«Каньон Эльдорадо»: четверть века спустя

Война против Ливийской Джамахирии может начаться в любой момент. Американцы не скрывают, что в Ливии им нужно другое правительство, и ради этой цели они не остановятся ни перед чем. Более того, дотошные янки уже подсчитали, во что им обойдется смена власти в одной отдельно взятой африканской стране. По данным Центра стратегического и бюджетного планирования США, единовременный удар по объектам ПВО в Ливии стоил бы от полумиллиарда до миллиарда долларов. Если одного удара окажется мало, то каждая последующая неделя военных действий будет стоить 300 миллионов долларов. В общем, деньги для американцев пустяковые, тем более что опыт проведения таких операций против Ливии у США уже имеется.

 

Например, 25 лет назад, весной 1986 года, авиация США нанесла мощный удар по ливийским городам и военным объектам. Эта превентивная (как считают американцы), или варварская (как считают в Ливийской Джамахирии) акция вошла в историю под кодовым названием «Каньон Эльдорадо».

 

Началось все с того, что утром 24 марта 1986 года во время тренировочных полетов американской палубной авиации над заливом Сидра ливийские средства ПВО обстреляли три самолета Ф-14. С точки зрения норм международного права, самолеты США в тот момент находились над нейтральными водами, поскольку граница территориальных вод, как известно, проходит на расстоянии 12 миль от береговой черты. Однако руководители Ливийской Джамахирии ранее неоднократно заявляли, что рассматривают весь залив Сидра своей территорией, и предупреждали, что будут применять военную силу против любых морских и воздушных судов, которые нарушат границу Ливии. Так что, янки, демонстративно летавшие над Сидром, похоже, специально провоцировали ливийцев, чтобы затем получить предлог для более серьезных военных акций.

 

И такие акции вскоре последовали. Уже в тот же день, 24 марта, авиация 6-го флота США разбомбила зенитный комплекс ливийской ПВО, а на следующий день потопила ракетный катер и буксир ливийских ВМС. Этого, однако, американцам показалось мало, и по указанию президента Рейгана Пентагон приступил к планированию крупномасштабной военной операции против Ливии.

 

В качестве основных целей американские военные выбрали резиденцию Муамара Каддафи, военный сектор аэропорта в Триполи, а также казармы в порту Сиди Билал, расположенные вблизи ливийской столицы. Одновременно с бомбардировкой Триполи предполагалось силами палубной авиации 6-го флота нанести удар по военным объектам в Бенгази, втором по величине городе Ливийской Джамахирии.  

 

Для проведения операции были задействованы в общей сложности 150 самолетов и два авианосца из состава 6-го флота США – «Корал Си» и «Америка».

 

Итак, вечером 14 апреля с авиабазы Королевских ВВС в Милденхолле (Британские острова) поднялись в воздух 28 самолетов-заправщиков, а еще через несколько минут с авиабазы в Лейкенхите – 24 истребителя-бомбардировщика Ф-111. Самолеты взяли курс на Ливию. Чуть позже, в небе над Ла-Маншем, к ним присоединились пять самолетов радиоэлектронной борьбы, в задачу которых входило создание помех ливийским радиолокационным средствам. После семи часов полета и четырех дозаправок в воздухе, покрыв в общей сложности 2800 миль, самолеты приблизились к намеченным целям в районе ливийской столицы.

 

Возникает резонный вопрос, почему был выбран такой длинный маршрут? Не проще ли было использовать тактическую авиацию, дислоцированную в районе Средиземноморья, а не гонять самолеты почти на три тысячи миль аж с Британских островов? При любом другом раскладе Пентагон, наверное, так и поступил бы. Однако весной 1986 года военно-политическая обстановка в Южной Европе сложилась для янок не самая благоприятная. Во-первых, незадолго до того ведущий авианосец 6-го флота США – «Саратога» - был передислоцирован в другую точку Атлантики, что значительно ослабило американскую военную группировку в Средиземном море. Возможностей авиабаз, расположенных в Италии и Испании, для осуществления столь масштабной военной акции оказалось недостаточно. Вот и пришлось задействовать авиацию, дислоцированную за многие сотни миль от африканского побережья. К тому же испанские и итальянские авиабазы находились под плотным наблюдением советских военных кораблей, патрулировавших Средиземноморье. Так что, о том, чтобы подняться в воздух незамеченными с итальянских и испанских аэродромов, не могло идти и речи.

 

Что же касается столь длинного маршрута полета – в обход Пиренейского полуострова, об этом позаботились союзники США по НАТО. Поскольку испанские и французские власти категорически отказались предоставлять свое воздушное пространство для американских бомбардировщиков, янкам пришлось лететь, огибая европейский континент, - над нейтральными водами Восточной Атлантики и Средиземного моря. Для этого и понадобились самолеты-заправщики.

