Мордовии душа
Наша огромная страна – это полноводная река, в которую впадает множество рек и ручейков, несущих в себе чистую и животворную воду народного творчества. Сколько разных народностей населяют нашу Россию. И культура каждого из них самобытна и неповторима, как луговые цветы, вышитые разноцветным орнаментом на ярком ситцевом сарафане Матушки-Руси.
Республика Мордовия находится в самом сердце России, среди незабудковых лугов и сказочных бескрайних лесов. Кто побывал когда-либо в этих благодатных краях, тот навсегда полюбил щедрую Мордовскую землю, дарящую людям первозданную вековую мудрость. Здесь художником является сама природа с ее живописными пейзажами, соловьиными трелями и вкусом теплого парного молока…
В начале июня в Новом Манеже, в самом центре Москвы состоялась выставка выдающихся мастеров художественного творчества республики Мордовия. На выставку были представлены работы художников, скульпторов, графиков, мастеров художественной вышивки, народных ремесел Мордовии.
Удивительное сочетание глубины народной мудрости и полета фантазии современного человека просто поражает воображение посетителя выставки. Здесь есть и изумительные по своей простоте и проникновенности пейзажи, и яркие смелые работы, выполненные в авангардной манере.
В центре зала – высокая, парящая фигура Василия Блаженного, работа скульптора Петра Добаева. Создается впечатление, что изваяние держит на ладонях “небо” - солнечные лучи, проникающие сквозь витражи здания. Именно эта центральная фигура, объединяющая в себе все лучшие духовные начала в человеке, словно переносит во вневременное пространство, и благословляет всех художников принявших участие в выставке, на такое благородное, но порой неблагодарное дело служения отечественной культуре.
Действительно, это служение доброте, красоте, истине чувствуется во всех произведениях, пре дставленных на выставке. Здесь и звенящее птичьими голосами лето, и разливы весенних рек, и усталые натруженные руки стариков.
Вот картина Анатолия Кияйкина «Ферепонтово. Никонов крест» напоминает о том, что каждому из нас в жизни приходится кропотливо своими руками создавать все самое доброе на земле. Философский смысл этой картины трудно переоценить. Как и скульптура Василия Блаженного, то ли зовущая нас в небо, то ли приближающая небо к нам, картина эта соединяет в себе и тяжесть земного бытия, и светлую незыблемую Веру.
Быстротечна наша жизнь. Все мы куда-то летим, спеша повидать дальние неведомые страны, не успевая разглядеть морщинки на усталом материнском лице.
Вот картина ……. «Птицелюб». Невероятное количество скворечников, птица, сидящая на плече крестьянина, всю свою суровую нежность отдавшего звонким пернатым созданиям. Кажется, время для старика – героя картины остановилось. Здесь, под выращенным им деревом, он вкушает драгоценные плоды своей жизни – доверие и любовь птиц.
Нам, жителям XXI века стало почти невозможно представить себя в этом удивительном параллельном мире гармонии и покоя, который исчез для нас вместе с русской печкой, бабушкиными колыбельными, вместе с той тайной мироздания, зашифрованной в орнаментах старинных вышивок. А вы шивают женщины Мордовии удивительно., передавая из поколения в поколение какой-то загадочный ключ от дверей, которых не знаем. Неповторимые древние геометрические узоры мордовской вышивки являются сокральным символом, пришедшим к нам из глубины веков. Здесь нет ничего случайного, лишнего, как и в народном костюме ,где все предусмотрено до мелочей. Изумительные полотна с орнаментом народной вышивки представлены на выставку Валентиной (?) Ковалевой в работе «Забытые письмена». А недалеко от яркого полотна с орнаментом – уникальные работы художницы Анны Масейкиной, которая сумела представить народный орнамент в трехмерном изображении, создав фантастически реальные образы других галактик, космических кораблей, легендарного Ноева ковчега. Кажется, что с помощью древних орнаментов, художница разгадала тайну сотворения мира!
Творчество Анны Масейкиной поражает своей многоплановостью. При первом взгляде на ее изысканные акварели – иллюстрации к стихотворениям Фета, Тютчева, Есенина ни за что не скажешь, что они принадлежат кисти создательницы виртуального «Ноева Ковчега». Иллюстрации выполнены в превосходной технике графической миниатюры, где с ювелирной точностью проработаны все детали, и при этом передано романтическое настроение XIX века , времени тенистых аллей и кружевных дамских шляпок, изумительного гармоничного мира, созданного лучшими русскими поэтами.
Кроме живописных работ, скульптур, вышивок на выставке были представлены также изделия из бересты Александра Занкина сочетающие в себе не только утилитарное назначение , но высокое мастерство художника, тонко и гармонично вписывая орнаменты мордовского народа в берестяное пространство туяска.
Игрушки, декоративные тарелки и другие произведения искусства. Вот, например, деревянная Вирьава (хозяйка леса), работа скульптора Н.Бочкина, суровая, сильная мужеподобная богиня леса с чуть заметной улыбкой в уголках губ, держащая в натруженных руках полевой цветок…
Представление о дизайнерском направлении республики можно увидеть на фотографиях Мордовского национального драматического театра, которое включает в себя всю прелесть мордовского искусства, его многоплановость, и решение пространства, соединяя в себе искусство дизайна, витража, резьбы по дереву, ковки, скульптуры. Вся эта красота была создана под руководством член корреспондента Российской Академии Художеств Ивана Щанкина.
Интерес вызывает и «Мордовская легенда» скульптора Ивана Черапкина основанная на мордовской мифологии, поражает гармонией человека и природы.
Каждый из нас возделывает свой сад на нелегком жизненном пути. У кого - то не хватает времени сорвать плоды со своих деревьев, и плоды эти достанутся их детям и внукам. Порою нам просто некогда разглядеть в этой жизни самое ценное, и это делают за нас мастера , служащие вечности – художники и поэты, музыканты и актеры – все, кто хранит в своей душе верность красоте и правде, все те, кто перетаскивает тяжелые камни к подножию животворного креста, дабы укрепить его силой своего духа, силой великой любви к своему народу, к своим истокам, к тому, что останется после нас.
Галина Рылеева , певица, композитор, поэт, Заслуженная артистка России, член Союза писателей России