Казачество — это не только часть истории, но и возможность для новых свершений.

Казачество — это не только часть истории, но и возможность для новых свершений.

Сегодня стоит задача всесторонней разработки целостной идеологии казачества и формирования стратегии его развития на ближайшее будущее. Подчеркнем, что продуманная идеология – основание плодотворного развития любого общественного движения.  Разработка идеологии – серьезный стимул развития казачества, которому необходимо отчетливо осознавать свои фундаментальные идейные принципы, чтобы эффективно самореализовать себя в  интересах  России.   

 

Между тем приходится констатировать, что систематизации и всестороннему раскрытию идеологии казачества сегодня уделяется недостаточно внимания. На многочисленных сайтах изложение идеологии ограничивается простым перечислением прав и обязанностей казаков, описанием казачьих заповедей, которые, несомненно, отражают отельные идейные принципы казачества, но в тоже время не могут претендовать на целостную идеологическую парадигму.

 

На наш взгляд разработка идеологии казачества должна выйти на качественно новый уровень. Мы считаем, что за основание идеологии казачества целесообразно взять идею  тесной взаимосвязи традиционных ценностей казаков и обеспечения национальной  безопасности России. Фундаментом казачьей идеологии может стать идея укрепления национальной безопасности России на основании традиционных ценностей казаков. Казачья идеология должна глубоко раскрыть традиционные ценности казачества и продемонстрировать их  значение для созидания национальной безопасности страны.

 

Нашей стране необходимо приложить немало усилий для защиты жизненно важных интере­сов личности, общества и госу­дарства от внешних и внутренних угроз. Вместе с тем, обеспечение национальной безопасности невозможно без устойчивого развития страны. Неуклонное созидательное развитие  и обеспечение безопасности совпадают.

 

Основанием устойчивого развития России являются, прежде всего, фундаментальные ценности национальной культуры. На них покоится неуклонное созидательное формирование  личности, общества и государства.  В процессе такого формирования  безопасность может быть естественно гарантирована.

 

Проверенные многовековой историей ценности национальной культуры выступают залогом безопасности и долгосрочного стабильного развития страны.

 

Национально-культурные ценности не существуют вне своего исторического носителя. Говоря о них, мы всегда обращаемся к той части нации, которая успешно  хранила и развивала их на протяжении веков. Именно такую часть нации и представляет российское казачество. В течение многовековой истории нашей Родины казачество явило себя уникальным носителем и оплотом фундаментальных ценностей национальной культуры, способствовало устойчивому развитию России.

 

Ценностный мир казачества отразил жизнь военного сословия, призванного защищать национальные интересы. Исторической задачей казачества было отстаивание национальной безопасности России, прежде всего, в виде внешних военных угроз. В тоже время казачество играло немалую роль и в поддержании внутренней безопасности.

 

Все основополагающие ценности казачества  неразрывно связаны с обеспечением стабильного существования и развития нашей Родины, защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства. Именно поэтому ценности казачества должны рассматриваться как стратегически значимые общенациональные ценности.

 

Среди ценностей казачества особенно важно сегодня обратить внимание на ценности патриотические. К ним необходимо отнести  государственные (государственность или державность) и общественные (соборность, демократизм, семейные и воспитательные ценности).

 

Подчеркнем, такое деление не означает обособления ценностей казачества. Все ценности казачества представляют нераздельное целое. В то же время подобное разделение совпадает с выделением аспектов национальной безопасности нашей Родины, включающей государственный и общественный аспекты, подчеркивая особую значимость ценностного мира казачества для современной жизни России.

 

Фундаментальной ценностью казачества является ценность патриотизма. Патриотизм казачества имеет своим истоком исполнение Божьей заповеди о любви к ближнему, включающей любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам. Патриотизм казачества выражается в беззаветном служении Родине — служении неразрывно связанном с осознанной любовью к России и способностью пожертвовать собой ради нее. Патриотизм казачества предполагает служение своему народу, поскольку Россия – это, прежде всего, народ, создавший великое государство и культуру.

