия труда и социальных отношений. Участниками форума стали представители органов государственной власти и политических партий; руководители военно-патриотических клубов и поисковых отрядов, спортивных объединений, клубов интеллектуальной и инновационной, направленности, общественные организации; представители СМИ; эксперты; преподаватели и студенты ВУЗов.
Герой нашего времени — кто ОН?
Именно вопрос о героях сегодняшнего дня явился основным лейтмотивом круглого стола «Патриотического воспитание: самовыражение или госзаказ». Целью работы секции явился поиск ответов на, казалось бы, простые вопросы: «Зачем?», «Для кого?» и «Каким образом?».
Работу секции открыло выступление руководителя РОД «Доблесть Отечества» Олега Баканача, который актуализировал основные проблемы сферы — отсутствие поддержки и многочисленные бюрократические препоны, с которыми постоянно сталкиваются как общественные организации, так и учреждения, работающие в области патриотического воспитания и гражданского образования современной молодёжи. Отсутствие поддержки и понимания на всех уровнях государственной власти не препятствует деятельности, а наоборот подталкивает сделать всё, чтобы быть услышанными, чтобы актуализировать насущные проблемы молодёжи и армии. Именно с этой целью и издаётся и будет издаваться журнал «Солдаты России» на протяжении уже шести лет.
«Что главное для человека? Что главное для гражданина?» — этими вопросами задавался Евгений Егоров, заместитель Председателя Союза десантников России, обращаясь к молодёжи, постепенно отвечая — «Главное — быть честным, искренним, любить семью, быть готовым придти на помощь».Именно патриотическая проблематика, по мнению выступавшего, является главенствующей на сегодняшний момент, а не вопрос религии и даже решение национального вопроса.
Представительница молодого поколения Софья Месхи, вожатый-инструктор Детского ордена гражданского подвижничества имени С. С. Смирнова (ГОУ ДЮЦ «Пресня», Москва), первая взяла на себя смелость озвучить своё мнение относительно героев нашего времени, тех, кто должен являться примером для подражания, примером для многих мальчишек и девчонок. Каким он должен быть? Какими качествами должен обладать? Какие поступки должен совершить?
Участник из Риги Сергей Иванс отвечая на вопрос о героях, напомнил о международном патриотическом слёте «СОЮЗ-2010», где каждый из участников, по сути, и является Героем, тем, кто самоотверженно готов биться за Родину, биться за родных, близких, друзей и товарищей, биться за идею! Организация и проведение мероприятий подобного масштаба и уровня — это не только главный импульс, толчок для динамичного развития патриотического воспитания, но и стимул для молодёжи верой и правдой служить своей стране, оберегая духовно-нравственные и семейные традиции, территориальную целостность государства. Деятельность РОД «Доблесть Отечества» — яркий пример для подражания для многих стран-участниц Содружества Независимых Государств, пример для многих общественных организаций и профильных учреждений. «Кто если не мы?». На повестке дня в Латвии стоит очень важный вопрос — сохранение русского языка, который объединяет сотни миллионов людей из разных уголков планеты, объединяет в том числе и для решения насущных проблем патриотического воспитания.
По мнению участников и экспертов Форума одной из главных проблем является несогласованная деятельность органов государственной власти. Сразу несколько федеральных министерств отвечают за развитие направления, но кто же несёт ответственность? Если говорить про Москву, то сразу несколько государственных структур Правительства Москвы курируют патриотическое воспитание — Департамент образования, Департамент семейной и молодёжной политики, Комитет общественных связей, Департамент культуры и др. А кто, всё-таки, конкретно должен нести ответственность за патриотическое воспитание подрастающего поколения?
По мнению приглашённых представителей из Юго-Западного окружного управления Департамента образования города Москвы, Сергея Бабкина и Сергея Костюченко, именно система образования должна отвечать и координировать развитие сферы. Основной вопрос при этом заключается в достойном финансировании и подготовке высококвалифицированных кадров, в разработке механизмов эффективного взаимодействия учреждений образования и некоммерческих организаций, профильных городских департаментов и муниципалитетов внутригородских муниципальных образований. Также было предложено создать при Правительстве Москвы координационный орган, который бы занимался информационно-аналитической и научно-методической работой, направленной на организацию и проведение крупных массовых мероприятий на федеральном и региональном уровнях. Именно такое решение летом 2011 года принял Губернатор Архангельской области Илья Михальчук, создав при Правительстве региона Центр патриотического воспитания, который как раз и отвечает за реализацию профильной комплексной программы, забрав финансирование и соответствующие задачи у целого ряда министерств социального комплекса региона. Может быть именно по этому пути как раз и стоит пойти Правительству Москвы?
Но для решения организационных вопросов просто необходимо принятие новых и изменение существующих законов, регламентирующих деятельность органов государственной и муниципальной власти, взаимодействие с некоммерческими организациями и развитие гражданского общества. Опять возвращаемся к вопросу о должной поддержки. Каким образом? Сейчас существует целый комплекс государственных и частных проектов и программ, направленных на поддержку работы в области патриотического воспитания, — гранты, субсидии, субвенции, льготы, включение в целевые программы, государственный и социальный заказ, и др. Многие из участников секции в один голов говорили о неэффективности и нечестности конкурсной системы. Но мы должны признать, что на сегодняшний день это единственная возможность жить общественным организациям и профильным учреждениям в государстве, в котором на очень низком уровне развито государственно-частное партнёрство и фактически не развита благотворительность, что, в свою очередь, является нормой жизни в Европе и США. Может быть, наконец-таки, мы начнём учиться положительному опыту Запада?
Именно в рамках первой части работы секции были озвучены проблемы, которые остро стоят перед сообществом, которые мешают дальнейшему развитию патриотического воспитания. Но, не смотря ни на кого и ни на что, работа идёт вперёд и есть положительные конкретные результаты, которые были ярко презентованы в рамках Форума. И именно этим стоит по-настоящему гордиться!
В рамках завершения мероприятия был проведён опрос в формате «живого диалога» учащихся Кадетского корпуса города Ногинска и ГОУ ДЮЦ «Пресня» города Москвы. Ребята говорили не о проблемах, а о локальных событиях и свершениях в своей жизни, о патриотизме и о героях нашего времени, по сути, которыми они сами и являются!
Сергей ИВАНОВ
http://www.soldatru.ru/