Семейно-родовая культура.
Семейно-родовая культура.
К Резолюции.
Доклад на Круглом столе Государственной Думы Российской Федерации «Защита суверенитета семьи от новых ювенальных технологий», 02.04.2013.
1.Наблюдая сегодняшнюю действительность, мы видим очевидные признаки деградации как населения страны, так и деградацию институтов государственного устройства: науки, образования, воспитания, музейного дела и даже патриотического движения.
В то же время, изучая материалы скажем 400-летней истории России мы видим развитые способности населения того времени к объединению своих сил и изгнанию иноземцев в 1612 году. Тому пример – проведение Великого Московского Земского Собора в феврале 1613 года, где были объединены представители разных сословий: бояр и крестьян, дворян и казаков. Несмотря на различные интересы собравшихся на собор депутатов и известное манипулирование ими было принято ключевое решение, которое позволило выйти из трагической ситуации.
На наш взгляд, выработке единой позиции и окончанию Смуты способствовали достаточно общие механизмы воспитания и формирования поколений населения Московии. Существовавшие многие столетия и проверенные многократно действительностью, они способствовали более объективному восприятию окружающей действительности, духовному и нравственному пониманию общественных процессов, направленности на сочувствие, сопереживание и сострадание к своим согражданам, семьям и родам, единству православного вероисповедания, которое со своей стороны поддерживало державность и традиционный семейно-родовой уклад.
Таким образом, предопределила позитивные решения Земского Собора существовавшая в Московии культура человеческого бытия, которую мы сегодня называем семейно-родовой культурой. Она включает известные сегодня культуры.
Такие как:
- культуру быта;
- культуру питания,
- культуру личной гигиены,
- культуру санитарии,
- культуру домовладения и усадебную культуру и т.д.
Большим разделом этой культуры является культура семейных отношений, культура преемственности поколений, культура воспитания, культура трудового и учебного образования новых поколений. Освящённая духовным институтом – Русской Православной Церковью – она была очень эффективна.
Тысячелетия эта культура формировалась и совершенствовалась, насыщалась духовным и социальным опытом сотен поколений наших предков. Сегодня этот фундаментальный пласт нашей культуры требует серьёзного системного научного подхода и многостороннего изучения.
2. Однако, уже сегодня можно дать чрезвычайно высокую оценку тем знаниям и принятым «технологиям» воспитания того времени, которые были закреплены в различных запретах и канонах.
Тут для иллюстрации можно привести только один пример. В то время, женщине вынашивающей ребёнка запрещалось посещать скотобойни.
К сожалению, не все понимают важность и объективность такого запрета даже сегодня. Тем не менее, сегодня наука подтверждает, что все психологические впечатления будущей матери на скотобойне передавались вынашиваемому ребёнку, и он уже оказывался травмированным. Последствия таких травм в то далёкое время, по свидетельствам исторических исследований, определялись при рождении ребёнка по «заячьей губе» или «волчьей пасти». Сегодня мы знаем, что последствия могут быть не настолько очевидными, а достаточно скрытыми. Но они обязательно появятся и проявятся: в психологическом состоянии, в том числе в психологической неустойчивости, в интеллектуальном недоразвитии, в недоразвитии творческого потенциала, в недоразвитии способностей к социализации и трудовой деятельности. Если они были, то вину в то далёкое время принимала на себя мать, которая нарушала каноны и запреты. Таких запретов и правил было несколько десятков и неплохо бы знать о них каждой матери сегодня. Тем более, что наука не занимается такими вопросами в достаточной мере и не защищает граждан от такого рода воздействий.
В частности, сегодня наше телевидение вполне сопоставимо со скотобойней и уродует нас ещё до рождения демонстрацией убийств и насилий. И делает это уже более полувека. Собственно, с результатами недооценки психологического влияния телевидения на будущую мать мы можем ознакомиться по тем многочисленным фактам психологической неустойчивости, интеллектуального недоразвития и творческой несостоятельности, недоразвития способностей к социализации и трудовой деятельности у наших молодых поколений, которые вопиют!
2.Безусловно, с внедрением в нашу государственную систему институтов ювенальной юстиции, эти процессы получили только ускорение. К сожалению, государство и общество ещё не понимает, что спрашивать с родителей за воспитание ребёнка можно только тогда, когда проведены соответствующие мероприятия по предоставлению родителям необходимых знаний о технологии воспитания. Надо сказать, что ранее таких проблем не возникало, поскольку существовала реальная преемственность поколений.