 

Патриотизм казаков есть патриотизм действенный. Он проявляется в ценностях казачества — государственных, соборных, воспитательных, семейных, которые многогранно раскрывают казачью идею служения Отечеству. Все эти ценности неразрывно взаимосвязаны между собой, не существуют порознь, взаимно проникают друг в друга. Претворение этих ценностей в жизнь и образуют своеобразие казачьего патриотизма.

 

Важной частью казачьего патриотизма является державность (государственность). Державность – неотъемлемая часть политической культуры казачества. Она выражается в своеобразном государственном самосознании казаков, в их особом ценностном восприятии государства.

 

Российское государство всегда воспринималась казачеством как позитивная стабилизирующая сила.  Сильное централизованное государство, обеспечивающее общественный порядок и целостность Отечества, защищающее страну от иноземных вторжений отражает традиционный идеал казаков. В их представлении российское государство объединяет в единое целое многонациональный народ России, обеспечивает мир в стране, придает стране  величие и уважение в мире.

 

Казачеству свойственно рассматривать государство как форму исторического действия народа на традиционных ценностных основаниях. Казачество выступает за органическую взаимосвязь государства и ценностей национальной культуры. Государственное самосознание казачества  основывается на правиле: государство не должно действовать исходя из  взглядов и представлений, которые сам народ не обретает в своей истории.

 

Казачьей державности присущ особый политический реализм. Следуя ему, великое государство возможно созидать лишь на почве национальной культуры, поскольку подлинные жизненные силы великое государство черпает только из вековых ценностей народной жизни.

 

Задачи государственного  строительства для казаков неразрывно связаны с ценностными основаниями народной жизни. Государство должно всемерно содействовать сохранению, распространению и развитию ценностей национальной культуры. Оно не имеет права строить общественную жизнь по искусственным проектам, несущим отчуждение от основополагающих ценностей народного бытия.

 

Казачья державность не означает абсолютизации государства самого по себе. Государство не должно  посягать на свободу личности. Оно не должно  вырождаться в тиранию, превращаться в тоталитарного оборотня, контролирующего все сферы жизни общества.

 

Стремление государства посягать на культурно-исторический фундамент собственного народа, игнорировать его ценностные основания, проводить гонения и репрессии против ценностей национальной культуры и ее представителей, с точки зрения казачества, категорически недопустимо. Сегодня казаки ведут широкую деятельность по реабилитации жертв политических репрессий, а также по возрождению, сохранению и распространению ценностей национальной культуры.

 

Подчеркнем, что реальная роль России в мире неотделима от ее самостоятельного положения, подкрепляемого государственной силой. Россия всегда была самодостаточной, суверенной и независимой частью мирового сообщества выступая в роли великой и единой державы, по причине своей мощной государственности. Учитывая особую актуальность сильного государственного начала на текущем этапе исторического существования России, важно отметить немалую роль казачества в деле его сохранения и развития.

 

Провозглашая ценность державности приоритетной, казачество превращается в серьезную созидательную общественную силу, строящую государственность постсоветский России.

 

Казачество решительно препятствует негативным центробежным тенденциям, носители которых стремятся расколоть страну, не признают за российским государством высокого значения. Казачество последовательно выступает за суверенитет и территориальную целостность России, желая видеть ее в качестве великой и единой державы, в качестве одного из ключевых субъектов многополярных международных отношений.

 

Казачество энергично участвует в государствообразующих процессах – политических, общественных, гражданских, прежде всего, на региональном уровне. Зная интересы населения и традиции, казаки решают множество вопросов местного значения. Их уникальный опыт востребован органами государственной власти и местного самоуправления. Казачьи общества становятся реальной силой, влияющей на государственную политику в области национальной обороны, превращаются в  защитника государственного суверенитета и национальных интересов.

