О ПРЕДАТЕЛЯХ

Из спецсообщения руководителя оперативно-чекистской группы НКВД
по БССР № 07 в НКВД СССР о немецком военном формировании «Русская национальная народная армия» и мероприятиях по ее разложению. январь1943 года

Доношу разведывательные данные о формировании немецким военным командованием на временно оккупированной ими территории Белоруссии «Русской национальной народной армии».
По сообщению нашей разведывательной агентуры, действующей в тылу противника по заданию оперативно-чекистской группы НКВД по БССР, немецкое военное командование в целях усиления борьбы с партизанским движением и укрепления полицейского режима в городах и селах Белоруссии в начале 1942 г. создало новый карательный орган, назвав его «Русская национальная народная армия» (РННА).
Комплектование РННА немецкое командование производит в основном из числа военнопленных и дезертиров РККА.

Во главе РННА немцами поставлен совет из 5 человек, в который вошли прибывшие в Белоруссию белогвардейцы-эмигранты — бывший полковник Санин, Белов, Иванов Иван Игнатьевич (начальник штаба).
РННА разбита на 3 батальона, которым в целях конспирации даны условные названия: 1-му батальону, размещенному в 7-м п. Осинторф (Витебская область), присвоено название «Волга»; 2-му батальону, размещенному в г. Шклове, присвоено название «Москва» и 3-му батальону, размещенному в центральном п. Осинторф, присвоено название «Урал». В состав 3-го батальона входят 7, 8 и 9-я стрелковые роты, минометный взвод, взвод связи и разведывательный взвод.

Численность батальонов «Волга» и «Урал» составляет 850 человек. Солдаты РННА обмундированы в красноармейскую форму: брюки летние и диагоналевые, кители, пилотки. Командный состав носит погоны, на них знаки различия Красной Армии, то есть квадраты, прямоугольники. Кокарды из формы бывшей царской армии, центр кокарды эллипсообразный, красного цвета. В РННА установлен следующий режим и распорядок дня: подъем в 6 часов утра, физзарядка, завтрак, занятия по строевой и специальной подготовке, обед, мертвый час, затем личное время, ужин и отбой. Все занятия проводятся бывшими командирами Красной Армии по принципу устава РККА.

Солдатам РННА выплачивается по 300 рублей в месяц — три раза в месяц по 100 рублей... Продуктовых и промтоварных магазинов на территории РННА нет. Иногда солдатам отпускаются за деньги со складов табак и сигары. Массово-политическая работа среди солдат не проводится. Хождение за пределы лагеря запрещается. За проступки солдат подвергают избиению розгами перед строем.

Получив сведения о том, что среди солдат РННА стало усиливаться недовольство своим командованием, участились разговоры среди отдельных солдат, что они воевать с партизанами не будут и не хотят быть карателями, оперативно-чекистская группа НКВД по Витебской области через своих агентов «Софью» и «Валю» провела агентурную обработку командира роты РННА, бывшего старшего лейтенанта РККА, Максютина на предмет выхода его в советский тыл.
Максютин дал согласие и после проверки настроения своей роты вывел ее в полном составе с оружием в расположение партизанской бригады Бойко — «Бати».

Кроме роты Максютина на сторону партизан перешли подразделения разведроты и целый ряд других групп. Немецкое командование в связи с переходом части подразделений РННА на сторону партизан остальных разоружило, а часть репрессировало и заключило в лагеря.
Кроме того, через агента «Валю» проводилась подготовка перехода на нашу сторону другой большой группы солдат РННА.

С этой целью «Валя» через местного жителя, который занимался самогоноварением, в связи с чем к нему собирался командный состав РННА, познакомилась с лейтенантом РННА Семеновым, которому на одной из встреч заявила, что она партизанка, и предложила ему от имени партизан переходить к ним. Семенов дал согласие, сообщил, что у них в РННА есть много людей, которые готовы бороться с немцами и перейти на сторону партизан, что таких лиц якобы наберется до 500 человек.
Семенову было дано задание: взорвать склад с боеприпасами, перебить руководство РННА и находящихся там немцев, после чего перейти на сторону партизан. Через несколько дней после дачи Семенову этого задания к партизанам прибежал один солдат из РННА, который рассказал, что у них подготавливался взрыв склада и побег 500 солдат и что этим делом якобы руководил капитан (фамилия солдату неизвестна), но немцы каким-то образом раскрыли это дело, капитана и старшего лейтенанта (фамилия также ему неизвестна) расстреляли. Не исключена возможность, что Семенов оказался предателем.

Агентурная работа по разложению солдат РННА и обработка их для перехода на нашу сторону продолжается. Агент «Валя» из разговора с командирами РННА во время их попойки... установила, что в Осинтор-фе создана школа гестапо, которая готовит разведчиков для засылки в тыл СССР В школу набирают местных жителей, а также солдат РННА...
Эти сведения перепроверены через агента «Софью» и перешедшего к партизанам солдата РННА Корнева.

