Война с мёртвыми. Почему Польша сносит памятники советским воинам?
...Солнце палит так, что даже трава пожелтела. Тишина, слышно только птиц. На кладбище неподалёку от аэропорта Варшавы, куда не кинь взгляд, видны одинаковые столбики могил с полустёртыми красными звёздами. «Лев Крупников, 15 января 1945», «Виктор Кравченко, 4 октября 1944», «Иван Киселёв, 14 сентября 1944» — все фамилии написаны по-польски, на латинице. Здесь лежит 21 468 советских солдат, погибших при освобождении столицы Польши во время Варшавско-Познанской операции. Ни одного человека вокруг. Ни единого (!) венка не лежит у скульптур, изображающих раненых в бою красноармейцев...С грустью вспоминается тот же Трептов-парк в Берлине: там подножие каменной фигуры нашего солдата с девочкой на руках утопает среди цветов. Впрочем, есть вероятность, что и самих скульптур в Варшаве скоро не будет. Институт национальной памяти Польши ещё весной выступил с предложением: снести 500 (!) памятников советским воинам, погибшим за освобождение страны от нацистов.
...- Это полностью идиотская мысль, — не стесняется в выраженияхглавный редактор портала Strajk Мачей Вишневский. — В 1939-1944 годах немецкие оккупанты уничтожили 6 миллионов поляков: не приди на помощь Советский Союз, мы через двадцать лет попросту исчезли бы как нация. Однако, я хочу вас заверить: происходящая в Польше вакханалия вокруг памятников павшим — извращённые игры сугубо политиков и правительства, а не обычных людей. В апреле 90 (!) процентов жителей польского города Жешув выступили категорически против демонтажа мемориала солдатам Красной Армии: власти были вынуждены учесть их позицию. Отныне памятники русским начали снимать втихую, не устраивая опросов среди граждан. Такая вот у нас замечательная демократия, что мнение народа Польши чиновников не интересует.
Залитые красным
.... В Институте национальной памяти в Варшаве наотрез отказались от комментариев для «АиФ» — «у нас сейчас идёт смена руководства, мы не знаем, что говорить». Ряд польских политиков также увильнули от интервью, сославшись на занятость. Лишь известный антироссийской направленностью депутат сейма Андржей Розенек заявил прямо — «Снос памятников — глупость, даже не стоит обсуждения!».
Удивительно: желающих сражаться с мёртвыми среди польских чиновников хоть отбавляй, но обосновать своё мнение, привести аргументы они боятся. На площади у Виленского вокзала в Варшаве, где раньше стоял монумент советско-польской дружбе, отныне находится стеклянная будка — новый вход в метро. Жители района не соглашались с демонтажом — власти соврали им, что мемориал уберут временно, на «реконструкцию». Сняли с помощью крана, раскололи постамент — а на место в результате так и не вернули. Ходят слухи, что следующим кандидатом на снос станет памятник советским солдатам в Скаришевском парке. Еду туда. У монумента прогуливаются парочки, играют дети — при ближайшем рассмотрении на силуэте воина с автоматом видны следы очистки: его неоднократно обливали красной краской. «Я не понимаю, зачем рушить памятники?» — горячится Малгожата Каминская, молодая мать с коляской. — У чиновников денег так много? Мне скульптура не мешает».
Издёвки над могилами
...За время командировки я общался с десятками самых разных людей в Польше. Подавляющее большинство (и я это подчёркиваю) против сноса памятников. Но хватало и тех, кто пытался подобную политику оправдать. Беседы шли в одном стиле. «У вас нет монументов полякам, а они воевали с вами против Гитлера». «Скажите мне, какой город освободили в СССР поляки? Я подниму вопрос в прессе, чтобы поставили памятник». Молчание. «Сталин и Гитлер в 1939 году разделили Польшу, поэтому мы не хотим оставлять мемориалы русским». «Тогда верните ФРГ Силезию и Пруссию, переданные Польше Советским Союзом — в знак того, что вы отказываетесь от наследия Сталина». Молчание. «Русские для нас такие же оккупанты, как и немцы». «Третий рейх уничтожил и разделил польское государство: при СССР земли вашей страны увеличились почти вдвое, и никто не стремился истребить польский народ». Молчание. С мёртвыми советскими воинами весьма удобно бороться. Совершенно безопасно, модно, и главное — прослывёшь патриотом. Пусть такого мнения придерживаются не все поляки, ситуацию это, увы, не меняет. Никто не выйдет с акциями протеста на защиту могил наших солдат.
..Я кладу цветы к памятнику на кладбище советских воинов. Мой прадед тоже лежит в польской земле — на севере, ближе к российской границе. Он ушёл фронт добровольцем: мстить за пропавшего без вести на Курской дуге сына, и был убит под Кенигсбергом. Прадед не был политруком или коммунистом. И не желал поработить поляков, как утверждает нынешняя пропаганда — он просто воевал за свою Родину. Правительство Польши сейчас упражняется в плевках на могилы красноармейцев, и в связи с этим я хочу спросить у читателей «АиФ» одно — может, хватит нам уже унижаться? Почему бы всей страной не собрать денег, и не перевезти из Польши в Россию памятники погибшим воинам? «Я против такой идеи, — говорит профессор Моника Платек. — Эти монументы не ваши, они наши...». Всё так, пани Платек. Но мы устали ждать, пока польские политики перестанут издеваться над мёртвыми.