Абхазо-казачьи взаимоотношения

История зарождения взаимоотношений

История абхазо-казачьих связей насчитывает не одно столетие. 
Началом взаимоотношений абхазов и казаков считается XVII столетие. Время, когда абхазы принимают участие в знаменитых морских походах Донских и Запорожских казаков на малоазийское побережье Турции. 

Считая лучшей защитой - нападение, казаки предпочитали наступательные боевые действия и нападали не только на Крым и ближайшие владения Турции, но и переплывая Черное море, атаковали турецкие владения южного Причерноморья. Синоп "опровергали до фундамента", "самому Царю-городу (Константинополю) давали пороху нюхати". Достигали они Бесарабии, и Египта ("Белой Арапии"). 
Завоевав в 1453 году Константинополь, турки включили Черноморское побережье Кавказа в сферу своих интересов. В 1555 году Османская Турция и Сефевидский Иран подписали между собой договор, по которому Порте достались "Имерети, Одиши с Абхазией, Гурия и страна лазов". Однако их еще предстояло завоевать. В первой половине 17-го века турки, не сумев захватить Абхазию с суши, блокировали ее с моря. Правителям Абхазии пришлось пойти на выплату дани. В 30-х годах 17-го века донские и запорожские казаки, совершая вторжения на турецкое побережье, останавливались в некоторых пунктах Абхазии. Итальянский путешественник Иоанн Лукка оставил свидетельство об одном интересном факте. Когда он в 1629 г. посетил Пицунду, то в здешнем храме он увидал большую чашу, наполненную золотыми и серебреными монетами. На его вопрос о происхождении этих денег местный священник ответил, что они были пожертвованы Пицундскому храму донскими и запорожскими казаками в виде благодарности за благополучное возвращение из турецкого похода. Причем священник добавил, что казаки поступали так всякий раз, когда возвращались на родину. 
З.В.Анчабадзе полагал, что по прибытии в Абхазию (в Пицунду) казаки считали свои походы благополучно завершенными, что свидетельствует о дружелюбном отношении к ним абхазов. Очевидно, абхазы не просто гостеприимно встречали отважных мореплавателей, но и сами принимали активное участие в казачьих морских рейдах. В преданиях донских казаков сохранились сведения о совместных походах казаков против турецких "басурман" с "абхазскими христианами". За такую поддержку турки неоднократно вторгались в Абхазию. Так, в мае 1634 г. османы высадили большой военно-морской десант в районе Кодорского мыса и подвергли опустошению прилегающий район, разграбив, в частности, Драндский монастырь.

