История в лицах ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ВЕРЕЩАГИН (1842-1904)
История в лицах ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ВЕРЕЩАГИН (1842-1904)
Русский художник-баталист
Верещагин родился в городе Череповце Новгородской губернии в семье, принадлежащей к старинному дворянскому роду. По традиции молодому человеку из дворян, получившему домашнее воспитание, следовало избрать военную или дипломатическую карьеру. Родители, несмотря на склонность мальчика к рисованию, определили его сначала в Александровский, а затем в Морской кадетский корпус. Верещагин окончил курс фельдфебелем гардемаринной роты, и только страсть к рисованию да плохое перенесение им морских плаваний заставили его уйти в отставку в 1860 г. Уехав в Париж, он учился у Жерома, а в 1867 году с радостью принял предложение Туркестанского генерал-губернатора Кауфмана состоять при нем художником. Приехав в Самарканд после взятия его русскими войсками, Василий Васильевич получил боевое крещение, выдержав с горстью русских воинов тяжелую осаду этого города. Выдающаяся роль Верещагина в этой обороне доставила ему Георгиевский крест, который он с гордостью носил, хотя вообще отрицал всякие награды и отказался впоследствии от чина в звании профессора академии художеств. Несмотря на военную обстановку и связанные с нею трудности он находил время для занятий искусством. В Туркестане Верещагин создает целую серию картин: «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Нападают врасплох» и другие, показанные им на выставке в Мюнхене и имевшие огромный успех в Европе и России. В ряде своих картин с совершенной простотой Верещагин выразил непоколебимую стойкость русского солдата и философское отношение к смерти и врагу, которое так контрастирует с жестоким злорадством варвара-азиата («Победители», «Побежденные»). Некоторые из его картин вызвали нарекания у его завистников и официальных лиц. Александр П обвинял художника в «непатриотичности». Чутко относясь к этим незаслуженным упрекам, Верещагин сам уничтожил такие картины, как «Забытый», «Окружили», «У крепостной стены», «Вошли», хотя в них не было ничего, кроме неприкрашенной правды. Однако Верещагин оставил висеть на выставке рамы с «крамольными» надписями. Заключительное полотно этой серии - «Апофеоз войны» изображает груду человеческих черепов. Картина воспроизводит одну из «пирамид», которые не раз складывались по приказу Тамерлана. Картина сохраняет свою обличительную сущность и для современности, когда подвергаются огню и мечу целые страны и народы во имя достижения своих захватнических целей. Верещагину за такие картины грозили даже арестом, и он был вынужден покинуть Россию. Покончив с этой серией картин, он отправляется в путешествие по Индии и Гималаям. Но оно было прервано в связи с начавшейся войной, и он поспешил в действующую армию. Прикомандированный к штабу главнокомандующего, он не ограничивался наблюдениями из главной квартиры, а совершил с войсками поход до Дуная, шел в атаку на турецкий монитор на лодке «Шутка». Оправившись от раны, полученной в этом бою, Василий Васильевич поспешил к Плевне. Верещагин остался недоволен Шипкой, о чем писал брату: «Все время стреляют, и пулями, и гранатами, и бомбами, похуже Плевны - просто рисовать нельзя». Он не останавливался ни перед чем для художественных наблюдений, залезая в обстреливаемые картечью барки на Дунае, набрасывая этюды под пулями, разбивавшими его палитру. С началом мирных переговоров он покинул армию, отказавшись от «золотого оружия», и уехал в Париж, откуда через два года вышла его знаменитая «Поэма войны», вызвавшая еще большую сенсацию, чем туркестанская серия. Александр II, посетивший выставку, сказал: «...все это так было», и даже Мольтке, запретив немецким офицерам бывать на выставке, все же признал: «Точь-в-точь то же бывало и у нас». Вернувшись в Россию, Верещагин задумал новый цикл картин, теперь уже из отечественной истории, под общим названием «1812 год. Наполеон в России ». Создавалась она на протяжении 1877-1904 гг. и должна была представлять монументальную эпопею, посвященную народной войне. Он создает образ Наполеона в подлинной обстановке суровой русской зимы, огромного пожара и партизанских действий. На картине «Не замай, дай подойти» показана партизанская засада в глухом заснеженном лесу. В картине «На большой дороге. Отступление. Бегство» представлена разбитая армия Наполеона. Горстка измученных, замерзших французов и занесенные снегом орудия контрастируют с величием русской природы. Однако материальные и творческие затруднения не позволили художнику до конца осуществить замысел. Остались ненаписанными картины, изображающие Кутузова и героизм русской армии. Последняя серия картин художника была посвящена испано-американской войне 1898-1899 гг. на Филиппинских островах и на Кубе. Верещагин как-то воскликнул: «…Больше батальных картин писать не буду - баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого». С началом русско-японской войны Верещагин уезжает на Дальний Восток. Здесь 31 марта 1904 года на броненосце «Петропавловск» он находит вместе с адмиралом Макаровым трагический конец своей кипучей, «боевой» жизни. Художник-воин погиб на боевом посту. Его яркий талант, красочность картин, поразительная трудоспособность, строгий реализм, добросовестность наблюдения, большой личный опыт боевой жизни ставят его в ряд крупнейших художников с неотъемлемой личной заслугой оригинального изображения войны во всей полноте ее правды.
В. СУХОРУКОВ,
кандидат философских наук, полковник в отставке, газета "Ветеран"