Отлученные от мечты

 

Задумаемся, уважаемые сограждане, над этой важнейшей проблемой, уже в полный рост вставшей перед нашей страной. Задумаемся и объединим свои силы в борьбе с теми, кто объявил войну книге и русскому языку в Молдове, кто хочет, чтобы новые поколения молдавских граждан пребывали во мраке невежества. Пока ещё не поздно. Пока ещё есть в Молдове люди, несущие книги не на свалку, а к себе домой. Пока они ещё есть…

Уверен, что не погрешу против истины, если скажу, что для миллионов советских мальчишек и девчонок, в том числе и тех, кто, став взрослыми,  стали большими людьми, прославили свои имена выдающимися деяниями, выбор смысла и цели в жизни был напрямую связан с сокровенной мечтой о подвиге во имя своей страны и своего народа, которая появилась, сформировалась и окончательно оформилась в их сознании под впечатлением от прочитанных ими хороших и добрых книг.

Человек без мечты, говорили наши великие предки, что птица без крыльев, потому что он неспособен подняться над серыми буднями повседневного приземленного бытия, устремиться к звездам, добиться выдающихся свершений, отдать все свои силы, а если понадобиться, то и саму свою жизнь,  во имя великой и благородной цели.

Именно прочитанным хорошим книгам, сеющим доброе, вечное и общественно полезное,  благодарны мы, люди, родившиеся и выросшие в Советском Союзе,  за то, что они рождали в наши душах мечту, делали нашу жизнь осмысленной, давали нам четкие и ясные ориентиры на жизненном пути, учили бороться со злом и вселяли веру в то, что правда всегда победит ложь и клевету.

Хорошо помню, какие очереди стояли в нашей школьной библиотеке за книгами о подвигах и приключениях, как зачитывались эти книги буквально до дыр, переходя из рук в руки, как жарко спорили мы с другом на наших мальчишеских посиделках о тех или иных поступках любимых героев, сравнивая себя с ними, ставя себя на их место, давая волю своему пылкому воображению, которое уносило нас то в безбрежные космические дали, на неведомые планеты, то бросало в полярные льды или жаркие пустыни, в небеса и океанские глубины, в окопы Сталинграда или партизанские леса Брянщины.

Когда нам было трудно, мы вспоминали о том, что нашим любимым героям – Павке Корчагину, Олегу Кошевому, Зое Космодемьянской, генералу Карбышеву, героям панфиловцам, разведчикам в тылу врага, отважным партизанам, нашим сверстникам – труженикам тыла в году войны, заменившим ушедших на фронт отцов и дедов, было ещё труднее, но они выстояли, выдержали все испытания и, несмотря ни на что,  победили.

Советские люди очень любили книгу. Недаром нас всех, граждан Советского Союза,  считали самым читающим народом в мире. Помните, какие огромные очереди стояли в те годы за книгами, как радовались мы приобретению любимой книги.

Помните, как посещавшие Кишинев туристы из разных уголков СССР, покидая молдавскую столицу, увозили с собой неподъёмные стопки любимых книг, издаваемых большими тиражами в нашей солнечной республике.

Книгу покупали иногда на последние деньги, предпочитая  подчас её покупку даже приобретению хлеба насущного. Книга прочно вошла тогда в нашу жизнь и люди, которые не дружили с ней, которые не могли поддержать разговор «на литературную тему», выглядели «белыми воронами», вызывали всеобщее осуждение и удивление.

Сегодня в Республике Молдова, которая уже двадцать лет строит «общество развитой либеральной демократии», власти и интеллигенция которой неустанно твердят о стремлении к «национальному возрождению», книга вдруг стала не в чести. Это можно считать парадоксом, но это, к сожалению, именно так.

Если советское государство щедро дотировала книгоиздательство, вследствие чего книги, особенно для детей и юношества, стоили сущие копейки и потому были доступны практически всем, то сегодня книга – хорошо изданная, но очень дорогая, - стала предметом роскоши, доступным лишь людям с  приличным достатком. Всё больше становится людей, которые не имеют у себя дома книг,  не берут и не читают книги из библиотек.

