Ребрендинг товарища Сталина: для страны, которую интересуют победы и свершения
Ребрендинг товарища Сталина: для страны, которую интересуют победы и свершения
В Китае запущена самая длинная на планете ветка высокоскоростного ж/д сообщения. От Пекина до Гуанчжоу можно будет проехать со скоростью до 300 км/ч, а общая протяженность ветки более 2000 километров.
Не знаю, можно считать этот проект инженерным чудом или нет. Для нас важнее, чем это считают сами китайцы. Так вот: открытие было приурочено к дню рождения товарища Мао. И дело вовсе не в личности Мао Цзэдуна и отношению к нему среднестатистического китайца. Думаю, что у жителя Пекина, переехавшего из деревни и сделавшего карьеру, будет одно отношение, а у тибетских лам, потерявших власть, — совсем другое.
При этом мы должны помнить, что китайское общество прошло очень схожие с нашими общественные трансформации. Было осуждение тоталитаризма, отказ от социалистической модели экономики, демократизация и гласность. Правда, Китай в отличие от нас, не раскололся на несколько десятков государств – но будем считать, что нам просто не повезло, и скоро эта досадная ошибка будет исправлена.
Но всё-таки. Почему китайцам, которые провели у себя гласность, ускорение и публичное прощание с тоталитаризмом, не стыдно открывать инженерное чудо света в день рождения Мао Цзэдуна? Вероятно, совсем не потому, что кто-то особо любит товарища Мао. Уверен, что для большинства китайских школьников он вроде дедушки Ленина из рассказов Бонч-Бруевича — добрый и какой-то неземной. А ещё через поколение Мао станет для китайцев как для нас Пётр Первый — легендарная личность, способная на жёсткие решения.
Надо проще относиться к историческим личностям и концепциям. Проще и прагматичнее. Товарищ Мао – это в первую очередь бренд. Образ личности, которая задала цели относительно индустриального рывка для Китая. Если бы высокоскоростную железную дорогу открыли древние греки, то они, скорее всего, посвятили бы её не товарищу Мао, а Гефесту. Что вполне объяснимо, логично и понятно какую память оставляет.
«Инженерное чудо — день рождения Мао — мы круче всех» — вот весь информационный слепок среднестатистического китайца. Какие хунвейбины и репрессии? Кого это интересует? Просто граждане успешной страны тянутся к победам, а граждане погрязшей в феодальных разборках расколотой страны занимаются ковырянием в исторической помойке. Где, как известно, падения и победы так переплетены между собой, что без академика со стаканом не разберёшься. И мы забываем, что историческое и тем более политическое сознание гражданина избирательно и реагирует на общие настроения в обществе.
Кстати, ровно по этим же причинам в Китае проходят масштабные парады по поводу присоединения Тибета к КНР. Притом, что присоединение Западной Украины и Прибалтики по сравнению с присоединением Тибета – это интеллигентный аншлюс. А мы уж по поводу «бандеровцев» и «лесных братьев» столько копий наломали, что на отдельных территориях это бессмысленное самокопание продолжается до сих пор.
Повторюсь, дело не в исторической ценности тех или иных исторических фигур. Дело в наличии или отсутствии шизофрении. И от того, насколько ей поражен правящий класс. Потому что в истории есть масса примеров, когда исторические и идеологические споры становились политической дискуссией, в ходе которой вырабатывались политические решения. Именно так, кстати, из вполне себе научной дискуссии о расовых отличиях германцев родился нацизм. Со всеми проистекающими последствиями.
Поэтому историческими и политическими брендами надо пользоваться. Если мы стремимся построить сытое, спокойное общество – безусловно, образы брежневского застоя будут нам ближе. Если мы хотим действительной модернизации – то от бренда Гагарин никуда не денешься. Потому что нет ничего более прорывного, чем покорение космоса. Причем заметьте, этот тренд так и не изменился с 1961 года.
Если мы стремимся к настоящей индустриализации и научно-технологическому прорыву, то мы никак не сможем пройти мимо бренда «товарищ Сталин». И опять-таки – не потому что кто-то очень любит либо ненавидит «отца народов». Как и у китайцев к Мао, чувства к Иосифу Сталину в нашей стране разные, смешанные и зависят от территорий и персональной истории каждой семьи.
Надо просто относиться проще. Как бренду, образу исторической личности при которой все получалось. Вам что-то не нравится в бренде? Вы не согласны с тем, что при этой личности всё получалось? Не используйте наш бренд – используйте свой. Только государство к вашему бренду не имеет никакого отношения — вот и вы к государству не примазывайтесь. И уж тем более не беритесь судить. Потому что государство должны интересовать только победы и свершения. На то оно и государство.
Семён Уралов