Возникает вопрос: в чем причина такого боевого взаимодействия казаков и абхазов, помимо наличия общего врага - Турецкой империи? Можно выделить две основные причины: 1) давние традиции мореходства в Абхазии и 2) сходство воинских культур двух народов, в том числе и в таком специфическом вопросе, как отношение к смерти.
1) С древнейших времен, море играло большое значение в жизни населения Абхазии. Эта тема даже стала предметом исследования ученых. Так в 1959 году появилась работа Г.А.Дзидзария "Из истории мореходства в Абхазии". В 1959 и 1984гг. вышли работы Ш.Д.Инал-ипа "Рыболовство и мореходство у абхазов" и О.П.Дзидзария "Морская лексика в абхазском языке".
2) Начальник Военно-Исторического Отдела полковник российской армии Семен Эсадзе в 1914 году так писал об адыгских народах: "С течением времени мирная жизнь их нарушалась военными тревогами, и они вместе с непреоборимым стремлением к независимости развили в себе необыкновенную воинственность и стали грозою своих соседей… Умение владеть оружием стало главной обязанностью черкеса… Не смерти, но бесславной жизни боялся черкес и смело шел на врага" . Современные абхазские исследователи также рассматривают традиционную культуру народа.
"Смерть наездника в бою - плач в его дому, а потеря оружия - плач в целом народе", гласит народная черкесская пословица. Кавказоведы отмечают, что в данном регионе, в абхазо-адыгском обществе, война имела характер промысла (институт набега, в том числе и морские, набеги). 
"Как известно, традиционная абхазская, как и в целом кавказская, культура определяется, прежде всего, как культура воинская, то есть в значительной степени коллективистская. Поэтому для абхазов всегда были чрезвычайно значимыми ценности национальной (коллективной) свободы и независимости, сохраняющие свое объединяющее значение и сейчас". 
При сравнении вышеперечисленных оценок традиционной абхазо-адыгской воинской культуры, с воинской казачьей, наблюдается много общего. Так, у казаков мальчиков впервые сажали на коня и подрезали волосы после появления первого зуба. Только после посвящения в воины мальчика могли называть казаком. Самой большой радостью для казаков-мальчиков и юношей - в праздничные, да и в обычные дни были военные забавы. Юные воины соревновались в стрельбе из ружей и луков, устраивали учебные сражения. Описывая внутренние качества запорожских казаков, исследователи отмечали смесь добродетелей и пороков, свойственную людям, считающим войну главным делом своей жизни. Жестокость и беспощадность в отношении к своим врагам, верная дружба к соратникам по боевому ремеслу, глубокое уважение к старым и заслуженным воинам и вообще ко всем "военным ступеням", простота и умеренность во всем . 
Традиционные, абхазскую и казачью культуру, роднит и отношение к смерти.
Похоронно-поминальные обряды и связанные с ними обычаи занимают особое место в традиционной культуре абхазов. Пожил ли человек в этой жизни или его жизнь оборвалась до срока - от этого зависит восприятие смерти. Одна из подгрупп, которой представляет элемент культуры военно-демократического общества. В этой подгруппе совершение героем определенных поступков объясняется тем, что настоящий герой не должен дожить до глубокой старости, а должен погибнуть в расцвете сил, на высшей точке взлета своей славы. 
"Война для казака была столь же необходима, как птице крылья, как рыбе вода… Он заботился не только о том, чтобы спасти себе жизнь, сколько о том, чтобы умереть в бою, как умирают истинные рыцари на войне…". Вот какими словами призывали запорожские казаки желающих принять участие в походе: "Кто хочет за христианскую веру быть посаженным на кол, кто хочет быть четвертован, колесован, кто готов претерпеть всякие муки за святой крест, кто не боится смерти - приставай к нам! Не надо бояться смерти: от нее не убережешься. Такова казацкая жизнь!" 

 

Распад СССР, грузино-абхазский конфликт и отношение к противостоянию славянского населения республики

Распад СССР вызвал возникновение общественно-политических объединений и организаций. В процессе выхода из состава Союза власти Грузии открыто выступали с призывами к ликвидации автономии Абхазии. Односторонние действия грузинского руководства с 1989 по 1991 год привели к разрыву государственно-правовых отношений между Грузией и Абхазией. В этих условиях абхазское политическое объединение - Народный Форум Абхазии "Аидгылара" ("Единение") проводит серию мероприятий, в том числе дипломатического характера, для консолидации всех демократических сил общества с целью решать все проблемы мирным, парламентским путем. Появляется дефиниция "Народ Абхазии". При рассмотрении политических платформ общественных организаций республики в тот период, можно условно провести достаточно четкую разграничительную линию между политическими программами "Абхазского Сопротивления" ("Аидгылара", "Славянский Дом", "Крунк" и др.) и программами радикальных грузинских объединений, выступающих с ультранационалистическими и фашистскими лозунгами. Что явилось одной из причин эскалации межэтнической и политической напряженности между Грузией и Абхазией и непосредственно повлияло на перерастание грузино-абхазского конфликта в грузино-абхазскую войну 1992-1993 гг. Основные направления внешне- и внутриполитической деятельности "Аидгылара" представляется продолжением многовекторной политики Абхазии в предшествовавшие периоды. В этой связи происходило взаимное влияние "Аидгылара" и общественно-политических объединений Северного Кавказа и казачьего движения Юга России. Причем негрузинские общественно-политические объединения в Абхазии, сплотившиеся вокруг НФА "Аидгылара", выступали за сохранения Союза на обновленной основе. Отношение абхазов к сохранению обновленного Союза, на первый взгляд может показаться парадоксальным. Народ с оружием в руках, противостоящий Российской империи во время Кавказской войны, через каждые десять лет в советский период, выступающий за изменение условий своего существования, высказывается за сохранение единого государства? Именно такой поверхностный взгляд позволил определенной части изучающих грузино-абхазские взаимоотношения причислять абхазов к сторонникам коммунистической идеологии. Абсурдность данного утверждения в комментариях не нуждается. 

