НА КАПИТАНСКОМ МОСТИКЕ

НА КАПИТАНСКОМ МОСТИКЕ

 

В августе 1934 года в Москве открылся I Всесоюзный съезд советских писателей. Среди его участников был и автор «Капитального ремонта» Леонид Соболев, делегат от Ленинграда. Он выступал на этом съезде очень горячо и взволнованно. Его речь произвела глубокое впечатление.

 

Высокую оценку выступлению молодого писателя дал пролетарский писатель Алексей Максимович Горький:

- Товарищ Соболев - автор «Капитального ремонта» - сегодня произнес очень высокие и верные слова:

«Партия и правительство дали писателю все, отняли у него только одно - право писать плохо».

 

Эти крылатые слова молодого писателя Соболева облетели весь Советский Союз, стали девизом многих поколений литераторов нашей страны.

Без преувеличения можно утверждать, что роман Соболева «Капитальный ремонт» «призвал на флот» не одно поколение моряков, участвовавших в восстановлении его после гражданской войны, сражавшихся в его рядах в суровую годину Великой Отечественной, в создании могучего океанского флота после ее окончания.

 

«Капитальный ремонт» позволяет понять и осмыслить многие события той бесконечно сложной и во многом противоречивой летописи предреволюционной и постреволюционной эпопеи не только флота, но и самой России.

Леонид Сергеевич прослужил на флоте почти четырнадцать лет,  главным образом на кораблях различных классов. С флотом он не порывал связей никогда.

 

Писатель Михаил Алексеев вспоминал:

- Много лет мне посчастливилось работать с Леонидом Соболевым бок о бок. И я с полным основанием могу сказать, что самым горестным обстоятельством были для него месяцы, когда заботы, пусть самого важного характера, отрывали его от письменного стола.

 

Забот этих с годами становилось все больше и больше: огромная общественная работа, которую ему приходилось вести, отрывала дни, недели, месяцы. А писательство - оно было в его крови.

Авторитет Леонида Сергеевича Соболева при жизни был огромным. И не только потому, что «Капитальный ремонт», «Морская душа», «Зеленый луч» - немеркнущие самоцветы в созвездии советской литературы.

Он был живым примером гражданского самоотречения, и никого не удивило то обстоятельство, что он имел сотни и сотни личных друзей в самых далеких уголках Страны Советов.

Беспартийный по формальным признакам, он был исполнен бойцовской хватки настоящего коммуниста, когда речь шла о защите дорогих и святых для советских людей, а стало быть, и для него, Соболева, идеалов. Эти качества он старался привить и литераторам Советской России, в течение многих лет находясь на капитанском мостике боевого корабля, именуемого Союзом писателей РСФСР.

Он любил, очень любил это детище и с веселой, беззаветной радостью пестовал его, на многие годы оставляя в одиночестве свой собственный письменный стол, за которым могли бы, конечно, родиться многие творения, отмеченные ярким соболевским дарованием.

 

- Как-то  во время поездки на Краснознаменный Северный флот, - рассказывал Алексеев, - командир атомной подводной лодки мне признался: «Нет такого моряка, который не читал бы «Капитального ремонта» и «Морской души». В них ведь не только история. Они - «евангелие» моря, любви к нему…

 

Многих ли писателей зачисляют, как говорят на флоте, по столь высокому  «адмиральскому рангу»! А он никогда не кичился этим громким титулом и, бывая на кораблях, именовал себя по старинке «гардемарином» или «юнгой».

Близость с моряками возникала у Соболева молниеносно, и я, человек, несколько далекий от их специфических трудностей, всегда поражался, когда через минуту-две после встречи Леонид Сергеевич с въедливой дотошностью вдруг начинал обсуждать с матросами достоинства и недочеты наиновейших кораблей.

 

Кому довелось побывать вместе с ним на военных кораблях Балтики, Черного и Северного морей, тот видел, кем был для моряков этот человек.

Морская душа - это не только герои названной так книги. Морская душа - это сам ее автор. Это Леонид Соболев.

 

Книгу «Морская душа» зачитывали буквально до дыр не только моряки. В ней показаны героический эпос суровой войны, романтика морской службы, искрометный и лукавый юмор, без которого и флот не флот. Шутливое и ласкательное это прозвище краснофлотской тельняшки, пишет Соболев, давно бытующее на флоте, приобрело в Великой Отечественной войне новый смысл, глубокий и героический.

