Эксгумация в Тшчанке: тайна протокола №13
В редакцию информационно-аналитического портала «НьюсБалт» обратился морской офицер запаса Михаил Пыресин из Калининграда, много лет занимающийся поиском советских воинов в Польше. Речь зашла о варварском разрушении властями города Тшчанка мавзолея на месте братской могилы, где покоятся 56 красноармейцев-танкистов.
«Польские власти и СМИ предоставляют недостоверную информацию якобы о том, что в 1953 году в Тшчанке наши танкисты были перезахоронены, — сообщил капитан первого ранга запаса Пыресин. – Есть документы на польском языке, свидетельствующие, что братская могила, над которой и построили мавзолей, была не тронута».
Пыресин предоставил т.н. протокол № 13, составленный 30 декабря 1953 года в президиуме повятовой народной Рады в Тшчанке. Протокол подводит итог акции эксгумации, осуществленной в период с 19 по 21 апреля 1953 года с территории Пильского повята.
В документе сказано, что во время эксгумационной акции «не были переданы никакие трупы из братской могилы, расположенной на воинском кладбище». И далее:
«По окончании эксгумации на территории повята находятся:
1). на воинских кладбищах — 56 останков.
2). на воинских могилах – прочерк
Воинское кладбище (мавзолей) находится в состоянии, как показано в прилагаемой описи».
«Действительно, в 1953 году в Тшчанке была эксгумация, — прокомментировал Михаил Пыресин. — Но эксгумировали наших солдат из одиночных могил, которые были разбросаны по городу. Их всех перевезли в город Пила (15 километров от Тшчанки. – «НьюсБалт»), где захоронили в братской могиле. Судя по документу, 21 человек перезахоронили в Пиле. Указано, что «для захоронения останков были использованы гробы – 19 штук». Но там совсем другие фамилии солдат, нежели под мавзолеем».
Вывод: братская могила на воинском захоронении (мавзолее), созданном еще в 1945 году, осталась нетронутой. Таким образом, по мнению редакции «НьюсБалт», мэр Тшчанки Кшиштоф Чарнецки обманул своих граждан, утверждая, что мавзолей является лишь «символическим местом» памяти солдат Красной армии, поскольку останки бойцов, дескать, были эксгумированы в далеком 1953 году. Старт подобной лжи дал министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковски, дважды солгавший о памятниках советским воинам, освободившим польский народ от физического истребления коричневой чумы.