Некоторая статистика в отношении НКО в России

Некоторая статистика в отношении НКО в России

 

В российском обществе формируются массовые слои, ориентированные на рациональные модели социального действия и индивидуальный выбор ценностей, на основе которых строятся их жизненные стратегии.

 

Для формирования широкой коалиции в поддержку народовластного порядка нужны значимые изменения в самом гражданском обществе: рост его конструктивной активности и заинтересованности в переменах, партнёрство и ответственность в проведении масштабных социальных преобразований. Идущие изменения создают для этого определённую, но всё ещё непрочную базу.

 

В российском обществе формируются активные группы, которые ориентированы на различные формы социальной деятельности. Их отличает вовлечённость в сферу социальной, гражданско-правовой активности и, как минимум, неравнодушие  к решению гражданских проблем. О том, что такие социальные «игроки» уже сформировались, свидетельствуют инициативы, довольно быстро ставшие массовыми: организация и проведение мероприятий нацеленных на противодействие фальсификации отечественной истории, пропаганду службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерстве обороны Российской Федерации (других силовых министерствах и ведомствах),  оказание благотворительной помощи воспитанникам детских домов и социальных приютов, ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, ветеранам труда, проведение акций нацеленных на профилактику преступности в молодежной среде. 

 

В докладе зачитанном в Общественной палате Российской Федерации "О состоянии гражданского общества  Российской Федерации за 2012 года" говорится, что люди, включённые в добровольческую среду, чаще прочих склонны доверять другим. Из граждан, у которых есть знакомые среди активистов, 32% убеждены в том, что большинству людей можно доверять, в этом же уверены 30% тех, кто допускает для себя возможность работы в общественных организациях.

 

 

В качестве основных мотивов, которые послужили стимулом к началу добровольческой деятельности, граждане выделяют:

 

 желание улучшить жизнь в доме, городе, стране;

 стремление поделиться своим опытом;

 благодарность как ответная реакция;

 профессиональные перспективы;

 желание быть полезным, помогать;

 наличие увлечения, хобби;

 стремление заполнить своё свободное время и ликвидировать нехватку общения.

 

 

Социально-психологической и политической базами развития добровольчества является мощный запрос наиболее активной части населения на институционализацию отношений в обществе, и, в частности, – на легитимацию и прозрачность взаимодействия между обществом и властью. Авангард добровольцев – это 20-40-летние жители крупных городов. Именно в этой  среде чаще формируется запрос на социальную активность, и появляются люди, способные соответствовать этому запросу и создавать новые практики добровольчества. 

 

 

Некоммерческие организации составляют институциональную  основу гражданского общества. Сегодня количество активно работающих в России НКО пока  не поддаётся точному учёту. По данным Министерства юстиции Российской Федерации  на декабрь 2012 г., зарегистрировано 402001 НКО и 319 филиалов и представительств иностранных некоммерческих организаций. В это число входят также религиозные организации (29831), товарищества собственников жилья (19218), общественно-государственные общественные объединения (764), садоводческие, огороднические, дачные и иные товарищества (25854), политические партии с их региональными объединениями (4649) и другие объединения, традиционно не относящиеся к классическим некоммерческим организациям. Собственно общественных организаций – 115657. Также в число некоммерческих организаций входят 31322 некоммерческих партнёрства, 22415 некоммерческих фондов, 2180 казачьих обществ.

 

Если сравнить эти данные со статистикой за декабрь 2011 г., то заметен общий количественный рост НКО. Год назад в России было зарегистрировано около 380 тыс. некоммерческих организаций. При этом за последние два года, согласно данным Министерства юстиции, заметно возросло количество религиозных организаций и политических партий и их представительств. Однако нельзя не учитывать, что не все формально зарегистрированные НКО являются действующими: согласно отдельным подсчётам, реально работают не более 40% из них. Некоммерческие организации по-прежнему не пользуются большим доверием населения.

 

Наибольшее доверие граждане испытывают к обществам защиты прав потребителей (12%), ветеранским организациям (9%), садовым дачным товариществам (8%), профсоюзам (тоже 8%) и обществам инвалидов (7%). Политическим партиям, правозащитным организациям, религиозным общинам доверяют всего 4% опрошенных. В сравнении с аналогичными данными за 2010 г. доверие населения к некоммерческим организациям повысилось на 1-2%.

 

Деятельность некоммерческих организаций в России осложняется недостаточным уровнем их общественной поддержки. Социологические исследования, в том числе реализуемые Исследовательской группой «Циркон», показывают, что российские граждане в массе своей по-прежнему плохо знакомы с НКО, не до конца понимают суть и смысл их функционирования. Опыт взаимодействия с НКО в какой-либо из форм личного участия отсутствует у подавляющего большинства россиян

 

Многие представители некоммерческого сектора, безусловно, осознают, что общественная поддержка – важнейший ресурс их развития, а отсутствие доверия со стороны населения является существенным препятствием в реализации их деятельности. В последние годы были предприняты усилия по популяризации третьего сектора в нашей стране, которые принесли определенные плоды. В период между 2004 и 2012 гг. выросла информированность россиян о деятельности НКО. Граждане, которые ничего не знают об НКО, перестали составлять большинство – их доля снизилась с 58% до 44%.

 

Россияне чаще знают или слышали о деятельности культурных, просветительских, научных, досуговых и спортивных обществ и групп (40%), а также обществ и групп самопомощи и помощи социально незащищённым  (40%). Однако  ожидания, что рост осведомлённости россиян о некоммерческих организациях будет сопровождаться и ростом доверия и улучшением отношения к их деятельности пока не оправдались. Речь идёт в большей степени о росте «пассивной» информированности («знаю об НКО» и «что-то слышал»). В то же время «активная» информированность, изменилась. Только 18% россиян участвуют в работе каких-либо общественных объединений. В основном это профсоюзы (5%), садовые и дачные товарищества (4%), товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы (2%). В деятельности религиозных общин, ветеранских объединений, обществ инвалидов, домовых комитетов, школьно-детсадовских объединений родителей, спортивных и культурных клубов, политических партий участвуют примерно по  1% населения. 

 

Таким образом, формальные каналы мобилизации общественной активности развиты в России относительно слабо.  

 

По материалам доклада в Общественной  Палате Российской Федерации за 2012 год. 

Информбюро МС «Наследники Победы» 

 

 

03 января 2013 г.




Архив

Архив
Единый час духовности «Голубь мира»
Наша Общая Победа
ПАРТНЕРСТВО "ШКОЛЫ-ПОБРАТИМЫ"
<
>
Controller: Material.item | _news_item;
Time: 0.645;
DB: 28 за 0.191;
RAM: 12.49 из 128M;
Memcache: не установлен