«МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА ГЛАЗАМИ ВОЛОГЖАНИНА»

22 декабря 2017 года в здании Представительства Вологодской области при Президенте РФ и Правительстве РФ состоялось торжественное открытие авторской фотовыставки «МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА ГЛАЗАМИ ВОЛОГЖАНИНА» нашего легендарного земляка, военного переводчика, журналиста-международника с 50-летним стажем, ветерана газеты «Правда», ветерана Великой Отечественной войны ЯСНЕВА ЮРИЯ НИКОЛАЕВИЧА. Выставка приурочена к 95-летнему юбилею  Ю.Н. Яснева.

На фотовыставке  представлены  уникальные, мастерски сделанные  фотоснимки, снятые Юрием Николаевичем в разные годы его службы в различных странах. В них нашли отражение яркие исторические моменты, представлены известные государственные деятели и исторические фигуры, запечатлены уникальные колоритные уголки планеты, в которых довелось работать этому  человеку с удивительной, поистине легендарной судьбой.

Юрий Николаевич Яснев - переводчик с японского языка. Он был в числе тех, кто разгромил Квантунскую армию и защитил Советский Союз, от бактериологической угрозы со стороны японцев. «1-й Дальневосточный фронт, 25-я армия, 88-й стрелковый корпус, 257-я дивизия, 405-й стрелковый полк», -  четко, как в том далеком 1945-м, представляется Юрий Яснев

Родина высоко оценила его заслуги, наградив орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги» и многими другими знаками отличия, в том числе двумя китайскими.

Наш легендарный земляк родился 7 декабря 1922-го в селе Сокол Вологодской области. В 1940 году в Новосибирске с отличием окончил школу, был учителем математики 5-7 классов этой школы, работал слесарем-сборщиком на авиазаводе им. В. П. Чкалова.

В 1941 году его, как отличника, хорошо знающего немецкий язык, направляют учиться в Военный институт иностранных языков Красной Армии. Заметив его склонность к изучению языков, руководство института приняло решение отправить Яснева изучать сложный японский язык. «Какой японский? - удивился тогда Юрий. - Мы воюем с Германией!». «С Японией тоже будет война», - ответили ему и отправили изучать японский язык.

Для Юрия Николаевича война началась 9 августа 1945-го, когда в составе взвода пешей разведки он вместе с советскими войсками воевал в Маньчжурии (Китай), принимая участие в освобождении Северо-Восточного Китая от японцев. Юрий Николаевич вспоминает о том, как знание женской формы японского языка помогало ему на допросах. В силу того, что изучение языка в Военном институте было направлено на скорейшее освоение слов и терминов, необходимых на войне, внимания повседневной лексике уделялось немного. А в Японии есть разделение на мужской и женский стиль общения: как правило, «мужские» обороты и слова считаются грубыми, вульгарными, резкими, а «женские», наоборот, делают речь более вежливой, почтительной, «мягкой». Вот эта-то почтительная форма помогла найти «ключик» к допрашиваемым военнопленным.

В 1953 году, после окончания Военно-политической академии им. В.И. Ленина, по решению ЦК КПСС был направлен на работу в газету «За прочный мир, за народную демократию» - печатный орган коммунистических и рабочих партий, издававшуюся в Румынии. В 1956 году по возвращении в Москву был назначен заместителем редактора газеты «Советская авиация» по иностранному отделу.

После службы в рядах Советской армии в 1960 году Юрий Яснев был приглашен в газету «Правда», где работал заместителем главного редактора по иностранным отделам,  и с тех пор с ней не расстается. Известный журналист-международник, он работал собственным корреспондентом в Австралии, Новой Зеландии и южной части Тихого океана, в Бельгии, Нидерландах и Люксембурге, побывал почти в пятидесяти странах и всегда с фотоаппаратом. Его статьи и фотоснимки помимо «Правды» печатались в журналах «Огонек», «Вокруг света» и других изданиях.

С 1979 по 1989 годы заведовал отделом в журнале коммунистических рабочих партий «Проблемы мира и социализма» в Чехословакии.

После выхода на пенсию Юрий Николаевич продолжает вести активную общественную работу, печататься в «Правде» и других изданиях. Более 20 лет Яснев возглавляет организацию журналистов-фронтовиков Объединения ветеранов Союза журналистов России, член Центрального совета Общества российско-китайской дружбы, член комиссии по международным связям Московского комитета ветеранов войны  и член редколлегии десятитомника «Живая память». Является заслуженным работником культуры РСФСР. Владеет английским, французским и японским языками.

