КУЛЬТ ДЕНЕГ
СОСТАВИТЕЛЬ «Словаря русского языка», изданного в 1961 году, С.И. Ожегов понятие «Коррупция» объяснил с оговоркой: «В буржуазных странах: подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей». И ссылка на буржуазные страны была всем понятна и оправдана. В Советском Союзе коррупции практически не было. Ни политики, ни чиновники высокого ранга, ни их родственники не имели в собственности заводов или фабрик, личных яхт или самолетов, не владели обширными земельными угодьями, не строили личных шикарных дворцов. А на собственность и денежные вклады за рубежом ни у кого из них даже намека не было. И лечиться за границу они не ездили, и учить грамоте своих отпрысков в другие страны не посылали. Стремились, чтобы все это и для всех было у себя дома.
В нынешней России о коррупции говорят днем и ночью со всех трибун. Коррупционеров разоблачают, судят, коррупцию клянут, а ей ни жарко, ни холодно: она процветает. И причин этого парадокса весьма много. По уровню коррупции мы чуть ли не впереди планеты всей, а по методам и способам борьбы с ней плетемся в хвосте.
Около десяти лет назад ООН приняла конвенцию против коррупции, в которой есть и такое, например, понятие:
«… признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».
Проявив инициативу, фракция КПРФ в Государственной думе еще два года назад внесла предложение о ратификации этой статьи Конвенции, но оно было отвергнуто, хотя многие страны ратифицировали ее, что позволило им значительно снизить уровень коррупции. Опираясь на их опыт, коммунисты сумели собрать 115 тысяч подписей россиян за присоединении России к этой Конвенции ООН и недавно снова выступили с предложением о принятии обозначенной выше статьи. Однако, надежд на это мало. Слишком много у нас влиятельных людей, желающих иметь «активы должностного лица, превышающие его законные доходы». Такое теперь время, такие порядки и стремления.
Ветераны войны и труда, все люди старшего поколения хорошо помнят, что в советские годы главным показателем человеческого достоинства был труд. Мы знали Алексея Стаханова, выдававшего на гора за смену рекордное количество угля, гордились знаменитой ткачихой Валентиной Гагановой, ценили выдающиеся успехи колхозных трактористов и доярок. Их имена звучали на школьных уроках, рассказы о их достижениях печатались в газетах и журналах, о них мы слышали в передачах радио, их видели на телеэкранах.
Сейчас тех, кто трудится в шахтах и на полях, на заводах и фабриках, не видно и не слышно. Они не вписываются ни в одну из телевизионных передач, о них не рассказывают в газетах и журналах, им не вручают высоких наград, не присваивают почетных званий. Получается, что мы теперь не сеем и не пашем...
До душевной боли тяжело сознавать, что суть нынешних реформ свелась и сводится к лишению общества трудовой основы, хотя даже в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны труд оставался главным мерилом человеческого достоинства. «Без сна и отдыха люди работали в холодных цехах и выращивали хлеб, терпели невзгоды и неустроенность, - написали в одной из статей председатель Федерации независимых профсоюзов М.В. Шмаков и председатель Всеобщей конфедерации профсоюзов В.П. Щербаков. - В таком напряжении работала вся страна и в ближнем, и в дальнем тылу. Это был трудовой подвиг миллионов простых людей, каждый из которых достоин особой почести. 202 труженика тыла за самоотверженный труд, выдающийся вклад в укрепление экономического и оборонного могущества, за особые заслуги за обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства были удостоены в 1941-1945 годах высокого звания Героя Социалистического Труда».
Одним из тех, кто в суровом 1943 году был удостоен такой чести, стал представитель Рязанской области Иван Петрович Блинов. Будучи машинистом паровоза, он проделал на нем 120500 километров, в три раза больше земного экватора, перевозя составы в три раза тяжелее установленного веса. В этом же году высшую трудовую награду получила старшая стрелочница Калининской железной дороги Антонина Николаевна Александрова, обеспечившая с риском для жизни прием и отправление санитарного поезда.
