ТЕРЗАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕРЗАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ



НОВЫЙ закон «Об образовании в Российской Федерации» вызвал массу критических замечаний в Государственной думе, где 18 декабря прошлого года он рассматривался во втором чтении. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин, представляющий фракцию КПРФ, назвал этот закон не для граждан, а для чиновников о распределении между ними разного рода полномочий,  что, по его мнению, принесет больше вреда, чем пользы. В подтверждение этого Олег Николаевич привел целый ряд убедительных примеров.
     -   Сейчас сельскую школу можно закрыть только с согласия сельского схода, - сказал он. - По законопроекту – с согласия некой комиссии. Сейчас родители должны платить не более 20 % от стоимости содержания детей в дошкольном учреждении. По законопроекту все ограничения снимаются, и проблема очередей в детские сады решается сама собой из-за их недоступности большинству родителей… Законопроект предусматривает уменьшение числа бюджетных мест в вузах на 700 тысяч Дети сироты лишаются права на поступление в профессиональные учебные заведения вне конкурса. Снято ограничение на размер платы за общежитие. Теперь студентам за оплату койко-места может не хватить и стипендии.
По мнению Смолина, документ этот имеет целью узаконить все отрицательные явления, которые уже привели к резкому падению уровня образования в стране. Причиной стала хроническая нехватка денег, внедрение так называемого подушевого финансирования, в результате чего было закрыто 15 тысяч сельских школ, оставление в числе обязательных только три предмета, а также дружно критикуемого везде и всеми единого государственного экзамена (ЕГЭ).
С учетом всего этого депутаты Сергей Решульский, Михаил Заполев и Анатолий Локоть предлагали снять законопроект с обсуждения, считая его сырым, о чем свидетельствует множество внесенных поправок, а также то, что он противоречит прозвучавшему накануне Посланию президента. Но  голоса парламентариев учтены не были. Зато их услышали во многих регионах России. В Пскове, например, состоялся митинг, участники которого требовали обеспечить гражданам конституционное право на получение бесплатного образования. Первый секретарь обкома КПРФ Александр Рогов, выступая перед собравшимися, обвинил в нынешних бедах образования чиновничество.
     -  Мы понимаем, что они с нами делают и для чего они это делают, - заявил он. – Ведь необразованными людьми управлять -легче.
В Белгороде по инициативе обкома КПРФ было проведено пикетирование городского управления образования, во время которого звучали требования сохранить бесплатное школьное образование, остановить ликвидацию сельских школ, обеспечить оплату педагогического труда не ниже средней зарплаты в регионе. Такие же пикеты состоялись в Курске у памятника А.С. Пушкину и в целом ряде других городов. На митинге в Воронеже выступил  будущий строитель студент Максим Зинчук.
     -  Я искренне завидую тем, кто получил образование в советскую эпоху, - сказал он. – Теперь же это сделать крайне сложно: и преподаватели, и студенты подрабатывают на нескольких работах, чтобы выжить, и это вызывает пробелы в учебном процессе.
Протестные акции прокатились по всей стране, во многих регионах люди выступали в защиту объектов образования, попадающих под нож реформаторов. В Магнитогорске участники протестной акции защищали местный университет под лозунгами: «Ликвидация МаГУ на руку врагу», «Магнитка без МаГУ опустится во мглу». В Астрахани на митинге, организованном при поддержке представителей КПРФ и «Справедливой России», граждане выступали против ликвидации филиала «Государственного морского университета им. Адмирала Ф.Ф. Ушакова. В Ульяновске в руках пикетирующих были лозунги «Нет – платному образованию!».
Такие же акции прошли в Башкирии и Дагестане, в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии, в Якутии и Мордовии, практически во всех регионах России. Это наглядно показало, что нынешнее состояние образования  вызывает тревогу в обществе, а планы сокращения его финансирования волнуют не только юношей, которых науки питают, но и ветеранов, проявляющих кровную заботу о судьбах детей, внуков и правнуков. Ведь образование – это право на труд, определяющее место в жизни, это - интеллект, знание истории своего государства и всего мира.
В БЮДЖЕТНОМ послании Владимир Путин довольно четко и однозначно определил: «Расходы на образование, науку, инфраструктуру должны быть приоритетными и их доля в общих расходах бюджетной системы Российской Федерации должна увеличиваться». Но практика оказалась выше и важнее теории. В федеральном бюджете на 2013-2015 годы расходы на образование  значительно урезаны. Через два года они с учетом инфляции составят 82 % от уровня 2012 года. Если в  прошлом году на это выделялось 618 миллиардов рублей, то в 2015 году запланировано израсходовать только 592 миллиарда. А цены на все и за все, разумеется, будут расти. Ничего хорошего нашим детям и внукам это не сулит, о чем известный актер, режиссер и сценарист Сергей Юрский сказал  образно и доходчиво:
«Образование – главная дыра в нашей нынешней системе. Тут надо не заплату ставить, а заново шить весь кафтан! То, что сейчас происходит в этой сфере, страшно. «Любые дипломы в любое время»… Это отражает нынешнюю ситуацию – коррупция, дичайшее взяточничество в области преподавания, в сфере профессионального, профессорского, учительского корпусов».
Происходящее  наблюдают, видят и знают все, в том числе и стоящие у власти. Но вместо того, чтобы делать образование качественнее и чище, бороться с коррупцией, изживать кумовство, ликвидировать открытую торговлю аттестатами и дипломами, власти разворачивают очередную масштабную реформу в этой весьма чувствительной к любым переменам области. Стали вдруг определять непонятные многим рейтинги обучения, началось укрупнение и слияние учебных заведений. Причем, как принято в нынешнее время, с активным участием коммерческих структур. Министерство образования и Высшая школа экономики объявили 136 высших учебных заведений неэффективными, 30 вузов и 262 филиала названы подлежащими реструктуризации вплоть до ликвидации. Люди, болеющие душой за состояние образования, увидели в этом признаки надвигающейся беды не только для сотен профессоров и опытнейших преподавателей, но и для всей системы образования.