 

В пыльных одесских окопах, в сосновом высоком лесу под Ленинградом, в снегах на подступах к Москве, в Севастополе - везде видел я родные сине-белые полоски «морской души». Носить ее под любой формой, в которую оденет моряка война, стало неписаным законом, традицией. И, как всякая традиция, рожденная в боях, «морская душа» - полосатая тельняшка - означает многое.

 

Морская душа - это решительность, находчивость, упрямая отвага и непоколебимая  стойкость. Это веселая удаль, презрение к смерти, давняя матросская ярость, лютая ненависть к врагу.

Морская душа - это нелицемерная боевая дружба, готовность поддержать в бою товарища, спасти раненого, грудью защитить командира и комиссара.

 

Морская душа - это огромная любовь к жизни. Трус не любит жизнь: он только боится ее потерять… Отважный, наоборот, любит жизнь страстно и действенно. Он борется за нее со всем мужеством, стойкостью и выдумкой человека, который отлично понимает, что лучший способ остаться в бою живым - это быть смелее, хитрее и быстрее врага.

 

Морская душа - это стремление к победе. Сила моряков неудержима, настойчива, целеустремленна. Поэтому-то враг и зовет моряков на суше «черной тучей», «черными дьяволами».

Если они идут в атаку, то с тем, чтобы опрокинуть врага во что бы то ни стало.

 

Если они в обороне - они держатся до последнего, изумляя врага немыслимой, непонятной ему стойкостью.

И когда моряки гибнут в бою, они гибнут так, что врагу становится страшно: моряк захватывает с собой в смерть столько врагов, сколько он видит их перед собой.

В ней - в отважной, мужественной и гордой морской душе - один из источников победы…

 

Хорошо и близко знал Соболева Федор Иванович Царев, бывший главный редактор журнала «Советский воин».

- Впервые имя Соболева я услышал в 1932 году, - рассказывал он, - когда вышел его роман «Капитальный ремонт», сразу привлекший к себе пристальное внимание. Дождавшись своей очереди в нашей студенческой библиотеке, я получил уже побывавшую во многих руках книгу.

 

Роман захватил меня. Он открыл мне, деревенскому парню, никогда не видевшему моря и боевых кораблей, новый, невиданный мир. Я реально ощутил морскую стихию, увидел флот, которым гордился и восхищался.

С тех пор имя автора «Капитального ремонта» я запомнил и пристально интересовался всем, что так или иначе касалось его  биографии, жизни и творчества.

Уже на второй день Великой Отечественной войны в газете «Правда» была напечатана статья Леонида Соболева. Называлась она «Отстоять Родину», в которой он призывает все мысли и чувства, жизнь свою  отдать великому историческому делу, отстоять Отчизну, разбить в пух и прах немецко-фашистских захватчиков.

 

Его публицистические статьи, рассказы, очерки из номера в номер публиковались в центральных газетах и журналах.

- Мое личное знакомство с писателем, - продолжил Федор Иванович, - произошло после войны, в начале пятидесятых годов, на одном из совещаний в Союзе писателей. Я тогда работал в отделе печати Главного политуправления Советской Армии и Военно-Морского Флота.

 

Леонид Сергеевич, высокий, статный, стоял в окружении людей. Его крупная седая голова была видна издали.

Меня ему представили. Хорошо помнится, Соболев крепко пожал руку и сказал:

- Очень хорошо, что Главное политуправление уделяет большое внимание развитию военно-патриотической литературы.

До открытия совещания было время, и мы разговорились. Голубые глаза Соболева задорно блестят, широкие плечи вздрагивают от смеха, остроумной шутки. Все в нем естественно, просто. Дружеская улыбка располагает к откровенности.

 

Открывая совещание, Соболев сказал:

- В зале, где мы сейчас находимся, в свое время великий Лев Толстой написал прекрасные и содержательные главы романа «Война и мир».

Леонид Сергеевич обвел присутствующих открытым, добрым взглядом.

 

- А что написали мы, участники Великой Отечественной войны? Давайте посмотрим и разберемся. Правда, сегодня разговор пойдет только о военном рассказе, но это и придает ему большую конкретность.

Доклад Соболева вызвал оживленный обмен мнениями. Выступали писатели, журналисты, работники издательств. Они горячо говорили о состоянии военного рассказа, делали обстоятельный анализ.

Состоялся большой и полезный разговор о военном рассказе. В заключение совещания Леонид Сергеевич сказал:

- Как нельзя вооружить армию лишь автоматами, так нельзя и публиковать назидательные рассказы. Следует нам помнить, что литература - это мысль, литература - это зеркало очень ярких чувств, литература - это, прежде всего, человек.  Из-за него, из-за человека, зародилось, существует и будет существовать  искусство, называемое литературой.