По моему мнению, одна из причин вышеизложенного, заключается в следующем. Не смотря на кровопролитную войну в XIX столетии, русские власти никогда не говорили о том, что Кавказ и Абхазия в частности "издревле" им принадлежали. Наоборот, подчеркивалось завоевательный характер российской политики на Кавказе, что нашло свое характерное отражение в работах официальных историографов Российской империи, например: "История войны и владычества русских на Кавказе" Н.Ф.Дубровина и др. Добившись вооруженным путем "умиротворения" края, русские власти приложили немало усилий по обустройству региона на общеимперский манер. Со стороны картвельских народов, по мнению абхазских ученых, с конца XIX века проводилась политика ассимиляции абхазов, позже, при Сталине и Берия, ставшая государственной. 
Причины, вызвавшие необходимость для негрузинских национальных общин Абхазии поддержать абхазское национальное движение, известный абхазский ученый и политик Ю. Воронов определял так. "Существование русской диаспоры в предвоенные десятилетия характеризовалось ее постепенным вытеснением с земли и из административно-интеллектуальной сферы труда. Эти тенденции усилились в 60х - 80х годах, когда русское население Абхазии сократилось более чем на 12 тыс. человек, и особенно после июльских событий 1989 года, когда в Грузии все большее значение стала приобретать своеобразная смесь антисоветизма с русофобией. В условиях нарастания предвестников будущей войны перед русскими, как и перед представителями других национальных общин Абхазии, встала необходимость консолидации и создания каких-то защитных структур". 

Первым объединением стало "Сухумское общество интернационалистов". Далее интересы большей части русской общины Абхазии стал выражать "Славянский дом", под крышей которого образовались культурные организации поляков, украинцев, болгар и др. Возродился Русский драматический театр, в помещении которого в декабре 1991 г. прошло учредительное собрание землячества казаков, проживающих в Абхазии. В зале присутствовали представители абхазских и грузинских общественно - политических объединений. Главная цель была определена как возрождение самосознания, укрепление мира и стабильности в регионе. Также в уставе говорилось, что землячество - общественно-патриотическое объединение, связанное с Кубанской Казачьей Радой, но, действуя на территории Абхазии, подчиняется законодательным актам республики. В дальнейшем представители грузинского радикальных организаций, по-видимому не принимая всерьез возрождение казачества, предложили казакам войти составной частью в местный филиал грузинского вооруженного формирования "Мхедриони". Ранее началось восстановление абхазо-казачьих взаимоотношений. Из интервью с Вице-спикером Народного Собрания - Парламента Республики Абхазия Озган К.К.: "Еще будучи председателем райисполкома, в Гудауте в конце 80-х гг., я уже имел тесные контакты с Казачеством Юга России. В частности с казачеством Кубани, Дона и Ставрополя. В 1989 году, я с одним очень высокопоставленным генералом летел в Ростов на встречу с атаманом Всевеликого Войска Донского. Атаманом был сын Михаила Шолохова. По нашей просьбе он пригласил атаманов казачества из всех республик Северного Кавказа. Там были представители из Дагестана, Чечни, Осетии, Кабардино-Балкарии, Адыгеи, Ингушетии. У нас была очень серьезная беседа. Они очень внимательно отнеслись к моему приезду. Это было началом движения казачества. Мы тогда согласились, что казачество Юга России и народы Северного Кавказа - это два народа, которые не прочь столкнуть друг с другом многие политики, действующие в России и, на примерах истории мы знаем об этом. Я им сказал, что нам надо все сделать, чтобы не допустить столкновения казачества Юга России и народов Северного Кавказа. То есть, чтобы между нами были нормальные взаимоотношения. Вот это было началом нашей с ними совместной деятельности. После этого у меня пошли очень хорошие деловые контакты с атаманами казачества Кубани, с атаманом Всевеликого Войска Донского и с атаманом "Союза казаков Ставрополя". Это были ведущие атаманы Юга России. И мы начали работать с ними в очень тесном контакте". В дальнейшем связи будут укрепляться, что сыграет большую роль во время грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. 

