ПРОДАЖНАЯ УЧЕНОСТЬ
ПРОДАЖНАЯ УЧЕНОСТЬ
В ФЕВРАЛЕ этого года большая группа почитателей и защитников русского языка, среди которых были председатель ЦК КПРФ Г. А. Зюганов, глава движения «Русский Лад» В.С. Никитин, сопредседатель Союза писателей России Л.Г. Баранова-Гонченко и профессор Литературного института им. Горького С.Н.Есин, направили открытое письмо, адресованное руководителям страны, министру образования, деятелям культуры, учителям-словесникам. Уже в первых строках этого взволнованного послания высказана большая и обоснованная тревога за сегодняшнее состояние русского классического наследия в российских школах:
«В истории и системе российского образования произошли события, смысл и значение которых можно квалифицировать как реальную угрозу национальной безопасности. Из программы общего полного среднего образования по русскому языку и литературе почти полностью исключены имена и произведения русских классиков, составляющих основу нашей духовности, основу всей русской и советской культуры и цивилизации.
Список этих имен не только для интеллигенции России, воспитанной в духе признания и любви к русской классике, но и для всего просвещенного народа российского, священен. Вслушайтесь в эти имена: Крылов, Радищев, Жуковский, Грибоедов, Гоголь, поэты Пушкинской плеяды: Кольцов, Никитин, А.К. Толстой, Майков, Лесков, Шмелев, советские классики: Белов, Симонов, Исаковский, Рубцов…».
Объясняя, чем вызвана тревога, выраженная в этом письме, Геннадий Зюганов критически оценил доклад под весьма странным названием «Образование для России в переходный период», подготовленный в ноябре 1994 года Всемирным банком с участием представителей десяти стран и российской «пятой колонны». «В этом докладе ясно написано, - говорит Зюганов, - что система профтехобразования не нужна. Что рынок все отрегулирует. Результат – грамотного инженера сегодня днем с огнем не найдешь».
Эту мысль убедительно дополнил Владимир Никитин:
«Помимо того, что из школьной программы убирают русских классиков, признаются «неэффективными» педагогические и литературные вузы, закрываются музеи, посвященные классикам русской культуры, закрываются картинные галереи художников, которые пишут о русской природе и воспевают величие русского человека».
Со своими коллегами полностью согласен Олег Смолин:
«С 90-х годов стали вычищать духовно-нравственное содержание русской литературы. Потому что русская литература всегда была близка идеям справедливости, а для того, чтобы формировать бандитский капитализм, эти идеи ни к чему…»
А Лариса Баранова-Гонченко по-женски выразила тревогу о семейных ценностях:
«Наступление на русскую литературу – это наступление на нашу государственность, на русского человека и на семью. Еще недавно и бабушка, и ее дети, и внуки знали и любили одних и тех же героев – Наташу Ростову, Пьера Безухова… Сегодня, убирая русскую литературу из школы, властями прорывается такой культурный ров, через который просто невозможно будет переступить…».
Суммировав все свои мнения и выводы, авторы Открытого письма справедливо и убедительно делают вывод:
«Отношение к русскому языку и русской классике – это, в том числе и отношение к русскому народу. Не случайно выпускники чувашских вузов вместе с дипломами получают на память одну из самых современных книг нашего времени – книгу чувашского просветителя Ивана Яковлева «Духовное завещание чувашскому народу»( «Халал») , написанную еще в 1921 году: «чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли…».
Но, как гласит народная мудрость, беда не приходит одна. Меняется к худшему не только содержание образования, но и сам этот процесс, начиная с первоначального обучения грамоте. В сельской местности безудержно закрываются школы, в городах идет их объединение, деление по уровню, передача в частные руки. В Псковской области, например, Министерство образования и науки активно внедряет эксперимент под названием «Сто школ». Такое количество образовательных учреждений должно остаться в регионе вместо 565, которые существовали в 1990 году. Жители многих сел и деревень активно протестуют, обращаются в суды, пишут горестные письма властям, но процесс идет. Для многих чиновников ликвидация школ превращается в легкое и быстрое избавление от множества проблем. А то, что число неграмотных и малограмотных растет, их мало волнует, как и то, что с закрытием школ дети и родители испытывают огромные трудности и неудобства.