Руководитель оперативно-чекистской группы НКВД по БССР
комиссар государственной безопасности 3-го ранга
Л. Цанава

ЦА ФСБ России

Организаторами «Русской национальной народной армии» (известна по немецким документам также, как «русский батальон специального назначения», «подразделение абвера 203» или соединение «Граукопф») стали берлинский эмигрант радиоинженер С.Н. Иванов и созданная им организационная группа в составе И.К. Сахарова (сын генерала царской армии, белый доброволец в годы гражданской войны в Испании), К.Г. Кромиади (бывший поручик царской армии и полковник Добровольческой Армии),а также В. Ресслера, графа Г.П. Ламсдорфа, графа С. Палена, фафа А. Воронцова-Дашкова, В. Соболевского и, по некоторым данным, И. Юнга.

По решению фельдмаршала фон Клюге, местом дислокации части был определен поселок Осинторф, в 6 км от ст. Осиновка на железнодорожной линии Орша—Смоленск в Белоруссии.
К сформированному штабу, в который вошли С.Н. Иванов (псевдоним «Граукопф»), осуществлявший политическое руководство и связь с немецким командованием, И.К. Сахаров, являвшийся помощником Иванова, и КГ. Кромиади (псевдоним «Санин»), занявший должность коменданта центрального штаба и ответственного за кадры, строевую и хозяйственную часть, была придана команда связи из 20 немецких военнослужащих. Всю работу по формированию курировал через немецкий штаб связи подполковник абвера фон Гетгинг-3еебург.
В марте 1942 г. численность РННА составила около 100—150 человек, к маю увеличилась до 400, а к середине августа достигла 1500 солдат и офицеров, размещенных в учебных лагерях поселка Осинторф — «Москва», «Урал» и «Киев». К этому времени были созданы: штаб соединения, пехотный полк в составе трех батальонов, по 200 человек в каждом (по утверждениям Кромиади, было сформировано не три, а пять батальонов), и ряд других вспомогательных и обеспечивающих подразделений.

На вооружении «армии» имелось 180 ручных и 45 станковых пулеметов, 24 миномета, несколько артиллерийских орудий, 2 бронемашины, винтовки СИ. Мосина и СВТ (самозарядная винтовка ФД Токарева) и небольшое количество автоматов — все вооружение советского производства. Форма одежды была введена также советская, только знаки различия были перенесены с петлиц на погоны.
В июне 1942 г. вместо Геттинг-Зеебурга курировать РННА от германской разведки и контрразведки был назначен подполковник Хотцель. Изменились подходы к определению боевых задач. Основным направлением деятельности стала антипартизанская борьба. Однако карательные акции немцев, от которых в большинстве случаях страдало мирное население, действовали на многих наемников РННА угнетающе. Психологической неустойчивостью соединения воспользовались советские спецслужбы. Ими была развернута широкая кампания по разложению личного состава РННА Так, в результате работы, проведенной проникшими в ее части агентами, за несколько дней (с 6 по 15 августа) на сторону партизан с оружием в руках перешло около 200 солдат и офицеров. После этого случая все офицеры-эмигранты были отстранены от своих постов и высланы в Берлин.
С 1 сентября 1942 г. командование РННА принял бывший полковник Красной Армии В.И. Боярский, а политическое руководство — бывший бригадный комиссар Г.Н. Жиленков.

В конце ноября командование группы армий «Центр» решило изменить структуру РННА, переформировав ее батальоны в соответствии со штатами батальонов вермахта: в каждом—3 стрелковые роты, взводы — разведывательный, саперный, связи, противотанковый (3 пушки калибра 45 мм) и полубатарея (2 орудия калибра 76 мм) — всего 1028 человек. В составе соединения, официально именовавшегося теперь «бригадой Боярского», предполагалось иметь пять стрелковых, штабной и технический батальоны.

К началу декабря 1, 2 и 3-й батальоны (в немецкой номенклатуре — 633, 634 и 635-й восточные) были укомплектованы на 75%, штабной и технический — на 60%, а остальные 2 батальона (636-й и 637-й) — на 15—20%. Общая численность личного состава достигала 4 тыс бойцов.
После ряда неудачных попыток использовать РННА на фронте и участившихся случаев перехода ее военнослужащих к партизанам Жиленков и Боярский были сняты с командных должностей.

Во главе РННА немцами был поставлен бывший майор Красной Армии В.Ф. Рилъ, а само соединение переориентировано исключительно на борьбу с партизанами. Параллельно со штабом РННА был создан немецкий штаб во главе с полковником Каретти, который фактически стал командиром соединения, именовавшегося теперь 700-м восточным полком особого назначения. После ухода к партизанам большой группы солдат и офицеров майор Риль был освобожден от должности и арестован. Немцы расформировали русский штаб соединения, а отдельные батальоны влили в состав других частей. Некоторые из них в 1943 г. были переброшены на западный театр военных действий, во Францию. Многие офицеры РННА позже перешли в услужение предателя Родины A.A. Власова, в том числе С.Н. Иванов, Г.Н. Жиленков, В.И. Боярский, И.К. Сахаров, В.Ф. Риль. К.Г Кромиади и др.

16 января 2018 г.
Регион: Москва

Другие новости





Архив

Архив
Единый час духовности «Голубь мира»
Наша Общая Победа
ПАРТНЕРСТВО "ШКОЛЫ-ПОБРАТИМЫ"
<
>
Controller: Material.item | _news_item;
Time: 0.723;
DB: 53 за 0.203;
RAM: 13.39 из 128M;
Memcache: не установлен