О шествии «вечно вчерашних» в Латвии
Латвия
Это случилось опять. 16 марта в Риге прошло очередное шествие бойцов и наследников Латышского добровольческого легиона СС вместе с последующим митингом на кладбище, причем с участием националистически настроенных депутатов латвийского Сейма.
Помимо совершенно естественного нравственного протеста, который у меня даже не как у федерального чиновника (что называется, "по должности"), а как у человека, знающего историю, и как у российского гражданина вызывают все эти ритуальные брожения, есть еще кое-что, о чем считаю важным сказать.
Начну с очевидного для меня. Убежден, что у участников и у идеологических спонсоров таких акций - цели далеко не во всем совпадающие. Они - попутчики.
Первые думают скорее всего только о себе, о собственной человеческой судьбе, в которую оказалась вписана позорная в современной Европе страница сотрудничества с нацистами (пусть и с "благими намерениями"), о судьбе, которую так хочется переписать и облагородить хотя бы на излете и хотя бы перед своими потомками. Такая вот личная корысть.
Вторые - последовательно и осознанно героизируют первых уже не из гуманитарных побуждений, но чтобы обосновать конъюнктурно-политический тезис о "двойной оккупации" и о "равной ответственности" за ужасы Второй мировой войны. Разворачивая современные идеологические орудия уже против ветеранов-антифашистов.
И это уже далеко не о личном.
Поэтому и в нашей реакции не может быть места только личному.
Порой даже в России, не говоря уже о других европейских странах, приходится слышать мнения, что, де, не нужно реагировать на каждую такую акцию. Мол, кучка потерявших чувство времени и здравого смысла стариков и их поклонников не представляет собой опасности ни для кого, и «излишне нервная» реакция России может лишь привлечь внимание и новых участников к этим мероприятиям. Дескать, в демократической европейской среде все само собой будет вставать на свои места.
Считаю такую постановку вопроса недальновидной. Во-первых, за 20 лет независимости стран, где до сих пор шагают экс-коллаборационисты, соответствующие тенденции не уходят в утиль, а только набирают эмоциональные, а порой и организационные обороты, получая прямую или латентную поддержку властей и части общества. В данном случае, в частности, рижский суд отменил запрет столичной мэрии на шествие, тем самым продемонстрировав обществу позицию правосудия в этом знаковом вопросе. Но если уже президент Латвии считает допустимыми призывы «склонить головы» перед «легионерами», это говорит о том, что болезнь укоренилась глубоко и не может быть оставлена на самотек.
Во-вторых, как мы могли убедиться, либеральная евросреда не стала для бывших эсэсовцев губительной. Во всяком случае, например, к выборам в России (которая не является членом ЕС) внимания в Европарламенте куда как больше, чем к «домашним» наследникам «бесноватого фюрера».
А, в-третьих, на мой взгляд, одной из главных целей именно регулярных, привязанных к определенным историческим датам (де)маршей является попытка постепенно приучить общественное мнение к ним как к чему-то нормальному, эдакому фольклорно-экзотическому, но вполне допустимому, не вызывающему консолидированно резкого отторжения у общества. Вроде тех же парадов сексуальных меньшинств: не всем они по душе и в самой Европе, но права на их проведение большинство вроде как не отрицает.
Однако в данном случае никакого «унормаливания» ситуации категорически нельзя принять. Речь идет об идейных потомках (а порой и прямых соучастниках) организаторов и исполнителей чудовищнейших преступлений против человечности, в отношении которых неуместны юридические или моральные оправдания. Эти люди слышали мольбы детей в концлагере Саласпилс, призывавших не убивать их, потому что они еще могут давать кровь немецким солдатам.
Именно поэтому я считаю жесткую реакцию на такие шествия и прочие акции уместной и нужной. Именно так отреагировал наш МИД сейчас, в день проведения шествия. И именно поэтому в свое время Россия инициировала и добилась принятия резолюции Генассамблеи ООН «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости», которая на голосовании получила поддержку 129 стран мира (страны ЕС, включая балтийские, воздержались, а США так вообще голосовали против).
Что особенно тревожно – воздержалась и близкая нам Украина, где также отмечались опасные рецидивы оживления нацистских приспешников.
В феврале 2010 года скандальный указ прежнего украинского президента Виктора Ющенко о присвоении Бандере звания героя Украины подтолкнул нас к инициированию в ПАСЕ проекта резолюции о недопустимости героизации воинственных националистов (многие украинские депутаты в Ассамблее поддержали этот проект). С сентября 2011 года в "портфеле" ПАСЕ еще одна российская инициатива более широкого плана на ту же тему - посмотрим, насколько честным и справедливым будет готовящийся доклад.
Мы, наследники тех, кто воевал с нацизмом по противоположную сторону линии фронта, будем и далее бороться за историческую правду. Для этого нужно обязательно продолжать совместную работу профессиональных историков, в том числе в рамках российско-латвийского проекта. Нужно добиваться снятия ограничений на показ исторических выставок, как это недавно произошло с "Украденным детством" в Риге. И нельзя допускать преследования по идеологическим мотивам историков, которые пытаются рассказывать о трагедиях того времени сухим языком фактов и фотографий. Кстати, наложенная на двух российских ученых, предложивших организовать упомянутую выставку в латвийской столице, "епитимья" в виде запрета на въезд даже не только в Латвию, но и во все без исключения страны Шенгенской зоны - очевидное и грубейшее нарушение прав человека. И об этом тоже нужно жестко говорить в Нью-Йорке, в Страсбурге и в Брюсселе.
И еще одно: хотелось бы высказать слова искренней благодарности тем многочисленным и стойким антифашистским активистам, которые мирными средствами оказывают сопротивление марширующим наци-ветеранам и 16 марта также собрались на площади, одевшись в полосатую форму узников концлагерей и образовав живую цепь, держа в руках фотографии времен войны. Они, на мой взгляд, и есть настоящие европейцы, которые пытаются спасти Латвию от национального позора.
http://rs.gov.ru