Медиаобразование как важное дополнение обязательной школьной программы

Новые условия развития экономики и общества предъявляют новые требования и к качеству образования. Об этом неоднократно говорилось, в том числе и на самом высоком государственном уровне. В частности, выдвинутая Президентом России национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» преследует именно задачу кардинально повысить качество образования в стране.

Как это сделать на практике, правда, толком никто не объяснил. Впрочем, никаких универсальных методик, в равной мере применимых повсюду, и не существует. Очевидно одно: просто впихивать в ученика знания сегодня уже недостаточно. Строить образовательный процесс надо таким образом, чтобы воспитывать и поддерживать в учениках социальную активность, выявлять в ребятах творческое начало и развивать его, а не просто  доводить до сведения учащихся определенную информацию, которую ребята, в общем-то, самостоятельно могут почерпнуть из книг и Интернета. Словом, нужны новые креативные формы обучения, новые нестандартные подходы.

 

В связи с этим понятно, почему в последнее время так много внимания (по крайней мере, на словах) уделяется школьному медиаобразованию. В недалеком будущем дисциплины, ориентированные на воспитание медиаграмотности у подрастающего поколения, непременно будут включены в обязательную школьную программу. Все к этому идет, несмотря на косность и непонимание отдельных учителей и чиновников от образования. В некоторых школах уже сегодня, не дожидаясь команды сверху, активно занимаются медиаобразовательными проектами, например, выпускают свои школьные газеты, журналы, создают радио- и телестудии, организовывают (пока в качестве дополнительного образования) кружки журналистики и газетного дела.

 

Важность такого рода новаций очевидна еще и потому, что за последние годы в области школьного образования произошли серьезные изменения, которые уже успели негативно отразиться на качестве учебно-воспитательного процесса. Особенно это касается преподавания таких предметов, как литература и русский язык. Речь идет, в первую очередь, о тотальном снижении грамотности среди молодежи. О какой уж тут медиаграмотности можно говорить, если молодые люди даже элементарные слова пишут с ошибками!

 

Речь идет и о преподавании такого учебного предмета, как литература, из которого буквально выхолощено все, что призвано служить формированию и воспитанию личности. А сам предмет даже не вошел в перечень обязательных для сдачи в форме ЕГЭ. Даже такой обязательный раньше атрибут школьного учебно-воспитательного процесса, как написание сочинений, сегодня почти не используется. А ведь практика написания сочинений на литературные и общественно-политические темы крайне важна для развития речевых навыков, а также интеллектуального и творческого потенциала школьников. Вместо этого в школах насаждаются сплошные тесты, а ребятам предлагается тупо выбирать из нескольких готовых ответов. Впечатление такое, что в школе сегодня не учат великому и могучему русскому языку, а ежедневно играют в игру «Кто хочет стать миллионером»!

 

Так что, в этой сфере перед российскими учителями-словесниками поистине необъятное поле деятельности. И совершенно очевидно, что без основательной «прополки» этого поля нам не научить молодых людей различать добро и зло, выражать свои чувства и мысли, руководствоваться общечеловеческими ценностями, цивилизованно общаться между собой и со взрослыми.

В этой связи школьная пресса, выпускаемая силами учащихся, - отличное средство решить сразу несколько проблем, как общечеловеческого и гуманитарного, так и сугубо педагогического характера. В процессе работы над школьным журналом учащиеся не только освоят азы журналистики, но и расширят свои познания в области литературы и истории, «подтянут» орфографию, научатся емко и точно выражать свои мысли, отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других. Все это позволит выработать у ребят такие качества, как ответственность, организованность, самодисциплина, что, несомненно, самым положительным образом отразится на успеваемости ученика и по другим школьным предметам. Более того, работу над газетой (журналом) и следует рассматривать как важное дополнение к существующей школьной программе. Делая газетный номер, учащиеся на практике применяют знания, полученные, например, на уроках русского языка, литературы, информатики, а значит, лучше и полнее их усвоят. Ведь одно дело механически запоминать на уроках абстрактные правила, и совсем другое – использовать их в практической деятельности и воочию наблюдать, как эти правила работают, так сказать, во «внеурочное время». Думается, что интерес к школьным предметам у многих учащихся в результате только возрастет.

