Посягнуть на советскую землю – значит, подписать себе смертный приговор
В канун 75-летия разгрома нацистской Германии и её союзников наша память закономерно уносит к главным вехам на пути к Великой Победе. Одна из таких вех, бесспорно – выход Красной армии, после Курской битвы неумолимо двигавшейся на запад, к линии государственной границы. Произошло это 26 марта 1944 г. в полосе наступления 2-го Украинского фронта Маршала Советского Союза И.С. Конева.
Сначала к довоенной границе СССР с Румынией по реке Прут в районе северо-западнее Калинешта вышли передовые отряды от соединений 27-й армии (командующий генерал-полковник С.Г. Трофименко). На следующий день в районе Лопаткина вышла 40-я армия (генерал-лейтенант Ф. Ф. Жмаченко), а северо-западнее Унгены – соединения 52-й армии (генерал-полковник К.А. Коротеев). Этот успех стал результатом Уманско-Ботошанской наступательной операции, предпринятой советским командованием для освобождения юго-западных областей Украины и части Молдавии.
Несмотря на неблагоприятную погоду и распутицу, начатое 5 марта наступление с первых дней развивалось успешно. Уже на третий день 2-я (генерал-лейтенант танковых войск С.И. Богданов) и 5-я гвардейская (маршал бронетанковых войск П.А. Ротмистров) танковые армии преодолели последний оборонительный рубеж немцев на пути к Южному Бугу и перешли к преследованию спешно отступавшего противника.
11 марта Ставка Верховного Главнокомандования дала фронту следующие указания: «... преследуя отходящего противника, не дать ему возможности организовать оборону на р. Южный Буг и овладеть рубежом Мурованные Куриловцы, Могилёв-Подольский, р. Днестр, захватив на р. Днестр переправы. Главную группировку фронта вывести в район Могилёв-Подольский, Ямполь. Одновременно левым крылом фронта наступать в направлении Новоукраинка, Первомайск, Рыбница. В дальнейшем наступать с целью овладеть районом Бельцы, Кишинёв и выйти на р. Прут – на нашу государственную границу».
Советские войска передовыми отрядами вышли к Южному Бугу и с ходу на 100-километровом фронте форсировали его. Для поддержания высоких темпов наступления маршал Конев ввел в сражение 6-ю танковую армию генерал-лейтенанта танковых войск А.Г. Кравченко. Благодаря этому уже 17 марта передовые части захватили плацдарм на правом берегу Днестра южнее Могилёва-Подольского.
Наступавшие именно отсюда 27-я и 52-я армии совместно с соединениями 2-й и 6-й танковых армий 26 марта на 85-километровом фронте севернее Ясс вышли на государственную границу СССР. Через день, форсировав Прут, советские войска перенесли боевые действия на территорию Румынии.
Это было воистину историческое событие. «Гитлер пытался подошвами немецких солдатских сапог стереть черту государственной границы СССР, – писали «Известия» 28 марта 1944 г. – Но советский народ поклялся истребить всех немецких оккупантов, пробравшихся на нашу Родину для ее порабощения… Близок день, когда на всём своём протяжении границы могучего Советского государства вновь станут незыблемыми. На долгие времена запомнят наши враги, что посягнуть на советскую землю – значит подписать себе смертный приговор!!!»
Выход Красной армии к госгранице был отмечен особым приказом Верховного главнокомандующего. Москва салютовала бойцам и командирам 2-го Украинского фронта 24 залпами из 324 орудий. Войска, отличившиеся в боях при форсировании Днестра и выходе на государственную границу, получили наименование «Днестровский» и «Прутский».
Примечательный факт: освобожденный участок государственной границы по Пруту взял под охрану 24-й пограничный полк, которым командовал подполковник Г. Капустин. Подразделения именно этого полка и именно здесь приняли в июне 1941 г. первый бой с захватчиками.
Командующий 2-м Украинским фронтом Маршал Советского Союза И.С. Конев и начальник штаба фронта генерал-полковник М.В. Захаров
Теперь, в 1944 г., у румын спеси заметно поубавилось. И.С. Конев приводит в воспоминаниях любопытный случай. Офицер 52-й армии капитан А. Жариков, опередив на «студебеккере» с боеприпасами подходящие к Пруту передовые части, ночью подъехал к реке, когда отчаливал последний паром с отступающими румынскими солдатами. В темноте капитан принял румын за своих. Он приказал погрузить на паром машину и с несколькими солдатами стал переправляться на противоположный берег. Румын было около 40 человек. Узнав о своей ошибке и быстро оценив обстановку, капитан обратился к вражеским солдатам:
– Молдаване есть среди вас?
Нашлись три солдата из Молдавии.
– Вы должны помочь мне сгрузить боеприпасы и пригнать обратно паром. Всем румынам передайте, что я отпускаю их по домам, если они не хотят попасть в плен... Оружие сложить на пароме.
«Нужно сказать, – добавляет маршал, – что во многих случаях наши воины в тот период уже не брали румынских солдат в плен, а, отобрав оружие, отпускали домой».
С выходом Красной армии на границу с Румынией начинался новый этап Великой Отечественной войны – её освободительный поход в Европу. В связи с этим 2 апреля 1944 г. Наркомат иностранных дел СССР опубликовал заявление, в котором говорилось: «Советское правительство доводит до сведения, что наступающие части Красной армии, преследуя германские армии и союзные с ними румынские войска, перешли на нескольких участках реку Прут и вступили на румынскую территорию. Верховным Главнокомандованием Красной армии дан приказ советским наступающим частям преследовать врага вплоть до его разгрома и капитуляции.
Вместе с тем Советское правительство заявляет, что оно не преследует цели приобретения какой-либо части румынской территории или изменения существующего общественного строя Румынии и что вступление советских войск в пределы Румынии диктуется исключительно военной необходимостью и продолжающимся сопротивлением войск противника».
Уманско-Ботошанская операция, в ходе которой произошло описываемое событие, привела к освобождению значительной части территории Украины и Молдавии. Она стала важной составной частью всей зимне-весенней кампании 1944 г., которую военные историки с полным основанием считают одной из наиболее крупных наступательных кампаний Великой Отечественной войны. В течение января – мая войска Красной армии разгромили около 175 дивизий противника (более 1 млн солдат и офицеров), возвратили Родине важные экономические районы Ленинградской области, Украины, Крыма. От оккупации было освобождено около 330 тыс. кв. км советской территории, на которой до войны проживало около 19 млн человек.
До конца 1944 г. государственная граница была восстановлена с Норвегией, Финляндией, Польшей и Чехословакией, а также в акваториях Белого, Балтийского и Черного морей. Лишь на небольшом участке территории Латвийской ССР оставалась блокированной прижатая к морю курляндская группировка врага.