 

Грузино-абхазская война 1992-1993 гг. Укрепление связей. Братство по оружию.

Вторжение войск Госсовета Грузии в Абхазию послужило основной причиной сближения позиций Конфедерации горских народов Кавказа и казачества Юга России. 24 августа 1992 года "Большой объединенный круг казаков" "Всевеликого Войска Донского" направил Б.Ельцину, Э.Шеварднадзе и Верховному Совету Российской Федерации обращение по поводу войны в Абхазии, содержащее предупреждение: "Ставим вас в известность, что в случае продолжения подобного варварства в отношении славянского населения, в том числе и казаков, казачество не останется сторонним наблюдателем и примет самые решительные меры по его защите". "Поддержка конфедератов, казаков Юга России, которые на протяжении войны составляли около 10% всей живой силы Абхазской армии, имела огромное не только моральное, но и военно-политическое значение".

Поддержка воюющей Абхазии со стороны КНК, казачества Юга России стала возможной во многом благодаря успешным дипломатическим акциям эмиссаров "Аидгылара", депутатов Верховного Совета, активно возрождавшим перед грузинской агрессией исторические связи Абхазии с сопредельными территориями. Во время войны продолжалась активная внешнеполитическая деятельность абхазской дипломатии, Одним из направлений которой стало дальнейшее укрепление абхазо-казачьих взаимоотношений. "Во время войны, будучи Председателем Комитета по социально-экономическому развитию Верховного Совета Абхазии и как активный участник КНК, я по своей инициативе начал заниматься казачеством Юга России. И так получилось, что во время войны атаманами казаков Кубани, Дона и Ставрополя были хорошо знакомые мне люди, с которыми я имел очень теплые взаимоотношения. У меня зародилась идея организовать встречу атаманов Юга России с руководством КНК и заключить договор. Договор должен был содержать положения о том, что казаки и горцы - два близких и братских народа, а также, что, несмотря на политическую ситуацию и в России и в Абхазии и на Северном Кавказе, мы не допустим столкновений между нами. Первую встречу, мы провели в Пицунде. Присутствовали руководство КНК Шанибов, Сосланбеков, члены парламента КНК и атаманы Всевеликого Войска Донского. Атаман и начальник штаба. Это было весной 1993 года, после мартовского наступления. На этой встрече присутствовал Председатель Верховного Совета Абхазии Ардзинба В.Г. Я объяснил ему всю нашу затею. Потом он внимательно следил за нашей работой. Целый день он с нами принимал участие в работе. И вот там мы приняли решение созвать встречу всех атаманов казачества Юга России и КНК в Ставрополе. Там же мне поручили возглавить Орготдел по подготовке будущей встречи. Мы в Ставрополе в апреле 1993 года такую встречу провели. Присутствовали атаманы Кубани, Дона, Ставрополя, из всех республик Северного Кавказа. От КНК были Шанибов, Сосланбеков, я и некоторые члены Парламента КНК. Мы с утра до вечера вели спор, нужно или нет заключать договор между КНК и казачеством Юга России. Содержание договора - о дружбе, сотрудничестве, взаимопонимании и т.д. Это два братских народа, которые не должны допустить между собой кровопролития. Не дать себя спровоцировать, столкнуть эти два народа. Это было очень важно. Во-первых шла война в Абхазии, накалялась обстановка в Чечне, очень неспокойно было в Кабарде, в Карачаево-Черкесии, в Адыгее, в Краснодаре, Ставрополе и в Ростове. Мы подписали документ, в котором говорилось, что казачество Юга России и народы Северного Кавказа - это братские народы, что они никогда не допустят кровопролития между собой. Там же мы приняли обращение к Ельцину, Шеварднадзе, Хасбулатову и в Думу, чтобы прекратить войну в Абхазии и решать вопросы мирным политическим путем. Вот это я считаю большим достижением. И там же был создан Оргкомитет. Мне поручено было возглавить этот оргкомитет для созыва съезда народов Северного Кавказа и казачества Юга России. Для того, чтобы этот съезд созвать, я полгода занимался. Мы после этого в Пятигорске встречались, в Нальчике, в Майкопе. Но мне не хватило времени. Бал такой момент. Когда мы составляли договор, они сказали, почему называется КГНК? Мы нашли очень легкое решение. Я говорю, вам не нравится слово "горских"? Убираем. Все мы кавказцы! 