Сегодня же сложившийся разрыв в 4-5 поколений стал явным препятствием для передачи знаний о семейно-родовых традициях новым поколениям. А без этих знаний они фактически становятся беспризорными и потому недееспособными.
На наш взгляд, сломить вредное влияние ювенальной юстиции и принудить её к сворачиванию своей деятельности можно только распространением знаний о реальных механизмах деторождения и воспитания, которые замалчиваются и не распространяются так, как это необходимо и востребовано в настоящий момент.
Таким образом, перед обществом встаёт большая просветительская задача – доводить знания традиционной семейно-родовой культуры до населения. И это необходимо занести в резолюцию Круглого стола.
3. Другим важнейшим фактором преодоления деградирующих условий воспитания и развития наших детей является недооценка влияния матери на ребёнка в период вынашивания и формирования в течение первых лет после рождения. Недооценивают это влияние и институты ювенальной юстиции, которые полагают, что в детских приютах и домах, в интернатах дети будут себя чувствовать лучше, нежели со своей матерью.
Это большая ошибка, которая, очевидно, уже связана с деградацией социальных институтов. Преодолеть её можно только путём обучения представителей органов власти от посёлков и районов до областей и правительств общегосударственного уровня.
В конечном результате это должно привести к переориентированию экономических механизмов с позиции давления на семью на позицию экономического обеспечения семьи всеми необходимыми ресурсами.
В двух словах можно сказать, что сегодня уже доказано, что основные процессы воспитания реализуются в период от зачатия до освоения ребёнком родного языка. Заложенное и сформированное в нём в этот период будет руководить его будущим развитием и последующей жизнью. Если ребёнок в этот период будет получать только питание, одежду и соответствующий уход, как это принято сегодня, то он потеряет в духовном и нравственном воспитании и развитии.
Это накладывает соответствующие обязательства на матерей и отцов, которые должны активно участвовать в формировании ребёнка именно в этот период.
Если мы будем адекватно оценивать наше прошлое и ту великую культуру, которая досталась нам в наследство, мы сможем увидеть, насколько практически образованными были крестьянские матери, знавшие сотни прибауток и колыбельных, приёмы успокаивания больного ребёнка или приёмы его обучения и наставления. Сегодняшние матери тоже должны быть в этом плане быть более адекватными стоящим перед ними задачам.
Таким образом, необходимо вполне определённое обучение матерей, а возможно и отцов, будущему родительству. Необходим их наставнический мониторинг в сети специальной консультационной службы.
Более того, тему обучения знаниям семейно-родовой культуры необходимо внедрять сегодня в образовательный процесс.
4. И, конечно, следует обществу подумать об экономическом обеспечении семьи в период формирования ребёнка до 3-х лет. Очевидно, что мать и ребёнок должны быть обеспечены всем необходимым. Государство и общество должно понять, что тратить громадные средства на дальнейшее перевоспитание, социализацию и трудовое развитие уже «изуродованного» молодого поколения совершенно неправильно, и гораздо эффективнее и полезнее предоставить эти средства семье в нужное время и нужный момент.
Пора прекратить непристойные пиар-игры и демонстрации с материнским капиталом, что сейчас имеет место.
Таким образом, второе предложение можно сформулировать так. Перевести молодую мать и ребёнка на социальное обеспечение не менее средней заработной платы в месяц для эффективной реализации её материнских функций и задач по воспитанию ребёнка.
5. И последнее. Сегодня тема родительства очень широко заявлена и востребована, что привлекает к ней различных спекулянтов и политических авантюристов. Необходимо вести большую работу по выявлению тех, кто не уходит дальше заявлений и демонстраций несчастных семей, подвергшихся воздействию ювенальных технологий, но не продвигающих развитие исторических знаний и восприятие ценностей национального семейно-родового уклада и технологий традиционного воспитания в современных учебных заведениях.
Особенно важно выявлять законодательные и иные акты, разрушающие наши традиционные культурные основы, и изобличать их пропагандистов и лоббистов в различных институтах власти. Привлекать к судебной ответственности таких лиц как провоцирующих экстремистские заявления и беспорядки.
Академик Петровской академии наук и искусств, член Союза писателей России, руководитель Историко-просветительского и учебно-методологического Центра семейно-родовой культуры «Родовая семья» им. Л.М.Савёлова
А.С.Шуринов