Пепел в канале Наедине с экраном. Послесловие к празднику
А еще ОРТ подготовил и показал новый фильм о «Молодой гвардии». Как было заявлено в анонсе, будет показана подлинная история организации.
Поначалу возникало впечатление, что главной задачей продюсеров, сценариста, режиссера было опрощение, принижение подвига молодогвардейцев. Постоянным рефреном звучал тезис о том, что подпольщики очень молоды и окружающие воспринимают их как детей. Соответствующее отношение к подпольщикам демонстрируют и их родители, и старшие знакомые, и немцы.
Не обошлись создатели фильма и без давно обкатанного психологического приема антисоветской пропаганды – когда отрицательный герой выплескивает на окружающих и зрителей очередную порцию смердяковщины, а его оппонент либо отделывается пустыми лозунгами (часто не по теме), либо затравленно молчит. А в сериале подобные эскапады звучат из уст представителей старшего поколения, что на фоне постоянных напоминаний о возрасте подпольщиков выглядит еще более убедительно.
К последним сериям стало ясно, что проблема намного серьезнее. Похоже, наши идеологические противники ввели в бой второй эшелон. Пока первый старательно пытается отделить победивший народ от Главнокомандующего (а то и прямо их противопоставить), то второй пытается решить задачу исключения из числа победителей коммунистов и комсомольцев.
Только этим, по моему мнению, можно объяснить тот факт, что создатели фильма сумели обойтись и без Ф.П. Лютикова (и без какого-либо упоминания о подпольной партийной организации Краснодона) и без И.В. Туркенича (а также еще пятерых членов организации, успевших повоевать на фронте). И без Радика Юркина – иначе сцену с приемом его в комсомол трудно было бы игнорировать.
Олег Кошевой ведет себя более чем странно – колеблется между стремлением бороться с оккупантами и откровенным коллаборационизмом. В конечном итоге делает правильный выбор, но выведен как бы за скобки, не показано ничего такого, что бы подтверждало его роль в управлении организацией.
Основным героем сделан Третьякевич (что, скорее всего, исторической правде соответствует), он ведет себя с товарищами так, как будто старше их на несколько лет. Что же касается Любы Шевцовой, то, мало того, что на ее роль подобрали актрису в полтора раза старше, так она еще и играет какую-то прожженную оторву в периоде угасания женской красоты. Только в последних кадрах в ней просыпается совсем молоденькая девушка, но это уже убедительно не выглядит.
С «подлинной историей» тоже не получилось. Возможно, нам что-то не сказали о диверсии в шахте, о ликвидации немецкого инженера, возможно, военнопленных освобождали не молодогвардейцы, а кто-то другой, возможно, образы некоторых героев были излишне идеализированы. Но есть же факты, которые просто нельзя искажать (тем более что все герои выведены под настоящими именами). Как например, быть с тем, что Олег Кошевой и Люба Шевцова были арестованы в другом месте и при других обстоятельствах, были расстреляны, а не сброшены в шахту, и не в Краснодоне, а в Ровеньках (а Люба там и похоронена)? Как быть с тем, что в Краснодоне не было кабаре, а Люба не находилась на протяжении всего периода существования Молодой гвардии в городе? Как можно было обойти тот факт, что Сергей Тюленин был арестован далеко не сразу, уходил за линию фронта, а в лапы гитлеровцев и полицаев попал только после того, как решил вернуться?
Неладно что-то и с языками. Почти все жители небольшого донецкого городка шпарят на немецком как на втором государственном. Родители Ульяны Громовой говорят исключительно на суржике (или на мове?), а сама Уля – на чистом русском, без минимального южнорусского диалекта. Сергей Тюленин выражается так, будто вчера из Одессы, хотя по официальной биографии дальше Ворошиловграда не выезжал… И т.д.
Да, последний кадр снят убедительно (хотя перед шурфом стоят всего полтора десятка подпольщиков, а не более 70) и, вполне вероятно, может вызвать нужные эмоции у той части молодежи, которая раньше «была не в теме». Но что будет, если эта молодежь захочет узнать больше о подвиге своих сверстников? Интернет-то не зачистишь…
В результате создается впечатление, что главной задачей продюсеров, сценариста, режиссера было опрощение, диффамация подвига молодогвардейцев.
В. Р. Захарьин
Пепел в канале
Наедине с экраном. Послесловие к празднику
«Советская Россия» № 50 от 16.05.2015