 

Отстаивая ценность державности, казачество связывает государственное развитие с духовно-нравственными ценностями. Державность для казачества является этически значимой ценностью, государство должно неизменно воплощать нравственное начало.

 

Казачество глубоко восприняло и органически впитало в себя одну из основных ценностей Российской цивилизации —  соборность. Ценность соборности предстает мироустроительным принципом казачества, оформляющим его общественную  жизнь. Ценность соборности заключается в сочетании свободы и единства людей на основе их общей любви к  высшим ценностям.

 

Соборность есть цельность общественной жизни, ее внутренняя полнота, в которой множество личностей, собирается силой любви в свободное и органическое единство. Соборность равно противостоит эгоистическому социальному индивидуализму и обезличивающему тоталитарному коллективизму, как тенденциям и учениям, опасным для стабильного развития общества.

 

Соборность означает особый вид межличностной солидарности, основанный на гармонии личной свободы и общественного единства, когда единство достигается не путем  подавления и принуждения, а на основании сопричастности личностей единому ценностному миру.

 

Казачья соборность наиболее полно раскрылась в двух жизненных проявлениях— Казачьем Круге (Сборе) и казачьем товариществе.

 

Традиционно Казачий Круг или Сбор являлся обозначением всенародного собрания казачества. Круг предстает высшим органом любого казачьего общества, где все казаки, обладающие правом голоса, равны. Решения на Круге принимаются простым большинством и прямым голосованием. Главенство соборных решений Круга для казака всегда было обязательно.  Круг всегда признавался превыше всех других структур, регулирующих общественную жизнь  казаков.

 

Казачье товарищество состоит во взаимной солидарной ответственности казаков друг за друга, основанной на доверии и самопожертвовании. Казачье товарищество — неотъемлемая часть кодекса чести каждого казака.

 

«Нет уз святее товарищества», — гласит казачий кодекс чести. Товарищество являет особое состояние казачьего братства, в котором взаимная поддержка  и взаимная помощь вплоть до жертвования жизнью ради ближнего провозглашается основанием общественного единения.

 

Утверждая ценность соборности, казачество демонстрирует уникальный образец единения людей в свободе ради претворения в жизнь принципов патриотизма.

 

Казачий опыт соборности значим в деле развития российского патриотизма. Этот опыт красноречиво свидетельствует о том, что патриотическое сознание может рождаться из недр свободной общественной жизни, что крепкое, патриотически настроенное общество может существовать на началах взаимного уважения и свободы.

 

Развитие и распространение казачьего опыта соборности способствует сохранению гражданского мира и национального согласия в стране, политической стабильности и общественного благополучия. Оно имеет неоспоримое значение для  созидания внутреннего аспекта национальной безопасности России.

 

С соборностью неразрывно связан казачий демократизм. Казачеству издавна присуща демократическая организация, выразившаяся в выборном самоуправлении и равноправии. Воля и народоправство — неотъемлемые стороны казачьего самосознания. Казачество высоко ценит свободу, полагая, что именно свободный человек может правильно организовать общественное устройство.

 

Казачий демократизм — это демократизм особый, патриотический. Казачий демократизм и казачий патриотизм – неразделимые понятия.

 

Казачий демократизм есть демократизм ответственный, демократизм служения, а не демократизм направленный на удовлетворение своей прихоти и эгоизма. Казачество высоко ценит свободу не просто ради нее самой, а ради плодотворного служения Отечеству.

 

Казачье  свободолюбие неизменно связано со служением родному краю, с исполнением долга перед своим народом. Отстаивание своих прав и свобод  для казака всегда  предполагало неукоснительное следование своему долгу и обязанностям. Казачество всегда отличала истинная  гармония между свободой и служением.

 

Опыт казачьего демократизма содействует росту патриотического сознания, общественной стабильности и укреплению российской государственности. Он важен для правильного понимания и строительства гражданского общества, в котором идея свободы не должна разрываться с идеей   ответственного солидарного служения Родине.

