«Школьная журналистика поможет восполнить пробелы в образовании»
Начало очередного учебного года – отличный повод еще раз поговорить о школьных реформах, особенно о тех, которые вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Речь идет, прежде всего, о Едином государственном экзамене (ЕГЭ), который чиновники от образования с упорством идиотов навязывают миллионам жителей страны.
Свое негативное отношение к такой форме оценки знаний уже высказывали многие уважаемые и авторитетные люди как в России, так и на Западе. Опыт прошедших двух лет в нашей стране показал, что ни одну из декларируемых задач ЕГЭ не решил. Наоборот, породил массу новых проблем. В том числе всплеск детского суицида и изощренные формы коррупции в сфере образования. Уже один такой случай должен был стать предметом всестороннего анализа ситуации и послужить мотивом, по крайней мере, приостановить реформы. Однако чиновники от образования с прежней настойчивостью продолжают эксперименты над детьми и школой, а верховная власть, как всегда, молчит, делая вид, что ничего не происходит.
Между тем, действительно интересные инновационные предложения в области образования остаются без должной оценки и внимания. Вот уже несколько лет подряд, например, группа московских энтузиастов пытается внедрить в учебную программу средней школы такой предмет как основы журналистики. Разумеется, речь идет всего лишь о факультативе для старшеклассников и пока только в качестве эксперимента в нескольких школах.
Для чего понадобился новый предмет? Аргументов несколько.
Не секрет, что за последние годы в области школьного образования произошли серьезные изменения, которые уже успели негативно отразиться на качестве учебно-воспитательного процесса. В первую очередь это коснулось преподавания русского языка и особенно литературы, из которой буквально выхолощено все, что призвано служить формированию и воспитанию личности. А сам предмет почему-то не вошел в перечень обязательных для сдачи в форме ЕГЭ. Даже такой непременный атрибут школьного учебно-воспитательного процесса, как написание сочинений, сегодня почти не используется. А ведь практика написания сочинений на литературные и общественно-политические темы, распространенная в советские годы, крайне важна не только для развития речевых навыков, но и для раскрытия интеллектуального и творческого потенциала школьников. Вместо этого в школах насаждаются сплошные тесты, а ребятам предлагается тупо выбирать из нескольких готовых вариантов. При этом вопросы зачастую сформулированы некорректно и предполагают неоднозначные ответы. Иначе говоря, даже примитивная тестовая система, которая заменила полноценный учебно-воспитательный процесс, и то не доработана и нуждается в существенной корректировке.
В этой связи появление такого предмета как журналистика отчасти поможет восполнить появившиеся пробелы. Занимаясь журналистикой, ребята смогут расширить свои познания в области литературы, географии, истории и других предметов, «подтянуть» орфографию, а главное - научиться емко и точно выражать свои мысли. А это самым положительным образом отразится на успеваемости ученика и по другим школьным дисциплинам. Более того, журналистику и следует рассматривать как важное дополнение к существующей школьной программе. Работая с медиатекстами, учащиеся на практике применяют знания, полученные, например, на уроках русского языка, литературы, информатики, а значит, лучше и полнее их усвоят. Ведь одно дело механически запоминать на уроках абстрактные правила, и совсем другое – использовать их в практической деятельности и воочию наблюдать, как эти правила работают, так сказать, во «внеурочное время». Думается, что интерес к школьным предметам у многих учащихся в результате только возрастет.
Не следует забывать также, что, занимаясь журналистикой, дети учатся креативно мыслить, причем, не только в течение 45 минут, отведенных на урок, но и после занятий, поскольку работа над газетными статьями и иллюстрациями – процесс творческий и, как любой творческий процесс, не ограниченный во времени. Кроме того, обсуждая темы газетных статей и фоторепортажей, учащиеся получают навыки общения друг с другом и со взрослыми, а также представление о серьезной интеллектуальной деятельности, что несомненно, пригодится им в будущем, даже если они не свяжут свою жизнь с журналистикой.
Наконец, в скорейшем введении журналистики в сетку школьных дисциплин заинтересовано и само журналистское сообщество. Не секрет, что в последнее время российские СМИ, особенно телевизионные, буквально захлестнул поток случайных и малокомпетентных людей. Эти блатные мальчики и девочки, поступая на факультеты журналистики, изначально ориентированы только на деньги и славу. При этом такие «мелочи» как литературные способности, безупре
чное владение русским языком, высокая эрудиция, честность и добросовестность воспринимаются как архаизм, мешающий делать карьеру. Так вот, введение журналистики в школах вполне может стать своеобразным фильтром, позволяющим отсеивать случайных и посредственных людей и, напротив, поставлять на факультеты журналистики российских вузов абитуриентов с высокой профессиональной мотивацией. Думается, что выиграют от этого все: и сами ребята, и журфаки, и, в конечном счете, миллионы читателей и зрителей, для которых эти ребята впоследствии будут работать.
Отрадно, что новое руководство факультета журналистики МГУ, например, активно развивает деловые и творческие связи с московскими школами, где работают кружки журналистики и выпускаются свои газеты.
Позитивный опыт имеется и в других регионах страны. Однако пока школьная журналистика – это заслуга исключительно энтузиастов из числа педагогов-словесников, которые на свой страх и риск организуют кружки и дополнительные занятия, выпускают школьные газеты и журналы, проводят конкурсы юных репортеров и прочие медиа-акции.
Очень хочется верить, что в новом учебном году эти старания заметят, наконец-то, и те, кто по долгу службы обязан поддерживать интересные новации в сфере образования и воспитания подрастающего поколения.
Советник председателя по связям со СМИ в Москве и Московской области Сергей Холодов
Информбюро МПОД "Наследники Победы"