- Мне посчастливилось, - заметил Федор Царев, - часто встречаться с Леонидом Сергеевичем, особенно в последние десять лет его жизни, когда он состоял членом редакционной коллегии журнала «Советский воин».

Встречи с Соболевым, великим жизнелюбом и оптимистом, всегда доставляли радость. Он покорял своей неукротимой энергией, ясным умом, светлым талантом. И каждый раз Леонид Сергеевич открывался все новыми и новыми гранями своего творчества.

 

Встречались мы на съездах писателей, читательских конференциях, в Севастополе, Смоленске, Киеве...

Никогда не забуду его слова, сказанные на третьем съезде  писателей Советской России:

- Ленин! Пусть первым словом на нашем съезде будет это бессмертное имя. Мы - наследники Ленина…

Бурной овацией ответил зал на эти слова, выразившие мысли и чувства писателей России.

- Для дела развития литературы, - пояснил Федор Иванович Царев, - писатель не жалел ни сил, ни энергии, ни времени. Я нередко задавал себе вопрос: как это Леонид Сергеевич успевал везде побывать - и на заседаниях, и в поездках по стране, и в зарубежных командировках?

 

- Что нового у нас в журнале? - часто интересовался Соболев.

Я рассказывал, что делаем, какие материалы и каких авторов публикуем в ближайших номерах, что готовим на будущее. Он внимательно и заинтересованно слушал, а затем заметил:

- Хорошо бы к участию в журнале привлечь такого-то писателя  (и называет фамилию), он сейчас закончил интересный роман. Хочешь, я переговорю с ним?

Леонид Сергеевич по-горьковски, заботливо и требовательно относился к воспитанию литературной смены, считал это главным в работе Союза писателей.  

Когда Соболев приходил в редакцию журнала «Советский воин», то приносил с собой неиссякаемый заряд творческой энергии, жизнерадостности, молодости и задора.

Вокруг него всегда были люди, они тянулись к нему, потому что его сердце излучало добро, которое Леонид Сергеевич щедро дарил всем, кто хоть немного был рядом с ним.

Каждым выступлением Соболева сотрудники журнала заслушивались и восторгались. Говорил он всегда интересно и толково. К его словам мы прислушивались, его советы брали на вооружение.

В послевоенное время писатель Леонид Соболев  продолжает верно служить флоту, бывает на кораблях, выступает перед моряками, зажигая их души ярким, вдохновенным словом и настоящим флотским юмором.  А рассказчиком он был великолепным. Он находил время и возможность продолжать работать над статьями, очерками… И по-прежнему оставался верен главной теме своей писательской жизни - флоту.

- Я пишу флот, - с большой гордостью подчеркивал он. 

 

- Каждая наша встреча с Соболевым, - как бы подытожил беседу Федор Иванович, - открывала новые черты его души. В ней нераздельно были слиты художник и гражданин  нашей великой Родины.

В 1968 году был широко отмечен 70-летний юбилей Леонида Сергеевича Соболева. Когда на трибуну вышел он, раздались аплодисменты. Они прокатились по залу  Центрального Дома Советской Армии словно морские волны. Леонид Сергеевич поблагодарил партию и правительство за щедрую оценку его творчества и присвоение высокого звания - Героя Социалистического Труда.

- В эти дни я шутя и всерьез повторял, - сказал Соболев, - что прожить семьдесят лет - дело не такое уж сложное. А прожить семь дней после опубликования Указа Президиума Верховного Совета СССР до сегодняшнего вечера оказалось много сложнее, ибо количество полученного за эти дни душевного волнения уже превышает безопасный предел.

Когда Соболев сошел с трибуны «капитанского мостика», все присутствующие выражая свои чувства в буре аплодисментов, желали ему, флагману советской морской литературы, счастливого плавания.

Свыше сорока лет назад умер писатель Леонид Соболев, большой художник, главный запевала моряков. Но живут его замечательные книги, живут его герои...


Д. АЛЕКСЕЕВ. 

11 июля 2013 г.




Архив

Архив
Единый час духовности «Голубь мира»
Наша Общая Победа
ПАРТНЕРСТВО "ШКОЛЫ-ПОБРАТИМЫ"
<
>
Controller: Material.item | _news_item;
Time: 0.621;
DB: 28 за 0.168;
RAM: 12.51 из 128M;
Memcache: не установлен