НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ АВВАКУМОВ – ХУДОЖНИК – ФРОНТОВИК

 

 

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна

 

И. А. Пестова

 

Николай Михайлович Аввакумов (1908-1945 гг.) прожил короткую, но яркую жизнь. Родился он на Урале, в горняцком городе Асбест. После окончания в Асбесте школы ФЗО Николая ждала работа в карьере или на фабрике. Но не этот проторённый путь избрал Н. М. Аввакумов, которого неудержимо тянуло к искусству, к книгам, к творчеству художников. Его скромность, пытливость, трудолюбие, талант вызывали уважение, и он был направлен в Пермское художественное училище – осваивать тайны художественного мастерства. Училище он закончил досрочно, с отличием. С 1932 года во всесоюзной газете «Комсомольская правда» почти ежедневно печатались рисунки – репортажи, портреты героев дня, тружеников Урала и Казахстана, авторами которых был Николай Аввакумов. Тринадцать лет прожил Николай Аввакумов в Москве, спешно работая над графическими портретами писателей, вождей, героев страны. Любовь к портрету художник пронёс через всю свою жизнь.

      Началась Великая Отечественная война и по первому зову Родины Аввакумов ушёл добровольцем на войну, хотя по состоянию здоровья его на фронт не брали. Помог друг – писатель Евгений Захарович Воробьев. 

     Он попал в 3-ю Ударную Армию на Калининский фронт, художником в газету «Фронтовик». Бойцы и офицеры,  участники наступления в районе Холм – Белый – Великие Луки долго еще вспоминали призывные, воодушевляющие рисунки Аввакумова.  В минуты наступления их можно было увидеть на броне танков, на зарядном ящике, на орудийном щите. Рисунки разили немцев, рисунки наступали, рисунки шли на штурм.

     Аввакумов был одним из лучших советских плакатистов. Совершенно невозможно забыть великолепный плакат художника, страстно звавший к освобождению советских людей, угнанных в немецкое рабство. Вот он перед нами «Освободи нас!»

     Сильные руки в кандалах поднимают над колючей проволокой рабства девочку, ту девочку, которую Аввакумов увидел когда – то на фронтовом пути. Ее протянутая к воинам рука, скорбный изгиб рта и молящий взгляд как бы говорят словами короткой надписи: «Освободи нас». Это дорогая военная реликвия, плакат находится в Государственной Третьяковской галерее среди тридцати четырех работ Аввакумова.

     «Больше металла – больше оружия!», « По вражьей земле. Вперед к Победе!», «Будь Героем Отечественной войны! Уничтожай танки врага!»…

    Летом 1944 года Николай Аввакумов был принят в студию военных художников имени Грекова. Группа студийцев поехала на 3 – й Белорусский фронт. Художника интересовало все, что окружало воина в его полной опасности военной жизни. Но больше всего его интересовал сам воин и показал он его во весь гигантский рост. Это не были произведения, рассчитанные на столичные вернисажи. Это была летопись Великой войны, созданная ее участником. Эти люди отстояли Отчизну в ее грозный час. Спасибо Аввакумову за его гигантский труд летописца, за то, что он своими портретами рассказывает юношам и девушкам, не знавшим войны, какой ценой дался мир наших дней.

     В одном из писем фронта можно прочитать следующее: «Портрет танкиста с изображением его подвига мы дали крупно на первой странице нашей газеты. Рисунок занимал почти половину первой страницы, и получилось что-то похожее на плакат – листовку. Танкист наклеил газету на танк и повел его в бой, совершив в этот день новый подвиг».  История с танкистом свидетельствует о том, как важна работа художника на войне. Беззаветный труд художника был оценен. Его наградили сначала медалью «За боевые заслуги», затем за участие в боевых операциях при взятии Великих Луг и Невеля  - Орденом Красной звезды. На фронте он вступил в партию.

     1 мая 1944 года в военном Доме культуры открылась выставка линогравюр Аввакумова. Это был отчет художника – фронтовика перед своими боевыми товарищами. Большой плакат, написанный Ильей Кричевским, протянулся от входа в просторную избу. Выставка заняла две комнаты и пользовалась успехом. О ней узнали в подразделении. У дома культуры останавливались грузовики, бойцы подолгу разглядывали портреты своих однополчан, узнавая самих себя, своих товарищей. Благодарили за мастерство художника. Так Николай Аввакумов подвел черту под своей работой в газете «Фронтовик», перед уходом из редакции в студию Грекова.

     Он мечтал о совместной персональной выставке с другом Борисом Пророковым. Но показать свои работы Аввакумову вместе с Пророковым не удалось, так как предстояла большая выставка грековцев, и он должен был принимать в ней активное участие. Но мечтать он не переставал.

