По трудным боевым дорогам
Грачу Сетраковичу Тарлакьяну 93 года, но он сохранил ясный ум, чувство юмора, живо интересуется всем происходящим в стране и за рубежом. Помнит он и о событиях, произошедших много лет тому назад.
Когда началась Великая Отечественная, Гриша только что был призван в армию. Надо сказать, что в сельсовете перепутали год его рождения, и попал он на службу в 20 лет, в мае 1941 года. Уже успел поработать в колхозе главным бухгалтером, был женат на Елене Пономарёвой, которая ждала ребёнка. Сын Гриша родился, когда отец уже воевал.
Только прибыли на место службы в город Одессу, на 104 авиабазу и получили обмундирование – бомбёжка. Немцы на своих «Юнкерсах» и «Мессершмидтах» много наших легкокрылых самолётов побили. И понеслось! Отступали через Николаев, Перекоп, Сиваш, Керчь. Зима была суровая. Замёрз Керченский пролив, каша в котелках бралась ледяной коркой.
В начале войны всё было неорганизованно: у нас одни винтовки, у немцев – автоматы. Вот и отступали. На Ставрополье запомнился посёлок Дербетовка, образованный ссыльными казаками с Кубани: за 13 лет на голом месте было создано богатое хозяйство. Запомнилось: принёс завхоз баллоны со сметаной и творогом да хлеб подовый, свежеиспечённый, – солдатиков покормить. Потом Махачкала, где грузили каспийскую селёдку насыпью прямо в вагоны для отправки на фронт.
Долгий фронтовой путь. Сначала в батальоне аэродромного обслуживания радиотелеграфистом, в батальоне оперативной связи, гвардейском штормовом полку, воздушным стрелком на «Илах». Во время боевого вылета был ранен в ногу. К тому времени война шла уже на территории Европы. Полгода в госпитале, в Румынии.
Запасной полк, а оттуда – в зенитный артиллерийский батальон. Здесь подружился со старшим сержантом Луканцовым Володей, трижды спасал его от смерти. В Чехословакии, выполняя боевое задание, шли по понтонному мосту через реку Рон. Очнулся Гриша в воде и сразу вспомнил , что Володя не умеет плавать – нырнул, нашёл, вытащил на лодку, а тот вцепился в своего спасителя – не отпускает. Оказывается, сбила наша же машина: водителей не хватало, за руль порой садились пацаны, не достававшие даже до педалей.
Победа застала недалеко от Праги. Местное население очень хорошо относилось к советским освободителям. После митинга разобрали наших солдатиков по домам – угощать. «Меня и Володю хорошо накачали».
По окончании войны армию распускали постепенно. Попал Грач Сетракович в Вену, столицу Австрии, на берегу Дуная. Оказался в ремонтных мастерских, где пришлось вспомнить гражданскую специальность: вёл бухгалтерский учёт боевых машин, пушек, снарядов.
Домой вернулся 31 декабря 1946 года, как раз под Новый год. Дома встречали жена Елена и пятилетний сын Гриша.
Пройдя по трудным боевым дорогам длиною почти в 6 лет, вернулся живой и невредимый. С боевыми орденами и медалями. После войны родились дети: Владимир, Эдуард, Анна, Ольга, Светлана, Станислав. У Грача Сетраковича много внуков и правнуков. Долгих лет жизни и здоровья нашему уважаемому ветерану!
Речкина Л.В., ветеран педагогического труда.
(Статья опубликована в «Кубанском вестнике» и «Белореченской правде».)