ГОРДОСТЬ РОССИИ

 

 

Федор Иванович Шаляпин... Начал он свою артистическую карьеру хористом в оперной труппе в Уфе, потом был оперный театр в Тбилиси, труппа Мариинского театра. Наконец, в 1896 году по приглашению С. Мамонтова он поступил в Московскую частную русскую оперу. Подружился с Рахманиновым.

За годы работы в этом театре певец исполнил почти все основные партии своего репертуара: Сусанин, Мельник, Борис Годунов, Варлаам, Иван Грозный, Сальери...

 

С 1899 года артист пел одновременно в Большом и Мариинском театрах. Потом были триумфальные гастроли в Италии. Шаляпин участвовал в Русских сезонах в Париже. В репертуаре появлялись все новые партии: Фарлафа, Пимена, Демона, Алеко, Мефистофеля, Дон Кихота...

Федор Иванович Шаляпин сочетал в себе дар певца и драматического актера. Величайшим созданием его были образы Бориса Годунова и Мефистофеля.

Шаляпин - крупный камерный певец. Глубокий интерпретатор романсов М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, Р. Шумана, Ф. Шуберта. Он был проникновенным исполнителем русских народных песен. Федор Иванович обладал также литературным талантом.

Родился и вырос Федор Шаляпин в Казани. Начал свою артистическую карьеру в оперной труппе в Уфе, потом были оперный театр, труппа Мариинского театра...

 

В 1896 году он поступил в Московскую частную русскую оперу. Здесь открылось его дарование. По воспоминаниям Федора Ивановича, Мамонтов сказал ему:

- Феденька, вы можете делать в этом театре все что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу!

 

- Все это одело мою душу в одежды праздничные, - говорил Шаляпин, - и впервые в жизни я почувствовал себя свободным, сильным, способным победить все препятствия.

 

Действительно, Мамонтову удалось собрать вокруг себя много талантливых и горячо сочувствующих его начинанию людей. Дирижером в частной опере был Сергей Рахманинов, художниками - Коровин, Врубель, Левитан, Серов, Васнецов...

Дебют Шаляпина в Москве состоялся в конце сентября 1896 года. Он исполнял партию Сусанина в опере Глинки. Пресса сразу отметила его недюжинные способности.

 

Затем он исполнял в «Фаусте» партию Мефистофеля и имел громкий успех. Через два месяца имя Шаляпина уже было на устах у всех московских театралов.

Но подлинная слава пришла к Шаляпину в конце года, когда Мамонтов поставил «Псковитянку» Римского-Корсакова. Федор Иванович выступил здесь в партии Ивана Грозного.

 

Подлинно шекспировских высот достиг Федор Шаляпин в роли Бориса Годунова в одноименной опере Му3соргского. Критики писали после премьеры:

«Начиная с грима и кончая каждой позой, каждой музыкальной интонацией, это было нечто поразительно живое, выпуклое, яркое.

Перед нами был царь величавый, чадолюбивый, пекущийся о народе и все-таки роковым образом идущий по наклонной плоскости к гибели благодаря совершенному преступлению. Словом, тот Борис Годунов, который создан Пушкиным и музыкально воссозданный Мусоргским».

Можно сказать, что с появлением в его репертуаре партии Годунова Шаляпин был единодушно признан первым оперным певцом России.

Федор Иванович пел в Большом и одновременно в Мариинском театрах. Его встречали там громовыми аплодисментами.

Он с триумфом выступил в Италии в театре «Ла Скала». Его выступление произвело на взыскательных миланских театралов то же впечатление, что и на московскую публику, - уже первая его ария вызвала бурю аплодисментов.

Признание итальянской публики стоило многого - на следующий день Шаляпин проснулся мировой знаменитостью.

И в дальнейшем, по мере того как росла его слава, Шаляпин все больше времени отдавал гастролям. Много времени они предполагал посвятить выступлениям за границей.

Шаляпин впервые выступает в Берлине, Нью-Йорке. В Милане он участвует в опере «Борис Годунов» на итальянском языке. Вообще благодаря Шаляпину русские оперы, и в особенности произведения Мусоргского, быстро вошли в репертуар зарубежных театров и стали достоянием мирового оперного искусства.

Сам Шаляпин не оставался в стороне от европейских веяний. С конца 1900-х годов едва ли можно говорить о нем как об исключительно русском оперном певце. Он принадлежал уже мировой культуре.

Большая часть его выступлений теперь проходит за рубежом. Специально для Шаляпина французский композитор Массне пишут оперу «Дон Кихот». Произведение это было более чем посредственным, но Шаляпин, вдохновленный Сервантесом, сумел внести в свою роль огромный внутренний трагизм.

И в дальнейшем Дон Кихот оставался одной из лучших ролей Федора Ивановича Шаляпина. С большим успехом исполнял он партию Дон Базилио в «Севильском цирюльнике» и короля Филиппа в «Дон Кихоте».

Есть в городе Кисловодске дача Федора Шаляпина, расположенная недалеко от железнодорожного вокзала. Недавно дачу отремонтировали, и от нее трудно отвести взгляд. Но главное - творчество самого Федора Ивановича Шаляпина, могучего русского певца, артиста, художника.

Мне не раз приходилось отдыхать в Кисловодске, посещать дачу Шаляпина. Вроде бы все о нем знаю, читал его воспоминания, но экскурсоводы открывают какие-то новые странички его биографии, рассказывают об эпизодах, совершенно не известных публике.

С юношеских лет Федора Ивановича Шаляпина тянуло к театру, пению. Превозмогая сопротивление отца, нужду, тяжелый физический труд, будущий великий певец начал участвовать в спектаклях как статист.