Все понимают, что определять эффективность вузов разной специализации весьма трудно. По каким, например, показателям можно сравнить результаты выучки артистов и агрономов? Кто и как может сделать вывод, что в Московском государственном вечернем металлургическом институте, например, студентов готовят лучше, чем в Литературном институте им. А.М. Горького? Но чиновники – народ изобретательный и находчивый. Они решили, что все определяет средний балл ЕГЭ и количество обучающихся иностранных студентов. При этом средний норматив экзаменационных результатов для вузов Москвы и Санкт-Петербурга определен в 63 балла, а для провинциальных – в 60 !? Такое же неравенство установлено по числу обучающихся иностранцев. Для столичных вузов нормой установлено 3 %, а для провинции 0,7 %. Кстати сказать, уже сам по себе этот показатель выглядит странным. Получается, что самым эффективным станет российский вуз, где вообще не будет россиян!?
Взяв за основу несколько подобных показателей, чиновники легко и просто поделили высшие учебные заведения на эффективные и неэффективные. Своеобразному мониторингу были подвергнуты более 500 государственных вузов и около 900 филиалов. Результаты оказались шокирующими. Министерство образования и Высшая школа экономики объявили множество учебных заведений неэффективными, а значит - подлежащими реструктуризации вплоть до ликвидации. Коммерсантов такое количество освобождающихся зданий и территорий радует, а люди, душой болеющие за состояние образования, видят в этом надвигающуюся беду не только для сотен профессоров и преподавателей, но и для всей образовательной системы.
Сторонники нынешних реформ твердили и твердят, что Россию спасет только частное предпринимательство. Но жизнь опровергает их оптимизм. Проведя мониторинг частных учебных заведений, Министерство образования и науки выявило  там весьма неприятную картину. Из 70 проверенных вузов 41 признаны неэффективными, а из 97 филиалов такими оказались 55. Если же учесть, что 376 частных вузов и 564 филиала от участия в мониторинге отказались, картина вырисовывается весьма печальная. Число частных учебных заведений растет, а качество обучения в них падает.
ЗАСЕДАНИЕ совета Российского союза ректоров, где обсуждалось положение в образовательной системе, по случайному совпадению проходило в день, объявленный концом света. На этом заседании были названы вузы, которые должны быть ликвидированы по итогам проведенного мониторинга. Одним из них оказался Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ). Это учебное заведение насчитывает 70 тысяч студентов, в его составе 27 филиалов и институтов. Все обучающие и обучаемые в нем, удивленные и возмущенные решением о закрытии университета, которое они назвали рейдерским захватом, объявили забастовку. Руководитель пресс-службы вуза Андрей Гара объяснил это решение довольно убедительно:
     -  Как же так – у большинства наших филиалов все в порядке, они признаны эффективными, а головной вуз – нет?
Со студентами согласен и ректор университета видный политик Сергей Бабурин. В письме, которое он направил президенту Владимиру Путину, также речь идет о несправедливости проведенной проверки.
«Вынужден адресовать исполнителям мониторинга, - написал Бабурин, - обвинение в злонамеренной фальсификации показателей нашего университета и введении межведомственной комиссии в заблуждение».
Об этом же с приведением конкретных фактов в адрес президента было направлено письмо большой группы студентов и преподавателей, но ответа на их послание не поступило, хотя прошло много времени и события вокруг закрытия университета развивались не в лучшую, а в худшую сторону. Министерство образования и науки освободило Сергея Бабурина от должности, назначив на его место старшего преподавателя из «Плехановки» Андрея Шкляева, но бастующие студенты не пустили нового хозяина в его кабинет, а сам Бабурин решил отстаивать свою правду в суде. Обратился в Головинский суд и Шкляев, требуя допуска к руководству … ликвидированным университетом. Терзания образования идут полным ходом.
Несмотря на все это, молодежь не теряла надежд на то, что высшее руководство прислушается к мнению студентов, поэтому в зале, где находились бастующие, долго висел плакат: «Не дадим Ливанову провалить реформы Путина».  Ливанов, которого Сергей Бабурин назвал «диверсантом от образования», безусловно  во многом происходящем виноват, но ведь и назначен на эту должность он был не без ведома высших властей. Вот почему бастующие, подумав, лозунг этот сняли, но от акции протеста не отказались. К ним присоединились два заведующих кафедрами и декан факультета, объявившие голодовку.
Чиновники, обеспокоенные сложившейся ситуацией, дружно убеждали бастующих, что они должны не возмущаться, а радоваться тому, что их учебное заведение  закрыто, потому что все они станут продолжать учебу в более престижном РЭУ им. Плеханова, что дипломы знаменитой «Плешки» ценятся намного выше. Но оказалось, что студенты умеют не только слушать, но и думать, считать и сомневаться. Многие не верят, что власти выполнят все, что обещают. Член студенческого совета РГТЭУ Альберт Зарипов говорит об этом со знанием и пониманием дела:
     -   Плата за обучение может серьезно вырасти. А если она не вырастет, то недовольны будут уже студенты «Плешки», которым придется платить за ту же учебу вдвое дороже. И где, спрашивается, Минобрнауки найдет деньги, чтобы возместить разницу стоимости учебы?
Есть у студентов и чувство уважения к своим преподавателям: кто-то из них окажется не у дел, а кому-то не по душе будут новые условия работы. Молодые парни и девушки резонно считают, что с новой реформой не стоило торопиться, можно было дать им возможность доучиться, приостановив прием новых студентов, тогда закрытие вуза было бы менее болезненным. Но нынешние власти не привыкли и не научились прислушиваться к мнению тех, в ком они видят нынешних и будущих слуг. Вот почему чиновники сделали, делают и будут делать все для того, чтобы реформы, способствующие развалу образовательной системы,  продолжались.