Здесь очень много во время войны воевало казаков. Вообще по количеству, после северокавказцев, самыми представительными добровольцами были казаки. Они очень отчаянно, с большим достоинством воевали. Я официально заявляю, что ни один из них, ни одну копейку от власти Абхазии, ни от кого не получил. Они были не наемниками, а настоящими добровольцами, которые из Кубани, Ставрополя, Ростова, из Сибири, Москвы приезжали, воевали здесь и многие погибли. Они наравне с добровольцами из Северного Кавказа воевали здесь.

А.Студеникин: Представители властей Грузии делали попытки привлечь казаков на свою сторону?
По моим стопам постоянно следовали представители Шеварднадзе. Но у них ничего не получилось. После меня приезжали к казакам. Те им говорили, что казаки не враги грузинского народа, но вы не правы. Вас четыре миллиона, а их - сто тысяч. Этот Шеварднадзе, который себя считает большим политиком и личностью в мировом масштабе, не смог так сделать, чтобы казаки перешли на его сторону, хотя бы отошли от Абхазии" . 

 

Послевоенный период.

После окончания кровопролитной и разрушительной грузино-абхазской войны, в Победу в которой казаки-добровольцы внесли свой вклад, надеждам жителям Абхазии и Юга России на то, что взаимные отношения выйдут на новый уровень и будут определяться взаимовыгодными экономическими и культурными связями, не суждено было сбыться. Правительство Б.Ельцина, под воздействием грузинского руководства, объявило против Республики Абхазия тяжелейшую блокаду, присоединившись к международным санкциям. Что не отвечало не только интересам Абхазии, но и Российской Федерации. После окончания широкомасштабных боевых действий и начала переговорного процесса между грузинской и абхазской сторонами под эгидой ООН, при содействии России, Грузия неоднократно предпринимала попытки вооруженным путем дестабилизировать ситуацию в Абхазии, повлиять на ее позицию, на переговорах. Во время таких попыток, казаки Юга России, совместно с представителями Северокавказских республик РФ, выражали готовность, в случае необходимости, вновь оказать помощь, в том числе военную, Народу Абхазии. 