Такое теперь время. Те, кто у власти и при деньгах, учат своих отпрысков за рубежом, а те, кого нынешние хозяева жизни оставили без работы и без государственной помощи, испытывают немалые трудности на горькой ниве учебы.
ПРОФЕССОР Московского государственного строительного университета Виктор Лукьянов считает, что дух торгашества, сегодня весьма активно внедряемый в образование, разрушает вузы.
- Ориентация высшей школы на коммерциализацию, - говорит он, - неизбежно превращает рубль в икону, на которую начинает молиться всякий, кто поддается этой преступной моде. Учебный процесс будет разрушаться еще сильнее, охватывая все стороны образования, если из высшей школы не будет устранен дух торгашества.
Кстати сказать, против коммерциализации образования категорически выступает и русская церковь. Открывая Х1У Всемирный русский народный Собор, Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл прямо сказал:
- Попытки превратить образование в сферу коммерческих услуг чужды национальной традиции, народному менталитету и просто опасны! Педагогика – это область аскетики, она связана с подвигом самоистощения, когда люди отдают себя, свои силы, а если надо, то и жизнь.
Так было и в царское, и в советское время. Учителей и преподавателей ценили и уважали не только за знания и умение передавать их, но и за скромность, за образцовое поведение. Времена, однако, изменились, наступили товарно-денежные отношения, появились частные учебные заведения, бесплатное обучение перестало быть всеобъемлющим и всеобщим. А там, где во главе угла деньги, меняются и поведение людей, и их взаимоотношения.
«Дух стяжательства, доллар, ривьера, куршевель, западные «ценности» проникли в науку, - написал в газете «Советская Россия» академик ВАСХНИЛ Б. Маслов . – Слабые душой и интеллектом ученые поддались тлетворному влиянию, широко открыв двери в храм науки для любителей всяких степеней, а нищенское состояние многих деятелей науки способствовало появлению лже – и псевдоученых, купивших диссертации нередко за казенные деньги; ВАК поставила на поток выдачу им аттестатов и дипломов».
Маслов прав. За последние годы у нас сложилась весьма странная ситуация: наука хромает на обе ноги, связь ее с промышленностью и производством почти не просматривается, а число ученых растет, как на дрожжах. При этом очень часто диссертации защищают коммерсанты, политики и чиновники, не имеющие ни прямого отношения к научной работе, ни времени на написание научных трудов.
Не так давно докторскую диссертацию на тему: «Россия: прошлое, настоящее и будущее русской нации» защитил лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Это крайне возмутило представителя «Справедливой России» Илью Пономарева, который направил Генеральному прокурору жалобу о незаконном присвоении Жириновскому звания доктора философских наук, утверждая, что его работа представляет всего 80-страничный конспект публичных выступлений политика, а при защите этого «труда» половина совета ВАК в знак протеста покинула свои места.
Комментируя эти претензии, доктор исторических наук Рафаэль Арсланов уточнил, что докторская диссертация должна опираться на научное открытие и оригинальный вклад в избранную тему, иметь не меньше 300 страниц текста и включать в себя монографию. Этим параметрам труд Жириновского не соответствует. К тому же он никогда не учился в аспирантуре и не защищал кандидатскую степень.
Но Владимира Вольфовича смутить трудно, а еще труднее заподозрить в скромности.
Отличная диссертация! – решительно отмел он все претензии. - У меня сотни тысяч страниц текста, все в Интернете. Читайте. Учитесь. То, что я написал и сказал, хватит на сотни диссертаций. Я дважды могу быть академиком Российской академии наук.
