Медиаобразование как важное дополнение обязательной школьной программы
Новые условия развития экономики и общества предъявляют новые требования и к качеству образования. Об этом неоднократно говорилось, в том числе и на самом высоком государственном уровне. В частности, выдвинутая Президентом России национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» преследует именно задачу кардинально повысить качество образования в стране.
Как это сделать на практике, правда, толком никто не объяснил. Впрочем, никаких универсальных методик, в равной мере применимых повсюду, и не существует. Очевидно одно: просто впихивать в ученика знания сегодня уже недостаточно. Строить образовательный процесс надо таким образом, чтобы воспитывать и поддерживать в учениках социальную активность, выявлять в ребятах творческое начало и развивать его, а не просто доводить до сведения учащихся определенную информацию, которую ребята, в общем-то, самостоятельно могут почерпнуть из книг и Интернета. Словом, нужны новые креативные формы обучения, новые нестандартные подходы.
В связи с этим понятно, почему в последнее время так много внимания (по крайней мере, на словах) уделяется школьному медиаобразованию. В недалеком будущем дисциплины, ориентированные на воспитание медиаграмотности у подрастающего поколения, непременно будут включены в обязательную школьную программу. Все к этому идет, несмотря на косность и непонимание отдельных учителей и чиновников от образования. В некоторых школах уже сегодня, не дожидаясь команды сверху, активно занимаются медиаобразовательными проектами, например, выпускают свои школьные газеты, журналы, создают радио- и телестудии, организовывают (пока в качестве дополнительного образования) кружки журналистики и газетного дела.
Важность такого рода новаций очевидна еще и потому, что за последние годы в области школьного образования произошли серьезные изменения, которые уже успели негативно отразиться на качестве учебно-воспитательного процесса. Особенно это касается преподавания таких предметов, как литература и русский язык. Речь идет, в первую очередь, о тотальном снижении грамотности среди молодежи. О какой уж тут медиаграмотности можно говорить, если молодые люди даже элементарные слова пишут с ошибками!
Речь идет и о преподавании такого учебного предмета, как литература, из которого буквально выхолощено все, что призвано служить формированию и воспитанию личности. А сам предмет даже не вошел в перечень обязательных для сдачи в форме ЕГЭ. Даже такой обязательный раньше атрибут школьного учебно-воспитательного процесса, как написание сочинений, сегодня почти не используется. А ведь практика написания сочинений на литературные и общественно-политические темы крайне важна для развития речевых навыков, а также интеллектуального и творческого потенциала школьников. Вместо этого в школах насаждаются сплошные тесты, а ребятам предлагается тупо выбирать из нескольких готовых ответов. Впечатление такое, что в школе сегодня не учат великому и могучему русскому языку, а ежедневно играют в игру «Кто хочет стать миллионером»!
Так что, в этой сфере перед российскими учителями-словесниками поистине необъятное поле деятельности. И совершенно очевидно, что без основательной «прополки» этого поля нам не научить молодых людей различать добро и зло, выражать свои чувства и мысли, руководствоваться общечеловеческими ценностями, цивилизованно общаться между собой и со взрослыми.
В этой связи школьная пресса, выпускаемая силами учащихся, - отличное средство решить сразу несколько проблем, как общечеловеческого и гуманитарного, так и сугубо педагогического характера. В процессе работы над школьным журналом учащиеся не только освоят азы журналистики, но и расширят свои познания в области литературы и истории, «подтянут» орфографию, научатся емко и точно выражать свои мысли, отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других. Все это позволит выработать у ребят такие качества, как ответственность, организованность, самодисциплина, что, несомненно, самым положительным образом отразится на успеваемости ученика и по другим школьным предметам. Более того, работу над газетой (журналом) и следует рассматривать как важное дополнение к существующей школьной программе. Делая газетный номер, учащиеся на практике применяют знания, полученные, например, на уроках русского языка, литературы, информатики, а значит, лучше и полнее их усвоят. Ведь одно дело механически запоминать на уроках абстрактные правила, и совсем другое – использовать их в практической деятельности и воочию наблюдать, как эти правила работают, так сказать, во «внеурочное время». Думается, что интерес к школьным предметам у многих учащихся в результате только возрастет.