Сейчас, к нашему стыду и несчастью, людей ценят не по трудовому вкладу в общее дело, а по количеству денег на личных счетах. Даже членов Совета Федерации на страницах газет и журналов представляют с четким обозначением толщины кармана, причем, не в рублях, а в долларах. Так прямо и пишут: «Сулейман Керимов, 6,5 миллиардов. Андрей Гурьев, 3,5 миллиарда. Дмитрий Ананьев, 1,8 миллиарда. Вадим Мошкович, 1,8 миллиарда. Андрей Молчанов, 1,7 миллиарда». Кому-то кажется, что россияне будут несказанно рады видеть и знать, что законы, по которым они живут, утверждают не знаменитые трудом сталевары и доярки, как было в советское время, а люди предприимчивые, именуемые олигархами, весьма далекие от проблем, переживаемых большинством граждан.
Мало того, ныне стало модным наглядно демонстрировать не только богатство высокопоставленных чиновников и политиков, но и их жен, многие из которых по доходам оставляют мужей далеко позади. К примеру, супруга бывшего губернатора Приморья Сергея Дарькина за 2010 год сумела принести в семейный бюджет более миллиарда рублей!? Весьма удачливой в отношении семейного дохода оказалась и жена бывшего губернатора Свердловской области Александра Мишарина Инна Мишарина. Если муж в 2011 году заработал 6,8 миллиона рублей, она принесла в домашнюю кассу 48,7 миллиона. Объясняя подобные странности, политический аналитик Владимир Прибыловский говорит:
- У губернатора много возможностей, чтобы посодействовать чьему-либо бизнесу в своем регионе, завести свой. Но завести, конечно же, не на себя, а, например, на жену.
Странно, но в нынешних условиях всеобщей информированности мы очень мало знаем о проблемах, задачах и способах их решения чиновниками, о методах их работы, о том, как оценивают их деятельность рядовые граждане, зато регулярно получаем сведения о их банковских вкладах, о принадлежащей им движимости и недвижимости. Такое теперь время, такие нравы. Все решается ради денег и с помощью денег, которые все больше становятся культом жизни.
РАСШИРЕННОЕ заседание коллегии Генеральной прокуратуры, в котором участвовал Владимир Путин, наглядно показало, что криминал, с которым в стране давно и вроде бы успешно ведется непримиримая война, не сдается и сдаваться не собирается. Мало того, по многим направлениям он идет в наступление, подминая под себя все законы и правила, по которым должно жить законопослушное общество.
- Практика показывает, - сказал на этом заседании президент, - что по-прежнему многие преступления остаются не только не раскрытыми, но и даже незарегистрированными. Причины самые разные, а результат один: у преступников появляется возможность уйти от правосудия, от возможного наказания. Пострадавшие граждане, их семьи не получают защиты. Справедливость не восстанавливается.
Об этом наглядно свидетельствует и криминальная статистика. По данным прокуратуры, в 2012 году из 2,3 миллиона зарегистрированных преступлений, почти каждое второе, четверть из которых составляют тяжелые и особо тяжелые, не были раскрыты. Совершившие их лица не установлены, не наказаны, не изолированы, поэтому гражданам надеяться на тишь и благодать, на сохранность бюджетных средств не приходится.
По данным Счетной палаты, в прошлом году объем денежных хищений составил 780 миллиардов рублей, львиную долю которых составляют бюджетные деньги. При этом возвратить государству удалось лишь чуть больше двух миллиардов, остальные осели в карманах преступников. Причины такого грандиозного казнокрадства объяснимы. У нас практически отсутствует парламентский надзор за исполнительной властью, как и общественный контроль за бюджетными расходами. А без этого все разговоры о борьбе с коррупцией и воровством повисают в воздухе, угрозы наказания преступников остаются пустым звуком.