Стоит ли в этой связи удивляться тому, что из года в год в Республике Молдова  растет количество школьников-выпускников, которым – после 12 лет обучения! - не по силам сдать экзамен на бакалавра, ибо уровень их знаний и общего интеллектуального развития оставляет желать лучшего?

В 2012 году, например, их количество превысило 12%, причём, как это ни странно, наихудшие знания были показаны на экзаменах по румынскому языку и литературе!?  Никакая новомодная «Болонская система образования», которой так гордятся нынешние молдавские власти, противопоставляя её лучшей в мире советской системе образования, неспособна компенсировать неспособность нынешних учеников, не читающих никаких книг, кроме учебников, да и то лишь накануне экзаменов,  к самостоятельному мышлению.

Во дворе большого дома в Кишиневе, в котором я живу, целый день стоит шум и гам – несколько десятков мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 15 лет, радуясь каникулам,  гоняют мяч, режутся в карты, играют в фантики, либо просто шляются, изнывая от жары и скуки, из угла в угол, но ни у одного из этих детей и подростков я ни разу не увидел в руках книги. Ни у одного!!! Ни разу!!!

 Но вот вчера утром, выглянув в окно, я вдруг увидел, что у подъезда нашего дома толпятся оживленно беседующие друг с другом люди со стопками  книг в руках. Чрезвычайно заинтригованный этим, давно невиданным в наши «демократические времена», зрелищем, я быстро спустился вниз, чтобы узнать, что  всё это значит,   и не вернулась ли вдруг в наши молдавские пенаты снова мода на всеобщее книгочтение.

Увы, всё оказалось намного банальнее. В одной из квартир нашего дома умерли почти в одно время жившие там старики-пенсионеры, молдавские интеллигенты, после которых осталась приличная библиотека. Купившие эту квартиру новые люди – типичные нувориши, зацикленные на борьбе за денежные знаки, а потому никакой иной печатной продукции, кроме них,  не признающие, тут же затеявшие традиционный в их среде амбициозный «евроремонт» типа «знай наших», посчитали присутствие «каких-то там книг» совершенно ненужным, а потому просто вынесли их и свалили в кучу возле мусорного бака.

Книг было много. Книги были хорошие и разные. Здесь были Пушкин, Лермонтов, Есенин, Толстой, Фадеев, Юлиан Семенов, Пикуль, Друцэ, Матеевич, Крянгэ, Эминеску, Беляев, Жюль Верн, Дефо, Артур Конан Дойль… Здесь был почти полный комплект «Библиотеки приключений». Здесь были книги выдающихся классиков иностранной литературы. Видеть эти книги, высшие достижения человеческой мысли, на которых росли и учились и наши предки,  и мы сами, и наши дети, сваленными неряшливой кучей прямо в грязь и мусор, было мучительно больно и стыдно.

Те же пожилые граждане, преимущественно русскоязычные, которые бережно разбирали эти книги, отряхивали с них пыль, оттирали грязь  и, прижимая их к груди, несли их к себе домой, были типичные «последние могикане» прежде великой и могучей советской армии  людей, не мыслящих своей жизни без книги. Они не только брали книги для себя, но и активно обзванивали по мобильной связи своих друзей и знакомых, приглашая их на этот своеобразный «книжный развал».

Очень порадовало, что вскоре к этим дедушкам и бабушкам «советской закваски» присоединились несколько вполне современно выглядевших юношей и девушек, которые с удовольствием  начали рыться в выброшенных книгах, набрали их большие стопки и, погрузив на велосипеды, повезли к себе домой, заранее предвкушая удовольствие от их чтения, радуясь тому, что им так несказанно повезло приобрести давно разыскиваемые хорошие книги, которых не найти сегодня в молдавских книжных магазинах.

 Пришла даже пожилая дворничиха - молдаванка, которая долго сокрушенно качала головой, выражая своё возмущение и полное недоумение по поводу того, что кто-то посмел выбросить книги, а потом выбрала из кучи томики стихов Пушкина и Лермонтова и, на ходу перелистывая их и улыбаясь чему-то своему, пошла по двору, приглашая игравших в нём детей приобщиться к этому «пиршеству духа».