 

В самосознании казаков укоренены представления о глубокой связи  личных свобод и личной ответственности, о том, что  свободная независимость членов общества выступает условием их взаимного служения друг другу. Такие представления ценны для достижения устойчивого общественного единства, для созидания внутренне сплоченного, цельного общества, пронизанного взаимным сотрудничеством и ответственным солидарным служением. Их осознание и воплощение в жизнь является серьезным препятствием на пути деструктивных антиобщественных сил, видящих в обществе лишь обособленных эгоистов,  взаимодействие которых представляет только временное совпадение интересов и не способно на глубинную внутреннюю связь.

 

Ценности казачества были пронесены сквозь века благодаря крепкой семье и своеобразной системы воспитания. Из поколения в поколение через семью и воспитание передавались  ценности казаков. Казачья семья и народная система воспитания сами предстают особыми ценностями казачьего мира, без которых он лишился бы своей жизненной силы.

 

В среде казачества семья рассматривались как важное начало вырабатывания патриотических качеств личности. Семья всегда была основой казачьего общества. Именно в ней закладывался идеал защитника, воина и трудолюбивой хозяйки как оплота казачьего мироустройства.

 

Казачеству свойственна суверенность семьи — никто не имеет  права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. При этом семья воспринимается как святыня брака — воплощение самых возвышенных нравственных отношений. Первостепенная роль отца семьи основывается на его моральном авторитете и глубоком взаимопонимании с остальными членами семьи. Высокая роль и значение женщины-казачки в семье определялись необходимостью брать на себя часть мужских функций во время несения мужем службы, когда он отлучался из дома. Казачьей семье всегда были присущи высокий нравственный облик, устойчивость и многодетность.

 

Сохранение и распространение семейных ценностей казачества актуально для современной России, в которой демографическая ситуация стала одной из злободневных социальных проблем. В выверенном веками казачьем идеале семьи современная Россия может почерпнуть  образец крепких семейных отношений, найти ценности, которые станут залогом демографического возрождения страны.  Храня и распространяя семейные ценности, казачество принимает активное участие в формировании демографической безопасности России, в  сбережении ее народа.

 

Семейное воспитание казаков тесно связано с казачьей народной педагогикой. За долгую историю существования казачеством был накоплен большой опыт в деле патриотического воспитания молодежи. Этот опыт организован в стройную систему, несущую идеал патриотически настроенной личности. Приоритетным в казачьей народной педагогике является военно-патриотическое воспитание. Вместе с тем, помимо воспитания готовности к выполнению воинских обязанностей, казачья педагогика немало внимания уделяет выработке нравственного сознания и национального самосознания.

 

Формирование патриотически-настроенного подрастающего поколения предстает важной задачей для современной России. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов в деле патриотического воспитания молодежи. В силу своей доступности и понятности традиционная казачья народная педагогика является плодотворным и мощным по своему воспитательному потенциалу средством, которое должно активно использоваться в практике воспитания подрастающего поколения. Сегодня казачество активно участвует в распространении и дальнейшем совершенствовании своей педагогики, ведет широкую работу в молодежной среде, выполняя  благородную задачу воспитания патриотов России.

 

Современное российское казачество являет собой сознательную и действенную  часть нации, для которой воспитание высоконравственной патриотической личности, строительство гармоничного общества  и мощного государства предстают первостепенными задачами развития страны.

 

Сохраняя, развивая и распространяя свои ценности, современное российское казачество всемерно способствует формированию национальной безопасности России, содействует ее устойчивому развитию. По своему содержанию ценности казачества представляют стратегически значимые ценности общероссийского масштаба. Их изучение и освоение  должно стать общенациональной задачей. 

 

 

 

А.В. Посадский, профессор Смольного института РАО 

21 августа 2012 г.




Архив

Архив
Единый час духовности «Голубь мира»
<
>
Controller: Material.item | _news_item;
Time: 1.264;
DB: 28 за 0.372;
RAM: 12.44 из 128M;
Memcache: не установлен