Совсем недавно то ли всерьез, то ли в шутку на сайте Министерства труда и социального развития появились рекомендации по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься намеком на получение взятки. Цитируются такие, например, фразы в общении, как «спасибо на хлеб не намажешь», «нужны более весомые аргументы» или неопределенный вопрос «ну что делать будем?». Чиновникам советуют также избегать намеков на свою низкую зарплату, разговоров о предстоящих расходах на личные нужды…
В дополнение к этому авторы практических рекомендаций разъяснили, что подносимые в виде благодарности скоропортящиеся продукты, авторучки и блокноты к предметам подкупа не относятся, зато таковыми считаются дорогие коньяки и элитная водка, а также канцелярские товары из драгоценных металлов. А чиновникам, принявшим подарки дороже трех тысяч рублей, рекомендуется в трехдневный срок сообщать об этом.
Можно представить, что большинству чиновников, читавших эти рекомендации, трудно было сдержать улыбку. У нас сегодня практически все, кому приходится обращаться за помощью к представителям власти, хорошо знают и расценки за положительные решения, и способы вручения мзды. Жизнь уже много лет учит этому, а земля слухом полнится.
К СОЖАЛЕНИЮ, более конкретный разговор о коррупции приходится вести не с подношений в виде скоропортящихся продуктов и авторучек, а о беззаконном присвоении миллионов. Совсем недавно оперативники провели обыск в кабинете заместителя министра образования и науки Марата Камболова. Показания против него дал теперь уже бывший ректор Государственного университета управления Виктор Козбаненко, арестованный в начале марта при получении взятки в 7 миллионов рублей…
Но сегодня даже такая внушительная сумма коррупции никого не шокирует. Есть и более весомые подношения. Бывший губернатор Тульской области Вячеслав Дудка за щедро выделенный им участок земли под строительство торгового центра получил взятку в 40 миллионов рублей. При этом все переговоры между дарителями и получателями этой солидной суммы велись на солидном научном уровне. Тот, кто давал взятку, представлялся научным руководителем, а те, кто принимал решение о выделении земли под стройку, именовали себя ученым советом!?
Кстати сказать, коллективное мздоимство получило в последние годы весьма широкий размах. Берут открыто, на глазах или при содействии подчиненных, не боясь ни предательства, ни возмездия. Широкий размах это получило даже в военном ведомстве, когда Министерством обороны руководил опытный рыночник Анатолий Сердюков. Именно тогда адъютант бывшего главкома Сухопутных войск старший прапорщик Валерий Даниелян сумел запросто сколотить большую группу аферистов, которые путем подделки бумаг делали ненужными и свободными десятки жилых помещений, продавая их налево и направо. Общий ущерб, нанесенный этими аферистами, оценивается в миллиард рублей! Такие вот аппетиты и такие возможности у нынешних казнокрадов, что не является секретом для властей всех уровней.
Осматривая объекты, построенные для проведения сочинской Олимпиады, Владимир Путин с сарказмом удивился непомерному росту расходов.
- Из миллиарда двести превратилось в восемь миллиардов! Молодцы, хорошо работаете!
А удивиться было чему. По данным Счетной палаты, только на создание так называемой концепции будущей спортивной столицы было затрачено 277 миллионов рублей, хотя концепция эта так и не была утверждена. Еще 800 миллионов было затрачено на рекламу, а 176 миллионов на выставки. Ощутимым грузом для финансирования стройки стало содержание разросшегося управленческого аппарата. Только командировки сотрудников обошлись в 65 миллионов рублей, а почти столько же ушло на авиаперевозки управленцев.
Закономерным итогом незаконной бурной финансовой деятельности стало то, что Ахмед Билалов был лишен постов вице-президента Олимпийского комитета России и председателя совета директоров «Курортов Северного Кавказа». Жаль только, что истраченных впустую миллионов эти отставки не компенсируют.
Культ денег – болезнь страшная и затяжная. В России деньги часто именовали злом, а большие деньги всегда считались большим злом, по сути составляющим основу нынешнего предпринимательства, потому что производится мало, а продается много. Главным условием обогащения становится не труд, а умение приспособиться к легкой наживе. О честности, справедливости, а тем более об общественном благополучии говорить не приходится. Как, впрочем, и об успехах в борьбе с коррупцией.
Иван ДЫНИН.