 Увидев в развале книги о приключениях Шерлока Холмса, Робинзона Крузо, а также множество других «приключенческих» книг, которыми я и мои сверстники когда-то зачитывались до такой степени, что порой забывали делать уроки, я также стал звать детей со двора и предлагать им взять себе и прочесть эти книги. Но все мои призывы почему-то оставили их равнодушными.

 Нет, конечно, добрая дюжина детей и подростков  всё-таки услышала меня и неспешно сгрудилась возле книжного развала, но никого интереса к лежащим на земле книгам ни один из них не проявил. Даже тогда, когда  я стал рассказывать им о том, как увлекательны и интересны эти книги, в их глазах не появилось ни искорки живого любопытства и интереса.

Когда же я спрашивал их о том, знают ли они вообще, кто такие Шерлок Холмс или Робизон Крузо, о чём рассказывается в романе «Молодая гвардия», чем интересен для молодежи Павка Корчагин, читали ли они приключенческие повести и романы Юлиана Семенова, в том числе о советском разведчике Штирлице, они лишь удивленно смотрели то на меня, то друг на друга и с удивлением качали головами.

 Возникла крайне неприятная ситуация взаимного непонимания, преодолеть которую мне помогла соседская девочка 14 лет из русскоязычной семьи, обучающаяся в молдавской школе и потому  хорошо владеющая государственным языком.

 «Они вас просто не понимают,  - сказала она, - потому что в школе русский язык сегодня практически не изучают… А книги они вообще никакие не читают… У них дома нет книг… Им книги неинтересны… Они говорят, и их родители тоже, что от них… от книг…  нет никакой пользы …И вообще лучше смотреть телевизор, там всё понятнее…А в книгах много всего написано и трудно понять, о чём там речь… У нас в школьной библиотеке очень мало кто берёт книги, кроме учебников, да и книг на русском языке там уже больше нет…»

 Переведя то, что она сказала мне, своим сверстникам,  девочка выбрала для себя несколько книг и отнесла их к себе домой, а столпившаяся вокруг меня группа детей и подростков проводила её смехом, выкриками, свистом и улюлюканием, а потом   занялась своим обычным делом – игрой в карты, догонялки, сидением на лавочках с бессмысленным выражением лица…

 Вот такой мимолетный эпизод, раскрывающий, на самом деле, суть проблемы огромной, поистине национальной важности, довелось мне наблюдать. Он произвел не только на меня, но и на многих других людей, выбиравших для себя книги из мусора и грязи, очень  гнетущее впечатление.

 «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим», говорили древние римляне. Нынешние либеральные правители, как и их предшественники всех мастей и расцветок, уже двадцать лет «управляют прошлым» в соответствии со своими пещерными политическими установками – они скопом объявили всё, что было в те «тоталитарные» советские времена, подлежащим искоренению в нашей современной жизни, изгнанию и забвению, добившись на этом сомнительном поприще вполне зримых и осязаемых результатов, о чём свидетельствует наше неприглядное настоящее, в том числе и приведённый мною выше пример.   

 Но очень страшно представить себе  то «будущее», которым они также намерены «управлять», населенное интеллектуально ущербными, бездуховными людьми, насильно отлученными в пору детства и юности от «Её Величества Книги», то есть от Мечты, от умения самостоятельно мыслить, а также от русского языка и, соответственно, от тех  бесценных сокровищ великой мировой культуры, знакомству с которыми он очень действенно помогал всем людям в Советской Молдавии.

 Задумаемся, уважаемые сограждане, над этой важнейшей проблемой, уже в полный рост вставшей перед нашей страной. Задумаемся и объединим свои силы в борьбе с теми, кто объявил войну книге и русскому языку в Молдове, кто хочет, чтобы новые поколения молдавских граждан пребывали во мраке невежества. Пока ещё не поздно. Пока ещё есть в Молдове люди, несущие книги не на свалку, а к себе домой. Пока они ещё есть…

 

— Метвеев И.Н. 

03 августа 2012 г.




Архив

Архив
Единый час духовности «Голубь мира»
Наша Общая Победа
ПАРТНЕРСТВО "ШКОЛЫ-ПОБРАТИМЫ"
<
>
Controller: Material.item | _news_item;
Time: 0.602;
DB: 28 за 0.156;
RAM: 12.51 из 128M;
Memcache: не установлен