 

Не следует забывать также, что в процессе создания газетного номера дети учатся креативно мыслить, причем, не только в течение 45 минут, отведенных на урок, но и после занятий, поскольку работа над журнальным номером – процесс творческий и, как любой творческий процесс, не ограниченный во времени. Кроме того, обсуждая темы статей и фоторепортажей, учащиеся получают навыки общения друг с другом и со взрослыми, а также представление о серьезной интеллектуальной деятельности, что несомненно, пригодится им в будущем, даже если они не свяжут свою жизнь с журналистикой.

Все это не просто красивые рассуждения. В том, насколько притягательна сила печатного слова и какое воздействие оно оказывает на ребят, да и педагогов, мы убедились на собственном опыте. Честно говоря, четыре года назад, затевая издание школьной газеты «Классные известия», мы и предположить не могли, что наша инициатива получит такое развитие и поддержку. Чего удалось добиться за этот не столь уж большой срок? Если вкратце, вышли в свет более двух десятков номеров газеты «Классные известия» и три номера журнала «Классные люди». Мы не поленились и зарегистрировали свои издания в установленном порядке, о чем имеются свидетельства Министерства по печати и массовым коммуникациям. Мы регулярно принимаем участие в конкурсах школьной прессы. Есть и вполне значимые результаты, о чем свидетельствуют почетные дипломы и грамоты.

 

Например, весной 2009 года на конкурсе молодежной и школьной прессы, проводимом факультетом журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова, газета «Классные известия» заняла третье место по России. В мае того же года в нашем Центре образования № 1474 состоялся международный семинар, посвященный вопросам школьного медиаобразования, в котором приняли участие декан факультета журналистики МГУ, посол Финляндии в России, ректоры крупных российских вузов, представители СМИ.   

Осенью прошлого года газета «Классные известия» стала лауреатом XIV Всероссийского конкурса «Золотое перо-2009», заняв второе место в номинации «Иллюстрация» и третье место в номинации «Школьные газеты».

 

Наконец, фотокорреспондент газеты «Классные известия» Александра Рябинина стала лауреатом Международного открытого фестиваля «Фотография как образ мира», который завершился в Москве в январе сего года. Работы Рябининой были представлены на выставке в Малом Манеже.

За время существования школьной прессы в нашем Центре образования воспитана целая плеяда молодых журналистов. Эти ребята не только активно участвуют в подготовке школьных изданий, но и пробуют свои силы во взрослой периодике. Например, на страницах газеты «Пионерская правда» и местной районной газеты регулярно появляются статьи и фоторепортажи за подписью наших юных корреспондентов.

 

Любопытно, что в процессе занятий журналистикой многие ученики, до того не блиставшие усердием и дисциплиной, заметно подтянулись и по успеваемости, и по поведению. Есть примеры того, как бывшие троечники, на которых учителя махнули рукой, как на безнадежных, вдруг проявили свои дремавшие дотоле способности и в корне изменили представление окружающих о себе. Например, двое мальчиков – ученики восьмого класса Григорий Синяков и Илья Савчин - обнаружили явные способности к фотожурналистике и твердо решили связать свою жизнь с этой профессией. 

Впрочем, создание школьной периодики – лишь первый этап медиаобразовательной деятельности. Мы его уже прошли и сейчас прекрасно понимаем, что просто эпизодически делать газету и журнал – уже недостаточно. Надо двигаться дальше. Каким мы видим для себя ближайшее будущее? Как бы пафосно это ни звучало, но перспектива такова: создание медиахолдинга, куда будут входить газета, журнал, альманах, Интернет-сайт, школа юного журналиста и прочие информационные ресурсы. Создание такого холдинга позволит решить сразу несколько наиважнейших задач, как педагогического, так и общечеловеческого характера. Во-первых, существенно расширяются возможности дополнительного образования, а значит сфера приложения творческих сил учащихся. Во-вторых, на практике формируется система многоуровневой подготовки специалистов в области гуманитарных дисциплин, обеспечивающая преемственность и непрерывность обучения (школа-вуз). В-третьих, учащиеся получают отличную возможность глубоко познакомиться с серьезной интеллектуальной деятельностью, что, несомненно, даст им новый импульс развивать свои способности, креативное мышление и, в конечном итоге, сделать правильный выбор будущей профессии. 