И, наверное, стал бы, если бы тот, кто одобрил и утвердил множество липовых диссертаций, не оказался нечистым на руку. Дело в том, что совсем недавно председатель Высшей аттестационной комиссии Ф.И. Шамхалов задержан за мошенничество. Именно при нем присвоение ученых званий было поставлено на поток, который приносил ему и его подручным немалую прибыль.
БИОГРАФИЯ Феликса Шамхалова до внедрения торгово-рыночных отношений была самой рядовой и незаметной. Закончил сельскохозяйственный техникум, отслужил срочную службу, заочно осилил Институт советской торговли. А тут – новое время, новые отношения, неограниченные возможности и оглушительная карьера. Через год после получения торгового диплома защитил кандидатскую диссертацию, а через три года стал доктором экономических наук. И пошло – поехало! В 31 год он - Заслуженный деятель науки, а в 35-летнем возрасте членкор Российской академии наук, хотя никаких научных открытий не сделал, никакого весомого вклада в науку не внес. Секрет нынешнего роста прост – надо уметь и деньги иметь.
Шамхалову не было и сорока лет, когда он стал главным ученым секретарем Высшей аттестационной комиссии, а в 44 года возглавил ВАК! О его гениальных способностях и возможностях никто понятия не имел, а он стремительно рос, взбираясь вверх по служебной лестнице. Что же поднимало его? Какая неведомая сила возносила и оберегала?
- В последние годы у чиновников и бизнесменов появилась мода на научные звания, - говорит известный политик профессор Сергей Бабурин. – Это и раньше было, но при Шамхалове производство диссертаций и научных званий встало на поток!
Примеров тому множество. Сам Шамхалов был, например, научным руководителем бывшего министра МВД Рашида Нургалиева, защитившего кандидатскую диссертацию «Экономические аспекты формирования предпринимательства в современной России». Это развязывало Шамхалову руки, давая ничем и никем не ограниченную свободу в бизнесе. Но всему есть предел. Сейчас теперь уже бывший председатель Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Феликс Шамхалов находится под следствием. Он подозревается в мошенничестве в крупных размерах и незаконной предпринимательской деятельности. Общая сумма хищений, совершенных им, составляет 1,5 миллиарда рублей. У него не только просторное имение в Подмосковье с шикарным домовладением, но и отделанная гранитом конюшня с элитными скакунами. Но пока еще не ясно, куда и на сколько унесут его эти скакуны.
А ведь таких, как Шамхалов сегодня не единицы и не сотни, их великое множество. В московском метро нет ни одного вагона, где на видных местах не красовалась бы реклама: «Дипломы. Аттестаты». И крупно выведенные номера телефонов, по которым можно найти производителей фальшивок. Но, судя по огромному количеству таких зазывалок, те службы, которым положено бороться с таким видом преступной торговли, продавцов липовых дипломов и аттестатов не ищут, что наносит огромный и непоправимый вред отечественному образованию.
Доктор исторических наук, профессор С.Н. Закиров из Екатеринбурга с болью пишет:
«А что сегодня в науке? Отраслевая наука приказала долго жить. Вузовская еле дышит. Академическая догнивает. Почему догнивает? Образно говоря, в академических НИИ остались старики да сторожа. Почему? Автор, главный научный сотрудник, доктор наук, профессор, на руки в месяц получает 29 тыс. рублей. Это кратно ниже, чем у водителя электропоезда в метро. Мои сотрудники, кандидаты наук, получают меньше уборщика в метро».
Такой вот парадокс. Настоящие ученые, на которых еще как-то держится наука, живут впроголодь, а те, кто жирует на воровстве, обмане и обвесах, ради престижа покупают высокие звания, становясь псевдоучеными. И трижды правы депутаты из фракции КПРФ, забившие тревогу о нынешнем состоянии образования и науки. Жаль только, что власть и ее партия не умеют прислушиваться к мнению других.
Иван ДЫНИН.