 

Как бы там ни было, но глубокой ночью (в Ливии часы показывали два часа ночи 15 апреля) американские самолеты приблизились к Триполи. Полковник Советского Генштаба Михаил Жданов, бывший в то время военным советником в Ливии, вспоминает, что самолеты летели на предельно малых высотах и создавали жуткий грохот. От этого шума проснулись жители города. А еще через несколько секунд на головы ливийцев посыпались 250-килограммовые гравитационные бомбы и 1000-килограммовые бомбы «Пейввей-11», снабженные прицельными лазерными устройствами. Небо над Триполи озарилось вспышками трассеров и ракет – это с некоторым опозданием обнаружив самолеты противника, заговорили ливийские средства ПВО.

 

Сбросив в общей сложности 60 тонн бомб, американские самолеты быстро удалились в сторону моря и скрылись в ночи. Вся атака, по словам Жданова, заняла 11 минут. А спустя восемь часов американские бомбардировщики приземлились на аэродромах Великобритании. Итого американские пилоты провели в тесных кабинах Ф-111 пятнадцать часов кряду, что само по себе на грани человеческих возможностей, поскольку этот тип самолетов не предназначен для выполнения столь длительных по времени полетов. Неудивительно, что когда все закончилось, некоторых асов пришлось буквально отдирать от сидений: самостоятельно выйти из кабин они не могли…

 

Впрочем, до Британских островов дотянули не все. Один американский самолет Ф-111 был сбит ливийскими зенитками и рухнул в море примерно в десяти милях от берега. Экипаж, судя по всему, погиб. Во всяком случае, через несколько дней после инцидента волной был выброшен на берег труп одного из пилотов. При нем нашли небольшую сумму американских долларов, английских фунтов стерлингов и обручальное кольцо. Это был третий по счету Ф-111, сбитый средствами ПВО (два предыдущих были уничтожены во Вьетнаме) за весь период, когда этот самолет состоял на вооружении ВВС США.

Еще одни самолет получил серьезные повреждения и совершил вынужденную посадку на испанской авиабазе Рота. Американцы объяснили преждевременную посадку своего самолета перегревом двигателя.

 

Наконец, шесть самолетов Ф-111 и два самолета палубной авиации А-6 были вынуждены уйти обратно, так и не израсходовав свой боекомплект. Американцы позднее объяснили, что это было сделано из гуманных соображений. Дескать, летчики побоялись бомбить наземные цели, не убедившись в том, что бомбы не свалятся на головы мирных граждан. Однако военные специалисты, наблюдавшие за ходом операции, отметили, что шесть Ф-111 просто-напросто запоздали с выходом на цель и вынуждены были отвернуть в сторону, чтобы не попасть в зону обстрела ливийских зениток. А у двух самолетов А-6 не сработала система наведения, и они также вынуждены были улететь не солоно хлебавши…   

 

Что же касается потерь ливийской стороны, они оказались более чем скромные. По резиденции Каддафи было сброшено 16 бомб, но ни одна из них не попала в то место, где, по данным американской разведки, должен был находиться ливийский руководитель. Правда, в непосредственной близости от знаменитой палатки Муамара Каддафи бомбы оставили внушительных размеров воронки, а стенки самой палатки были иссечены осколками бомб и фонарей уличного освещения, поваленных взрывной волной. Через час после налета личный врач Каддафи вытащил из-под обломков соседнего здания одного погибшего и двух раненых детей. Сам Каддафи отделался лишь легким испугом.

 

В международном аэропорту Триполи американцам удалось вывести из строя пять военно-транспортных самолетов Ил-76 ливийских ВВС и причинить небольшой ущерб зданию аэропорта. Разрушения в порту Сиди Билал и вовсе оказались мизерными. Зато один из американских пилотов по ошибке сбросил бомбы на жилой квартал, расположенный на милю южнее гавани. В результате погибли 37 мирных граждан, получили серьезные повреждения несколько зданий, в том числе французское посольство и резиденция швейцарского посла.

 

Вот так бездарно закончился «Каньон Эльдорадо». Несмотря на кропотливую подготовку и огромные затраты, ни один военный объект в Ливии уничтожен не был. Именно поэтому в США об этой акции не очень-то любят вспоминать. Правда, тогда и военно-политическая обстановка в мире была другой, и явно не в пользу США. Даже союзники по НАТО их не поддержали. Да и присутствие в Средиземном море советского боевого флота изрядно охладило пыл американских стратегов.

 

Сейчас янкам уже ничто и никто не мешает: система противовесов, служившая раньше гарантом мира и стабильности, давно разрушена, а в ООН боятся глазом моргнуть без санкции Америки. А значит, «переформатирование» Ближнего Востока, да и всего мира, в интересах США будет только набирать обороты.

 

Сергей Холодов, заместитель председателя МПОД «Наследники Победы» по связям со СМИ по Москве и Московской области

  

19 марта 2011 г.




Архив

Архив
Единый час духовности «Голубь мира»
<
>
Controller: Material.item | _news_item;
Time: 1.064;
DB: 28 за 0.255;
RAM: 12.41 из 128M;
Memcache: не установлен