Много лет Юрий Николаевич работает над созданием книги, посвященной правдистам. Этот труд «Под крышей «Правды» готова к печати и ждет издания. Юрий Николаевич надеется и верит, что в скором времени книга выйдет в свет.

Из воспоминаний Ю.Н. Яснева:

В звании младшего лейтенанта переводчиком японского и английского языков я был в декабре 1944 года командирован из Москвы на Дальний Восток, где меня определили в 405 стрелковый полк 258 стрелковой дивизии будущего 1-го Дальневосточного фронта.

 Готовясь к военным действиям против Японии, наш полк, как и все другие войска этого региона, усиленно осваивал опыт Великой Отечественной войны на Западе. Нас то и дело поднимали по тревоге, заставляли с полной боевой выкладкой совершать длительные марш-броски, в общем, давали приличную нагрузку. В ночных переходах мы, прижавшись друг к другу, научились (те, кто шагал в середине) даже спать на ходу.

Война для нас началась ночью 9 августа 1945 года, когда мы выгрузились из вагонов на станции Краскино, западнее Владивостока, и направились к границе. Проходили мимо многочисленных орудий, которые своим огнем должны были разрушить вражеские укрепления перед наступлением пехоты, и мимо мощных прожекторов, предназначенных для ослепления противника и освещения наших путей. Но в планы командования вмешалась матушка-природа: хлынул тропический ливень, засверкали молнии. Артиллерийская подготовка была отменена, и наш взвод пешей разведки, к которому я был прикреплен, двинулся по скользким камням через кусты сопок к укрепрайону японцев. На наше счастье там уже успели геройски поработать местные пограничники. Мы встретились не с живыми, а с мёртвыми японцами. Их трупы валялись повсюду около казарм. Позднее, по мере продвижения наших войск, пришлось встретиться с ожесточенным сопротивлением противника. При обороне города Муданьцзян японское командование широко использовало команды камикадзе-солдат, заранее обреченных на гибель. Обвязавшись сумками с толом и с ручными гранатами, они ползли по полям гаоляна и бросались под наши танки. Эти "живые минные поля" из оболваненных самурайской пропагандой солдат, конечно, представляли серьезную опасность. Мне пришлось допрашивать одного такого 19-летнего смертника. Когда я начал с ним говорить, он лишь назвал своё имя, а потом спросил меня, если бы я попал в плен, стал бы давать показания. Я ответил "нет".

- Вот и я не буду. Дайте мне гранату, и я взорву себя.

Даже когда император издал указ о капитуляции, некоторые отряды японцев продолжали воевать, считали, что власть никогда не пойдет на такое. Солдаты порой расстреливали своих офицеров за приказ сдать оружие, называя их предателями.

Японцы готовили бактериологическую войну, создав специальные службы – "Отряд 731" и "Отряд 100", которые разрабатывали бактерии и испытывали это оружие на военнопленных. Были подготовлены самолёты, которые должны были сбросить бактериологические бомбы на Хабаровск, Читу, Иркутск, Благовещенск, чтобы вызвать чуму, сибирскую язву и другие опасные болезни. Это чудовищное преступление было предотвращено нашим десантом, высаженном в Харбине. Японцы успели всех подопытных отравить газом, и спасти нам никого не удалось, но сами бактериологические базы и подготовленные самолеты были уничтожены.

Сокрушив Квантунскую армию, насчитывавшую около одного миллиона человек, Советский Союз ускорил окончание второй мировой войны, избавил человечество от тяжелых ненужных жертв, в том числе и самих японцев, помог китайскому народу сбросить многолетнее ярмо японской оккупации.

 

Елена ШЕРШЕНЬ

23 января 2018 г.
Регион: Вологодская область

Другие новости





Архив

Архив
Единый час духовности «Голубь мира»
Наша Общая Победа
ПАРТНЕРСТВО "ШКОЛЫ-ПОБРАТИМЫ"
<
>
Controller: Material.item | _news_item;
Time: 0.647;
DB: 37 за 0.196;
RAM: 12.23 из 128M;
Memcache: не установлен