Не следует забывать также, что в процессе создания газетного номера дети учатся креативно мыслить, причем, не только в течение 45 минут, отведенных на урок, но и после занятий, поскольку работа над журнальным номером – процесс творческий и, как любой творческий процесс, не ограниченный во времени. Кроме того, обсуждая темы статей и фоторепортажей, учащиеся получают навыки общения друг с другом и со взрослыми, а также представление о серьезной интеллектуальной деятельности, что несомненно, пригодится им в будущем, даже если они не свяжут свою жизнь с журналистикой.
Все это не просто красивые рассуждения. В том, насколько притягательна сила печатного слова и какое воздействие оно оказывает на ребят, да и педагогов, мы убедились на собственном опыте. Честно говоря, четыре года назад, затевая издание школьной газеты «Классные известия», мы и предположить не могли, что наша инициатива получит такое развитие и поддержку. Чего удалось добиться за этот не столь уж большой срок? Если вкратце, вышли в свет более двух десятков номеров газеты «Классные известия» и три номера журнала «Классные люди». Мы не поленились и зарегистрировали свои издания в установленном порядке, о чем имеются свидетельства Министерства по печати и массовым коммуникациям. Мы регулярно принимаем участие в конкурсах школьной прессы. Есть и вполне значимые результаты, о чем свидетельствуют почетные дипломы и грамоты.
Например, весной 2009 года на конкурсе молодежной и школьной прессы, проводимом факультетом журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова, газета «Классные известия» заняла третье место по России. В мае того же года в нашем Центре образования № 1474 состоялся международный семинар, посвященный вопросам школьного медиаобразования, в котором приняли участие декан факультета журналистики МГУ, посол Финляндии в России, ректоры крупных российских вузов, представители СМИ.
Осенью прошлого года газета «Классные известия» стала лауреатом XIV Всероссийского конкурса «Золотое перо-2009», заняв второе место в номинации «Иллюстрация» и третье место в номинации «Школьные газеты».
Наконец, фотокорреспондент газеты «Классные известия» Александра Рябинина стала лауреатом Международного открытого фестиваля «Фотография как образ мира», который завершился в Москве в январе сего года. Работы Рябининой были представлены на выставке в Малом Манеже.
За время существования школьной прессы в нашем Центре образования воспитана целая плеяда молодых журналистов. Эти ребята не только активно участвуют в подготовке школьных изданий, но и пробуют свои силы во взрослой периодике. Например, на страницах газеты «Пионерская правда» и местной районной газеты регулярно появляются статьи и фоторепортажи за подписью наших юных корреспондентов.
Любопытно, что в процессе занятий журналистикой многие ученики, до того не блиставшие усердием и дисциплиной, заметно подтянулись и по успеваемости, и по поведению. Есть примеры того, как бывшие троечники, на которых учителя махнули рукой, как на безнадежных, вдруг проявили свои дремавшие дотоле способности и в корне изменили представление окружающих о себе. Например, двое мальчиков – ученики восьмого класса Григорий Синяков и Илья Савчин - обнаружили явные способности к фотожурналистике и твердо решили связать свою жизнь с этой профессией.
Впрочем, создание школьной периодики – лишь первый этап медиаобразовательной деятельности. Мы его уже прошли и сейчас прекрасно понимаем, что просто эпизодически делать газету и журнал – уже недостаточно. Надо двигаться дальше. Каким мы видим для себя ближайшее будущее? Как бы пафосно это ни звучало, но перспектива такова: создание медиахолдинга, куда будут входить газета, журнал, альманах, Интернет-сайт, школа юного журналиста и прочие информационные ресурсы. Создание такого холдинга позволит решить сразу несколько наиважнейших задач, как педагогического, так и общечеловеческого характера. Во-первых, существенно расширяются возможности дополнительного образования, а значит сфера приложения творческих сил учащихся. Во-вторых, на практике формируется система многоуровневой подготовки специалистов в области гуманитарных дисциплин, обеспечивающая преемственность и непрерывность обучения (школа-вуз). В-третьих, учащиеся получают отличную возможность глубоко познакомиться с серьезной интеллектуальной деятельностью, что, несомненно, даст им новый импульс развивать свои способности, креативное мышление и, в конечном итоге, сделать правильный выбор будущей профессии.
