Николай Фёдорович Ватутин

Маршал Г. К. Жуков писал в своих «Воспоминаниях» о Н. Ф. Ватутине, что тот был «высокоэрудированным и мужественным военачальником», «отличался исключительным трудолюбием и широтой стратегического мышления», был «прекрасным штабистом, который обладал завидной способностью коротко и ясно излагать свои мысли и к тому же имел на редкость красивый и чёткий почерк», причём «чувство ответственности за порученное дело было у него развито чрезвычайно».

Маршал А. М. Василевский отмечал: «Генерал Ватутин по заслугам снискал себе общее признание и всенародную любовь. Его имя — имя выдающегося мастера вождения войск, пламенного патриота Отечества, коммуниста, любимца солдат, навсегда связано с нашими победами под Сталинградом и Курском, при форсировании Днепра и освобождении Киева, на Правобережной Украине».

Генерал-полковник И. М. Чистяков вспоминал:

С Н. Ф. Ватутиным я был знаком ещё по боям под Москвой, когда командовал 8-й гвардейской Панфиловской стрелковой дивизией. Уже тогда, общаясь с ним, понял, какой большой военной культурой, широтой оперативного кругозора он обладает! Н. Ф. Ватутин умел удивительно просто и ясно излагать обстановку, предвидеть развитие событий и, что ещё более важно, вселять уверенность в успехе задуманного.
И ещё было одно замечательное качество у Николая Фёдоровича. Он умел слушать других, не давить своими знаниями и авторитетом. С ним мы, его подчинённые, чувствовали себя свободно, что, понятно, развязывало инициативу. Даже когда он подсказывал верное решение, то делал это, как и К. К. Рокоссовский, так незаметно и в то же время убедительно, что подчинённый принимал его решение как своё.

Очень были для меня полезны встречи с генералом армии Николаем Фёдоровичем Ватутиным. Николай Фёдорович подробно рассказывал мне о прорыве немецкого фронта на Дону в ноябре 1942 года, о продвижении наших войск от Дона до Северного Донца. Его рассказы были крайне интересны. Он никогда не преуменьшал в своих рассказах силы противника, не переоценивал и наши успехи, с полной беспощадностью вскрывая недостатки, мешающие нашей армии.

Маршал Советского Союза В. И. Чуйков. Гвардейцы Сталинграда идут на запад. — М.: Советская Россия, 1972. — С. 45.
Николай Фёдорович Ватутин имел высокую теоретическую и практическую подготовку в оперативном отношении, которую он приобрёл за время службы в общевойсковых штабах. Очень часто его можно было видеть над оперативной картой, куда непрерывно наносилась обстановка. Впрочем, у него можно было видеть и другую карту, на которую Николай Фёдорович исподволь набрасывал свои замыслы, различные варианты предполагаемых действий. Такова была его методика роботы.
Ватутин был, бесспорно, талантливым полководцем.

Всего было четыре брата Ватутиных. Николай стал генералом армии, командующим фронтами, одним из руководителей Генштаба. А три других брата – Афанасий, Семен и Павел пошли воевать обыкновенными солдатами. Трое из четырех, включая генерала, погибли.

История с братьями выглядит невероятной на фоне сегодняшнего тотального устройства членов семьи исключительно на теплые места. Мог же, наверное, и генерал Ватутин определить родных братьев в тыловые части. Не стал.

17 декабря 2018 г.
Регион: Москва

Другие новости





Архив

Архив
Единый час духовности «Голубь мира»
Наша Общая Победа
ПАРТНЕРСТВО "ШКОЛЫ-ПОБРАТИМЫ"
<
>
Controller: Material.item | _news_item;
Time: 0.692;
DB: 53 за 0.178;
RAM: 13.36 из 128M;
Memcache: не установлен