Погиб на безымянной высоте
Вещи, которые нашли с бойцом, медальон, ложку, мундштук, пуговицы от шинели, также отправили родственникам. Останки торжественно встречали в аэропорту «Байкал» в Улан-Удэ.
27 сентября в селе Кырен Тункинского района Бурятии под залпы оружейного салюта торжественно захоронили останки местного уроженца, солдата Великой Отечественной войны Родиона Табинаева. Его положили рядом с женой. Простой сельский бухгалтер ушел на фронт одним из первых в Кырене - в июле 1941 года. Воевал в пехоте. А с марта 1943 года числился пропавшим без вести.
И вот спустя 76 лет солдат вернулся на родину. Поиск, идентификация, передача и доставка останков героя в родные края превратилась в настоящую интерславянскую операцию с участием поисковиков нескольких стран, к которой также подключился депутат Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей Боженов.
ДЕРЖАЛИСЬ ЧЕТВЕРО СУТОК
Обнаружили останки Родиона Табинаева харьковчане из «Союза поисковых отрядов Украины». Время гибели бойца - март 1943 года. Третья битва за Харьков. После катастрофы под Сталинградом немцы горели желанием взять хоть какой-то реванш, остановить наступление Красной армии и стабилизировать фронт. Фельдмаршал Манштейн собрал в кулак танковые корпуса и нанес мощный удар во фланг нашему Юго-Западному фронту. В окружении оказались пять советских дивизий.
Подразделение Табинаева оборонялось на высоте между селами Васищево и Лизогубовка. Судя по россыпям стреляных гильз, бой был жестоким. Четверо суток отбивали атаки немецкой пехоты, поддержанной танками. И тогда немцы ударили по ним из тяжелой артиллерии. Позвоночник, тазобедренные и лицевые кости бойца были перебиты осколками снаряда или мины калибра не менее 80 мм.
В той же стрелковой ячейке обнаружили останки еще одного красноармейца, но он так и остался безымянным. Его смертный медальон был пуст. В капсуле Табинаева - свернутый в трубочку листок бумаги, но буквы от времени стерлись, обесцветились. Прочесть мог только эксперт на специальном оборудовании. Так появилась первая зацепка.
ФОТОШОП ДЛЯ ВЫЦВЕТШИХ ЧЕРНИЛ
Скан записки харьковчане отправили в Минск поисковику Александру Дударенку. Спец с тридцатилетним стажем, он считается одним из лучших специалистов по расшифровке полуистлевших записок, по которым удается установить имена павших бойцов. Каждый год к нему на обработку приходят сотни, а то и тысячи стертых временем смертных записок из Беларуси и России.
- Удается установить имя примерно каждого пятого погибшего бойца. Бывает, правда, медальон открываешь, а там столбик трухи. К тому же на фронте бойцы нередко сами оставляли его пустым из суеверия - заполнишь, обязательно убьют, - рассказал «СВ» Александр Дударенок.
Над запиской Табинаева колдовал больше двух часов:
- Она написана химическим карандашом. Чернила от времени обесцветились, но следы остались. С помощью светофильтров в фотошопе с трудом удалось прочесть точное имя, фамилию и адресные данные. Что обычно бойцы и записывали в медальоне.
РАДОСТЬ СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ
Дальше за дело взялась Алена Маньшина из Тольятти. Уже больше десяти лет она занимается поиском родственников погибших солдат.
Племянница Вера Табинаева в июле 1941 года провожала дядю на фронт. «Мы уже потеряли надежду. Спасибо всем, кто помог».
- В записке значился поселок Кырен, - рассказывает Алена Маньшина. - Позвонила в местную администрацию. Оказалось, жена и пятеро детей Табинаева уже умерли. Зато дали телефон его внучки Людмилы Билдуевой. Для нее это был шок. Несколько минут молчала в трубку, а потом тихо сказала: «Да, это мой дедушка…» И заплакала.
Теперь оставалось доставить останки бойца на его малую родину.
- С украинскими поисковиками мы сотрудничаем восемь лет. Есть юридическое соглашение по передаче останков, - рассказывает руководитель Белгородской региональной общественной организации «Военно-патриотический поисковый отряд «Родина» Роман Аббасов. - После утряски всех необходимых формальностей на одном из КПП был открыт «зеленый коридор» в пределах пятидесяти метров от госграницы. Я их встретил и принял у них груз.
Обычно за останками приезжают родственники. Но от Бурятии путь неблизкий, больше шести тысяч километров. Да и дорого, требуется авиаперелет.
- Неделю хранил останки в сельском храме под Белгородом, - говорит Аббасов. - За это время родственники и я связались с депутатом Госдумы от Бурятии Николем Будуевым и его коллегой от Башкортостана Ильдаром Бикбаевым, одним из руководителей поискового движения у себя в республике. Как всегда в таких случаях, огромную помощь оказал наш союзный парламентарий Сергей Боженов.
Сергей Боженов, член Комиссии Парламентского Собрания по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам:
- Мою роль в этой истории не надо сильно преувеличивать. Перед приездом в Белгород, когда Николай Будуев и Ильдар Бикбаев обратились с просьбой помочь организовать передачу останков, мы решили сделать это мощным патриотическим актом.
Церемония проходила в музее-диораме «Курская битва. Белгородское направление». В почетном карауле у гроба стояли солдаты в форме времен Великой Отечественной войны с автоматами ППШ. Очень хорошие, проникновенные слова сказал глава Белгородской митрополии владыка Иоанн: «Солдат возвращается домой - это радость для его родных, которые отныне будут иметь возможность привести правнуков на могилу своего знаменитого прадеда, воина».
В Бурятии, насколько я знаю, эта история вызвала большой эмоциональный всплеск. Самолет с останками солдата встречала чуть ли не вся республика. Герой вернулся домой. Это, безусловно, очень важно для воспитания молодого поколения. Особенно сейчас, когда даже у нас, и в России, и в Беларуси, стали появляться другие ориентиры в оценке событий тех лет.
Я знаю чиновников, которые говорят: «Прошло уже столько лет, а вы все отмечаете праздник Победы, надо уже от этого дела как-то отходить». Не где-то там, далеко, а у нас такие вещи говорят. Поэтому любая акция, напоминающая о том, какой ценой был завоеван мир, чрезвычайно важна.
На Белгородчине я руковожу общественным фондом «Отечество», который занимается военно-патриотическим воспитанием. Молодежь очень проникается такими акциями. Просто рассказывать им о войне - одно. И совсем другое дело, когда ребята сами участвуют в поиске погибших бойцов, возвращают из небытия их имена, узнают о том, как они жили и воевали.
Историческая память укрепляет самосознание народа. Поисковые отряды - очень мощное патриотическое движение, которое надо всячески поддерживать. Ну а кому поддерживать, как не нам, депутатам? Что мы и делаем.
Фото: Роман Аббасов