 

В процессе создания сначала газеты, а потом журнала у нас выработались некие принципы работы, которые, на наш взгляд, вполне могут лечь в основу деятельности любой школьной редакции или школьного медиа-холдинга. Если вкратце, суть нашей методики можно сформулировать следующим образом: работать с детьми в условиях, максимально приближенных к «боевым», то есть строить работу школьных изданий по принципу работы настоящей редакции. Поэтому занятия в нашем кружке строятся не в форме заумных лекций, а в форме планерок и летучек – почти как в настоящих «взрослых» газетах и журналах. В ходе этих практических ребята обсуждают концепцию очередного номера, занимаются поиском новых интересных сюжетов и тем.

 

Таким образом, в процессе работы над газетно-журнальными номерами учащиеся получают возможность:

- познакомиться с основами журналистики и журналистской этики;

- научиться ориентироваться в профессии и, возможно, сделать свой выбор;

- освоить специфику газетно-журнальных жанров;

- получить первые навыки фотожурналистики;

- поупражняться в стилистике русского языка;

- овладеть основами литературного редактирования, корректуры и верстки;

- познакомиться с азами рекламной деятельности и пиара;

- уяснить, что такое средства массовой информации и какое огромное влияние оказывают СМИ на современное общество.

Как видим, эффект от занятий не сводится к овладению чисто профессиональными навыками. Ребята, прежде всего, учатся творчески мыслить и не бояться смелых, нестандартных решений. А эти качества совершенно необходимы любому человеку, ориентированному на карьеру и достижение социального статуса. Это особенно важно, если учесть, какими семимильными шагами сегодня развиваются медиапространство и информационные технологии во всем цивилизованном мире. Современному человеку просто необходимо уметь работать с медиапродуктом, то есть с текстами на различные темы, телевизионными и радиосюжетами, информационными ресурсами Интернета. Современный человек обязан уметь находить нужную информацию, анализировать ее, успешно применять в своей профессиональной и повседневной деятельности. Учить этим навыкам нужно начинать со школьной скамьи.

 

И последнее. Не секрет, что пока вся журналистская деятельность в нашем Центре образования, равно как и в других школах страны, проходит в форме дополнительного образования. Но мы очень надеемся, что в ближайшее время этот предмет станет профильным, по крайне мере, в нашем Центре образования. Мы к этому готовы. Свой почти четырехлетний опыт работы с детьми по созданию школьной газеты мы обобщили и подробно расписали в форме учебной программы по журналистике, которую вполне можно использовать и в других школах страны. Наша программа рассчитана на учеников 10-11 классов и построена опять-таки по принципу работы настоящего журналистского коллектива. В течение года старшеклассники познакомятся с основами газетно-журнальной деятельности, а также с историей отечественной журналистики, поупражняются в стилистике русского языка, получат представление о газетной верстке, макетировании, пиар-работе, фотоиллюстрировании. Оценкой полученных знаний и навыков станет номер газеты, который в конце учебного года должен сделать каждый ученик. Причем, сделать самостоятельно, от А до Я. Вот тут-то и выяснится, чему он научился за прошедший год. Лучшие материалы и креативные идеи этих учебных изданий могут быть в дальнейшем использованы для создания общешкольной газеты, если таковой в школе еще нет.

На наш взгляд, если такая программа будет внедрена в учебный процесс, этот позволит решить сразу несколько наиважнейших задач в области образования. И, прежде всего, будет сделан реальный шаг к созданию системы многоуровневой подготовки специалистов в сфере гуманитарных знаний, включающей в себя сначала школьное, а затем вузовское образование.

В настоящее время разработанный нами курс «Введение в журналистику» проходит процедуру согласования в соответствующих инстанциях, и нам очень хочется верить, что чиновники от образования сделают правильные выводы.

 

Сергей Холодов

Фото Виталия Черкасова

Информбюро МПОД «Наследники Победы»

 

 

13 августа 2010 г.




Архив

Архив
Единый час духовности «Голубь мира»
Наша Общая Победа
ПАРТНЕРСТВО "ШКОЛЫ-ПОБРАТИМЫ"
<
>
Controller: Material.item | _news_item;
Time: 0.932;
DB: 28 за 0.275;
RAM: 10.75 из 128M;
Memcache: не установлен