     В Минске грековцы попали к партизанам, которые освободили столицу Белоруссии еще до прихода частей Советской Армии. Поехали в Колодино, где располагалась легендарная партизанская бригада «Буревестник». Смотрели, слушали рассказы партизан. Николая Аввакумова привлекла фигура командира легендарной бригады «Буревестник» Героя Советского Союза Мормулева Михаила Глебовича. Он делает наброски, пытается запечатлеть его огромный бинокль, черты героя, его одежду.

     Он рисует обезображенный пейзаж Белоруссии. Обочину дороги с растерзанными танками, обугленные деревья, вырванные телеграфные столбы, рухнувший в воду мост. Все это приносило художнику большое страдание. Узнав, что в соседней деревне остановился его друг Телингатер, на попутных машинах он добрался и ночь провел с другом за разговорами. Предстояла выставка студии. Он решил нарисовать двухметровые портреты Суворова, Кутузова и Мормулева. Это идея его увлекла. Собрав материал о Суворову и Кутузове, Николай начал работать над эскизами. Он был смертельно бледен. К врачу не пошел. Уехал на фронт. Теперь его машина следует за частями Советской Армии, освобождающей страны Европы: Болгарию, Венгрию, Румынию, Чехословакию, Австрию. День Победы художник встретил в Вене.

     Николай Михайлович Аввакумов ушел из жизни молодым в расцвете творческих сил и планов, много будущих портретов осталось жить в набросках.

     Вихрем пронеслась короткая жизнь Н.М.Аввакумова. Умер он 8 декабря 1945 года и похоронен на кладбище Донского монастыря города Москвы. За свои 37 лет он успел очень много и внес огромный вклад в развитие советской графики – до него никто не рисовал индустриальный Урал. Он жил, трудился и воевал среди тех, кого рисовал, поэтому его рисунки, исполненные с высочайшим профессионализмом, подкупают искренностью и любовью к своим персонажам. Работы художника находятся в различных Государственных музеях страны: в Русском музее, Третьяковской галерее, в Музее Истории Великой Отечественной войны, в Пермской картинной галерее, в Музеях Суворова, Горького, Ленина.

«Он и по ныне остался не превзойдённым художником – портретистом газетного жанра», - писала в своей монографии об Аввакумове С. Пророкова. Работы Н. М. Аввакумова вошли в золотой фонд советского графического искусства, публикуются в каталогах и участвуют в современных экспозициях художественных выставок, посвященных Великой Отечественной войне и периоду индустриализации.

     На Родине художника – фронтовика на Урале, городе Асбесте в Центре Детского Творчества функционирует Музей художника – графика Николая Михайловича Аввакумова с интереснейшими материалами о жизни и творчестве художника. Музей носит имя Николая Михайловича Аввакумова.

      Благодарные земляки свято чтут память о художнике – фронтовике Н. М. Аввакумове. 

     Продолжил приобщение к прекрасному миру искусства сын художника Михаил Николаевич Аввакумов, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Михаил Николаевич Аввакумов – один из ведущих мастеров современного изобразительного искусства. За многолетнюю плодотворную педагогическую работу по подготовке молодых художников и активную творческую деятельность Михаилу Николаевичу Аввакумову присвоено звание    «Профессор». Вклад М. Н. Аввакумова в развитие советской графики заключается не только в его гениальных работах, но и в его добром, внимательном  отношении к студентам, молодым художникам. Михаил Николаевич более 30 лет преподает в Московском Государственном Академическом Художественном институте имени Сурикова, который окончил сам. Им опубликованы научные работы, оформлены книги, выпускается журнал, создана мастерская графического дизайна и искусства шрифта. Все лучшие традиции МГАХИ имени Сурикова профессор

М. Н. Аввакумов стремится сохранить и передать молодому поколению. И это прекрасно, что начинающие художники получают эстафету из рук  великолепного мастера, замечательного педагога, наделённого бесценным даром человеческой доброты и чести. 

 

Список литературы:

 

  1. Л. Ф. Амосова, Асбест. Жизнь и судьба: очерки краеведа / Л. Ф. Амосова. - Асбест: Буржуазия-Медиа, 2005. – 253.
  2. Л. Ф. Амосова Тревожная ночь : ист. очерк из жизни Аввакумовых, 1921 г., Асбест // . - Асбестовский рабочий. - Асбест, 2010.

 

 

 

12 мая 2016 г.




Архив

Архив
Единый час духовности «Голубь мира»
Наша Общая Победа
ПАРТНЕРСТВО "ШКОЛЫ-ПОБРАТИМЫ"
<
>
Controller: Material.item | _news_item;
Time: 0.610;
DB: 29 за 0.151;
RAM: 12.54 из 128M;
Memcache: не установлен