Федор Иванович обладал всесторонними талантами: выступал в качестве режиссера, снимался в кино, имел скульптурные и живописные работы.

Государственный историко-культурный музей «Дом Шаляпина» в Кисловодске посещается не только отдыхающими и жителями курорта. Едут на встречу с ним из окрестных мест и с других курортов.

Одна экскурсия сменяется другой. Постоянными посетителями дачи являются учащиеся не только школ города Кисловодска, но и других городов и сел Минвод.

Музей раскрывает образ крупнейшего и любимого народом представителя русского исполнительского искусства. В залах музея часто звучит в записи голос Федора Ивановича. На даче организуются его концерты. Посетители музея покидают дачу окрыленными, с приподнятом настроении...

Большое влияние на формирование идейно-художественных принципов Шаляпина имела его дружба с пролетарским писателем Алексеем Максимовичем Горьким. В значительной степени под ее благотворном влиянии артист был связан с прогрессивными общественными кругами, пел для рабочих, исполнял революционные песни.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции Федор Иванович участвовал в строительстве новой театрально-музыкальной культуры. В 1918 году он был художественным руководителем Мариинского театра.

Шаляпин ездил в Москву и встречался с Лениным. В результате было решено образовать ассоциацию академических театров и сохранить за ними все принадлежащее им имущество. Вскоре появился декрет, подписанный Лениным и Луначарским.

Встречался Федор Иванович Шаляпин с легендарным полководцем Буденным.

- Помнится, - вспоминал Семен Михайлович, - завершив служебные дела в Москве, я собрался ехать в Харьков в штаб Юго-Западного фронта. И в это время в вагон Реввоенсовета вошли Федор Шаляпин и Демьян Бедный.

Бедного я знал давно, не раз тот бывал на фронте, гостил в моей Конармии. А вот Федора Шаляпина раньше не встречал, хотя слышал о нем, еще когда проходил службу в Петербургской школе наездников.

Семен Михайлович очень обрадовался гостям, распорядился угостить их шампанским и донским салом. С бокалом шампанского Шаляпин подошел к Буденному и спросил:

- Скажите, Семен Михайлович, почему белые боятся вас как огня? Человек вы среднего роста, веселый, даже добрый. Вот и шампанского не пожалели.

А то был на днях у Михаила Ивановича Калинина, водил он меня по кремлевским подвалам, показывал, какие вина остались от запасов царя. Этому, говорит, десять лет, а тому все сто...

- Да дайте же отведать! - взмолился я.

- Нет, - говорит, - не могу. Это не мое, а народное добро.

- Подумайте, какой скряга! - улыбнулся Шаляпин.

Ворошилов пригласил в вагон Реввоенсовета музыкантов Конармии. Они спели «Марш Буденного» Дмитрия Покрасса, несколько частушек. Федор Иванович воскликнул:

- Вот хорошо, народные частушки на фронтовой лад - это замечательно!

Баянист конармеец Григорий Застуев очень понравился Федору Ивановичу Шаляпину. Особенно аплодировал знаменитый певец, когда Застуев исполнил отрывок из «Бориса Годунова».

Прощаясь с Буденным, Шаляпин посоветовал создать в Конной армии красноармейский ансамбль, чтобы в нем  были хороший хор, оркестр, танцоры.

- Пусть пропагандируют классику и народное искусство, - посоветовал на прощание Шаляпин.

Федор Иванович принял участие в смотре-параде, побывал на митинге. После окончания митинга играет музыка. Исполняется «Русская», пляшет Буденный, и пляшет прекрасно.

Поет Шаляпин, поет так, что пробивает слезу у бойцов и командиров.

- Вы хотите знать, что такое Первая Конная Красная Армия? - говорил Шаляпин. - В песнях вся она. Ее душа, ее мощь, ее доблесть и отвага - все могущество Конной армии в этих простых песнях, сложенных на поле битвы.

На прощание Шаляпин попросил Буденного подарить ему какой-нибудь сувенир.

- Сувенир? Сейчас принесу.

Буденный принес подкову.

- Чудесно! - рассмеялся Шаляпин. - Я буду хранить ее как символ нашей дружбы.

Федор Иванович Шаляпин сочетал в себе дар певца и драматического актера. Величайшим созданием Шаляпина были образы Бориса Годунова и Мефистофеля.

Шаляпин - крупный камерный певец. Глубокий интерпретатор романсов М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. В. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, Р. Шумана, Ф. Шуберта. Он был также проникновенным исполнителем русских народных песен. Федор Иванович обладал также литературным талантом.

Февральскую и Октябрьскую революции Шаляпин встретил благожелательно. Он находил абсолютное признание на всех континентах и во всех странах, куда его забрасывала судьба.

В 1922 году Федор Шаляпин уехал за границу на гастроли и не вернулся. Тоскуя по России, оставаясь до конца жизни русским артистом, он был и остается великим певцом, любимым народом. Ведь и там, на Западе, Федор Иванович Шаляпин оставался нашей славой, нашей национальной гордостью.

13 февраля 2013 года исполнилось бы 140 лет со дня рождения великого певца и артиста Федора Шаляпина, и почти 75 лет прошло, как его не стало. Но с нами остались его замечательные произведения, спектакли, оперы, арии и знаменитая шаляпинская песня «Эй, ухнем... Еще разик, еще раз».

 

А. ЕГОРОВ. 

15 февраля 2013 г.




Архив

Архив
Единый час духовности «Голубь мира»
Наша Общая Победа
ПАРТНЕРСТВО "ШКОЛЫ-ПОБРАТИМЫ"
<
>
Controller: Material.item | _news_item;
Time: 0.690;
DB: 28 за 0.186;
RAM: 12.5 из 128M;
Memcache: не установлен