Всемирный день учителей и наставников
- Всемирный день учителей был учреждён ЮНЕСКО в 1994 году. Отмечается 5 октября. В этот день в 1966 году созванная ЮНЕСКО и Международной организацией труда конференция приняла Рекомендацию «О положении учителей» - первый международный документ, определяющий условия труда учителей. Всемирный день учителей входит в систему всемирных и международных дней ООН. Этот день призван привлечь внимание к положению учителей в обществе, их роли в образовании и развитии. Свыше 100 государств отмечают этот праздник.
В нашей республике по инициативе Президента Ислама Каримова День учителей и наставников широко празднуется 1 октября. В этот день особо отмечается важная роль учителей в обеспечении качественного образования на всех уровнях. Вот почему в этот октябрьский день самые искренние поздравления звучат в адрес всех работников дошкольного, школьного и университетского образования.
Процветание каждой страны, ее будущее, дальнейшее благополучие, духовный рост, занятие достойного места среди самых развитых государств мира зависит от широко образованной молодежи, обладающей высоким интеллектуальным потенциалом. Труд и заслуги учителей и наставников лежат в основе гармоничного развития и духовного здоровья молодого поколения Узбекистана. Именно поэтому уважение к учителям и наставникам являются одними из важных традиций нашего народа.
По инициативе руководителя нашей страны в годы независимости работа, направленная на поддержку учителей-педагогов, их всестороннее стимулирование, выведена на уровень государственной политики. Свидетельством тому является принятие в первые годы независимости Национальной программы по подготовке кадров и Закона Республики Узбекистан «Об образовании», которые ознаменовали начало нового этапа развития просветительской системы нашей Родины.
Отказ от старых стереотипов и идеологических подходов в сфере образования, воспитание гармонично развитого и зрелого во всех отношениях, патриотичного молодого поколения, глубоко чувствующего ответственность за судьбу Родины, обладающего непоколебимой верой и убеждениями, активной гражданской позицией, поднятие качества и содержания обучения на абсолютно новый уровень прежде всего возлагают почетную и вместе с тем ответственную задачу на наших учителей-педагогов. Поэтому широкомасштабная последовательная работа, проводимая в сфере образования и воспитания, в первую очередь направлена на строительство современных образовательных учреждений, улучшение их материально-технической базы, создание новых образовательных стандартов и дальнейшее совершенствование на их основе учебных программ, литературы, а также достойную оценку и стимулирование труда учителей, оказание им материальной и моральной поддержки. Проводимая сегодня в Узбекистане большая работа по стимулированию труда учителей-педагогов, являющаяся частью реформ в сфере образования, высоко оценена многими государствами мира и изучается в качестве богатого и передового просветительского опыта, накопленного за годы независимости.
Ярким практическим подтверждением тому является то, что накануне профессионального праздника педагоги, вносящие достойный вклад в воспитание молодежи в духе любви к Родине, уважения наших национальных традиций и ценностей, плодотворно и преданно трудящиеся в системе образования, удостаиваются высоких наград государства.
В нашей стране с каждым годом ширятся ряды учителей-педагогов, удостоившихся почетных званий «Герой Узбекистана», «Народный учитель Республики Узбекистан», «Заслуженный работник народного образования Республики Узбекистан», «Заслуженный наставник молодежи Республики Узбекистан», награжденных орденами и медалями нашей Родины. Их передовой опыт, эффективные методы обучения внедряются во всех образовательных учреждениях нашей страны.
Постановление Президента Ислама Каримова «О мерах по совершенствованию системы оплаты и усилению материального стимулирования труда работников народного образования» от 25 ноября 2005 года имеет важное значение в дальнейшем совершенствовании данной системы, внедрении качественно нового механизма материальной поддержки педагогов, повышении ответственности педагога в процессе воспитания молодого поколения. В соответствии с постановлением внедрен объективный и открытый механизм оплаты труда, усовершенствованы надбавки и дополнительные выплаты. Созданы дополнительные льготы для стимулирования труда учителей. Определены меры по дальнейшему повышению независимости школ, расширены права на участие директоров и педагогических коллективов в работе по объективной оценке и стимулированию труда учителей.
Подобные внимание и забота призывают педагогов еще больше трудиться над собой, стремиться к новым целям, творчески подходить к такому ответственному процессу, как обучение молодого поколения. Эти особенности находят свое воплощение в активном внедрении передовых педагогических технологий в процесс образования, усилении стремления молодежи к получению знаний, высокой успеваемости учащихся. В то же время усиливается интерес юношей и девушек к профессии педагога. Подтверждение тому – занимаемое Ташкентским государственным педагогическим университетом лидирующее место по количеству абитуриентов.
По данным Министерства народного образования Республики Узбекистан, в настоящее время в этой системе трудится более 423 тысяч учителей. Важно то, что почитание труда наставников охватывает, помимо учителей, специалистов всех этапов и сфер системы образования. В частности, в нашей стране созданы достойные условия и возможности для материального стимулирования труда, а также эффективной работы учителей всех школ страны, воспитателей дошкольно-образовательных учреждений, тренеров детско-юношеских спортивных школ, педагогов школ музыки и искусства, руководителей кружков детских центров «Баркамол авлод», педагогов, дефектологов и педагогов-психологов домов милосердия, специальных школ-интернатов.
Благородная работа по стимулированию труда учителей находит свое воплощение и в системе среднего специального, профессионального и высшего образования. Постановление Президента страны «О мерах по усилению материального стимулирования и совершенствованию системы оплаты труда работников средних специальных, профессиональных образовательных учреждений» от 30 июля 2008 года является очередным тому подтверждением.
Важное значение для обеспечения гармоничности и непрерывности между всеми звеньями образования, материального и морального стимулирования педагогов с высоким потенциалом имеет Постановление Президента «О мерах по укреплению материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинальному улучшению качества подготовки высококвалифицированных специалистов» от 20 мая 2011 года.
Все это является практическим воплощением проводимой в нашей стране благородной работы по уважению и стимулированию труда учителей и наставников, дающих образование и воспитание молодому поколению – решающей силе нашей страны.
ИА «Жахон»