Чтобы понять – кто такие севастопольские казаки, вначале нужно определиться с тем, кого сегодня следует считать казаками.
В большой советской энциклопедии казаки определяются как военное сословие в дореволюционной России. При этом тут же указывается, что в Великой Отечественной войне (когда сословий уже не существовало) «героически сражались казачьи соединения». В Википедии сказано, что казаки это представители сложной этносоциальной культуры, сформировавшейся из военно-служивого сословия, а также свободных людей. В федеральном законе РФ от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» казаки определяются как граждане России, которые являются членами казачьих обществ. Казачье общество – добровольное объединение граждан в форме некоммерческой организации, которое внесено в госреестр казачьих обществ, члены которого приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Если раньше казаком можно было стать только по крови, то сегодня казаком может стать абсолютно любой гражданин РФ, вступивший в зарегистрированное казачье общество.
В законодательстве России проблематике и развитию российского казачества посвящено 15 нормативных федеральных документов. Дух этих документов основан на возрождении традиций российского казачества. В нескольких документах указываются территории, где традиционно проживали казаки. О Севастополе в этих документах не сказано ничего. Впрочем, в героической истории города казаки оставили свой след. Во время первой обороны Севастополя в 1854-1855 гг. участвовали 2-й и 8-й кубанские пластунские батальоны. Одна из бухт Севастополя названа Казачьей, но это не имеет никакого отношения к севастопольским казакам (во время войны с Турцией в 1770-х г. в этой бухте размещался казачий пикет, который наблюдал за действиями турецкого флота, что в последствии породило название бухты). Никаких казачьих хуторов и станиц в Севастополе никогда не существовало.
Зачем в Севастополе создают казаков?
Активно идею создания севастопольского казачества поддерживает губернатор Меняйло. У него давно сложились теплые отношения с казаками юга России (кубанские и донские казаки). «Я находился в Краснодарском крае. Узнав о событиях в Севастополе («Русской весне» — ред.)… я посчитал, что мое место там. 24 февраля вместе с казаками, 200 человек, мы переправились с порта Кавказ в порт Крым», — рассказывал Меняйло в эфире «Русской службы новостей» 13 марта 2015 г. То есть, казачество он поддерживает из-за любви к казакам. Кроме того, севастопольские казаки станут еще одним силовым и общественным институтом, который будет поддерживать все действия губернатора.
Сегодня официально в Севастополе насчитывается чуть более 700 казаков (по другим данным – около 1 тыс. человек). Примечательно, что во время последней переписи населения города в 2014 г. только 25 человек указало национальность казак. Рост численности казаков в Севастополе объясняется просто: власти обещают членам казачьих общин деньги, земли и поддержку. Поэтому численность казаков будет расти. Но если финансовые вливания в Севастопольский казачий округ остановятся, общество может резко потерять большую часть своих казаков.
Авторская колонка Андрея Лобода