В процессе создания сначала газеты, а потом журнала у нас выработались некие принципы работы, которые, на наш взгляд, вполне могут лечь в основу деятельности любой школьной редакции или школьного медиа-холдинга. Если вкратце, суть нашей методики можно сформулировать следующим образом: работать с детьми в условиях, максимально приближенных к «боевым», то есть строить работу школьных изданий по принципу работы настоящей редакции. Поэтому занятия в нашем кружке строятся не в форме заумных лекций, а в форме планерок и летучек – почти как в настоящих «взрослых» газетах и журналах. В ходе этих практических ребята обсуждают концепцию очередного номера, занимаются поиском новых интересных сюжетов и тем.
Таким образом, в процессе работы над газетно-журнальными номерами учащиеся получают возможность:
- познакомиться с основами журналистики и журналистской этики;
- научиться ориентироваться в профессии и, возможно, сделать свой выбор;
- освоить специфику газетно-журнальных жанров;
- получить первые навыки фотожурналистики;
- поупражняться в стилистике русского языка;
- овладеть основами литературного редактирования, корректуры и верстки;
- познакомиться с азами рекламной деятельности и пиара;
- уяснить, что такое средства массовой информации и какое огромное влияние оказывают СМИ на современное общество.
Как видим, эффект от занятий не сводится к овладению чисто профессиональными навыками. Ребята, прежде всего, учатся творчески мыслить и не бояться смелых, нестандартных решений. А эти качества совершенно необходимы любому человеку, ориентированному на карьеру и достижение социального статуса. Это особенно важно, если учесть, какими семимильными шагами сегодня развиваются медиапространство и информационные технологии во всем цивилизованном мире. Современному человеку просто необходимо уметь работать с медиапродуктом, то есть с текстами на различные темы, телевизионными и радиосюжетами, информационными ресурсами Интернета. Современный человек обязан уметь находить нужную информацию, анализировать ее, успешно применять в своей профессиональной и повседневной деятельности. Учить этим навыкам нужно начинать со школьной скамьи.
И последнее. Не секрет, что пока вся журналистская деятельность в нашем Центре образования, равно как и в других школах страны, проходит в форме дополнительного образования. Но мы очень надеемся, что в ближайшее время этот предмет станет профильным, по крайне мере, в нашем Центре образования. Мы к этому готовы. Свой почти четырехлетний опыт работы с детьми по созданию школьной газеты мы обобщили и подробно расписали в форме учебной программы по журналистике, которую вполне можно использовать и в других школах страны. Наша программа рассчитана на учеников 10-11 классов и построена опять-таки по принципу работы настоящего журналистского коллектива. В течение года старшеклассники познакомятся с основами газетно-журнальной деятельности, а также с историей отечественной журналистики, поупражняются в стилистике русского языка, получат представление о газетной верстке, макетировании, пиар-работе, фотоиллюстрировании. Оценкой полученных знаний и навыков станет номер газеты, который в конце учебного года должен сделать каждый ученик. Причем, сделать самостоятельно, от А до Я. Вот тут-то и выяснится, чему он научился за прошедший год. Лучшие материалы и креативные идеи этих учебных изданий могут быть в дальнейшем использованы для создания общешкольной газеты, если таковой в школе еще нет.
На наш взгляд, если такая программа будет внедрена в учебный процесс, этот позволит решить сразу несколько наиважнейших задач в области образования. И, прежде всего, будет сделан реальный шаг к созданию системы многоуровневой подготовки специалистов в сфере гуманитарных знаний, включающей в себя сначала школьное, а затем вузовское образование.
В настоящее время разработанный нами курс «Введение в журналистику» проходит процедуру согласования в соответствующих инстанциях, и нам очень хочется верить, что чиновники от образования сделают правильные выводы.
Сергей Холодов
Фото Виталия Черкасова
Информбюро МПОД «Наследники Победы»