                                                                        Иван ДЫНИН.
.

В середине декабря прошлого года в Белгороде по инициативе горкома КПРФ было проведено пикетирование городского управления образования. Участники этой акции требовали сохранить бесплатное школьное образование, остановить ликвидацию сельских школ, обеспечить оплату педагогического труда не ниже средней зарплаты в регионе. Такие же пикеты состоялись у памятника А. С. Пушкину в Курске, а также в целом ряде других городов.
На митинге в Воронеже выступил студент, будущий строитель Максим Зинчук.
    - Я искренне завидую тем, кто получил образование в советскую эпоху, - сказал он. – Теперь же это сделать крайне сложно: и преподаватели, и студенты подрабатывают на нескольких работах, чтобы выжить, и это вызывает пробелы в учебном процессе.
Протестные акции прокатились по всей стране, во многих регионах они носили конкретный характер. Люди выступали в защиту объектов образования, попадающих под нож реформаторов. В Магнитогорске, например, участники митинга возмущались планом закрытия местного университета. На вынесенных ими плакатах были видны лозунги: «Ликвидация МаГУ на руку врагу», «Магнитка без МаГУ опустится во мглу». В Астрахани на митинге, организованном по инициативе представителей КПРФ и «Справедливой России», собравшиеся выступали против ликвидации филиала «Государственного морского университета им. Адмирала Ф.Ф. Ушакова. В Ульяновске в руках пикетирующих были лозунги «Нет – платному образованию!».
В это же время такие же акции прошли в Дагестане и Башкирии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии, в Якутии и Мордовии, практически во всех регионах России. Это наглядно и убедительно показало, что нынешнее состояние образования вызывает тревогу в обществе, а планы сокращения его финансирования волнуют не только юношей, которых науки питают, но и ветеранов, проявляющих душевную заботу о судьбах детей, внуков и правнуков. Ведь образование – это и право на труд, и место в жизни, и знание истории человечества и своей страны.
Но, судя по всему, у хозяев нынешней жизни иные понятия и взгляды. Богатым нужны не соперники, а слуги, работающие на них и безропотно исполняющие их волю, как это было в теперь уже далекое царское время, которое ныне восхваляется, прославляется и ставится в образец общественных отношений.                                                                                                                                   

 

21 января 2013 г.




Архив

Архив
Единый час духовности «Голубь мира»
Наша Общая Победа
ПАРТНЕРСТВО "ШКОЛЫ-ПОБРАТИМЫ"
<
>
Controller: Material.item | _news_item;
Time: 0.683;
DB: 28 за 0.169;
RAM: 12.52 из 128M;
Memcache: не установлен