4 октября 2001 года началось вторжение грузинских и чеченских боевиков с верхней части Кодорского ущелья в Абхазию. 9 октября Глава МИД Абхазии С. Шамба сказал, в интервью грузинскому информагентству Прайм-Ньюс, что Абхазия не нуждается на данном этапе в военной помощи России. Абхазская армия в силах оказать сопротивление противнику. "Абхазии предложили военную помощь Конфедерация северокавказских народов и казаки, которые во время боевых действий 1992-1993 годов сражались на стороне абхазов" . 9.04.2002 г. в МИД Республики Абхазия состоялась встреча министра иностранных дел Республики Абхазия Шамба С.М. с делегацией Терского Казачьего войска. Казаки подчеркнули, что в случае "дальнейшего осложнения ситуации, Абхазии со стороны казачества Юга России, народов Северного Кавказа будет оказана любая помощь, в том числе и военная". Министр отметил тесную связь между Абхазией и народами Юга России. Приезд терских казаков в Абхазию был вызван появлением в апреле 2002 в Грузии американских военспецов, принявшихся обучать грузинскую армию по стандартам НАТО, и, как следствие, новой волны угроз со стороны грузинского руководства по отношению к Абхазии. 
Не всегда взаимоотношения между абхазами и казаками складывались гладко. Трагический момент датируется 1866 годом, когда на Лыхнаште - историческом месте народного собрания абхазов - представители царской администрации в Абхазии Коньяр, Черепов и Измайлов, не разобравшись в реалиях местной жизни, в грубой форме объявили об отмене не существующего в Абхазии крепостного права. Что привело к народному восстанию. Тогда вместе с чиновниками погиб и конвой, состоявший из более чем 60-ти казаков. В свое время на этом месте была построена часовня на пожертвования верующих, посвященная памяти погибших во время восстания 1866 года казаков. В 2003 году часовня была восстановлена по инициативе общественно-политического движения Абхазии "Ахьаца". По мнению инициаторов проекта, восстановленная с помощью строителей из Ростова часовня должна стать не только местом памяти, но и символом примирения и исторической общности судеб двух народов. На месте памятника казакам, сражавшимся против абхазов, практически заново воздвигнута часовня в память о казаках и славянах, сражавшихся и погибших за свободу и независимость Абхазии в грузино-абхазской войне 1992-1993 гг. 
Новые грузинские власти по прежнему периодически делают угрожающие заявления, что стало частью политики официального Тбилиси по отношению к Абхазии. В преддверии национального грузинского праздника - 26 мая - прозвучали очередные угрозы. Приезд почти тысячи казаков Кубанского казачьего войска можно расценивать как значительное политическое событие. На площади Победы в центре Сухума, были построены казачьи сотни и подразделения вооруженных сил абхазской армии. Состоялась церемония передачи Знамени и грамоты атаману Сухумского особого казачьего отдела Черноморского округа Кубанского Казачьего Войска Олегу Петрову. Знамя казакам Абхазии вручал руководитель департамента по делам казачества, военным вопросам и воспитанию допризывной молодежи Администрации Краснодарского края Владимир Громов. Для участия в торжествах в Абхазию прибыл губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, председатель Законодательного собрания Владимир Бекетов, зам. главы краевой администрации Мурат Ахеджак. 
На церемонии вручения Знамени присутствовали вице-президент Валерий Аршба, спикер парламента Нугзар Ашуба, министр обороны Вячеслав Эшба, председатель Службы Государственной Безопасности Гиви Агрба, депутаты парламента, члены правительства, представители общественности. 
Вице-президент Валерий Аршба назвал историческим событием приезд делегации Краснодарского Края для вручения Знамени и Грамоты атаману Сухумского особого отдела Черноморского казачьего округа Кубанского Казачьего войска и подписания Договора о дружбе и сотрудничестве между ветеранскими организациями края и Республики Абхазия. Официальную делегацию Краснодарского края возглавлял губернатор Александр Ткачев. 
"Приезд наших братьев-кубанцев - это радостное и вместе с тем вполне закономерное событие, так как известно, что Абхазия и Кубань на протяжении долгого исторического периода жили бок о бок, помогая друг другу в тяжелые времена и вместе деля радость", - приветствовал вице-президент кубанских казаков. Аршба напомнил о "героическом подвиге, проявленном кубанскими казаками вместе с другими добровольцами в период Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг". "Многие казаки отдали свои жизни за свободу Абхазии. Память о них будет вечно хранить абхазский народ", - сказал Аршба.
Вице-президент назвал "символом нерушимой дружбы и единения, защиты интересов Абхазии и Великой России", знамя, врученное кубанскими казаками абхазским. "Уверен, мы достигнем цели, к который столетиями стремился наш народ. Абхазия станет свободной и процветающей страной", - подчеркнул Аршба. Указом президента Ардзинба В.Г. атаман кубанского казачьего войска Владимир Громов награжден орденом "Ахьдз Апша" ("Честь и Слава") третьей степени за большой личный вклад в укрепление дружбы между народами Абхазии и России. 
"Сегодня восстановлены прерванные исторические связи. Это произошло при поддержке населения Абхазии и Краснодарского края и это добрый знак", - сказал губернатор Краснодарского Края Российской Федерации Александр Ткачев, присутствовавший на церемонии вручения Знамени и Грамоты атаману Сухумского особого отдела Черноморского казачьего округа Кубанского Казачьего войска в Сухуме, на площади Свободы. 
"Сегодня делается все, чтобы мы могли свободно общаться. Восстановлено железнодорожное сообщение, восстановлен мост через р. Псоу, развиваются экономические отношения и культурные связи", - сказал Ткачев. 
По словам губернатора, "такая народная дипломатия противостоит силам, которые накануне дня независимости Грузии заинтересованы в дестабилизации обстановки в Абхазии". "На Кубани не понаслышке знают об агрессивной политике Тбилиси. Сегодня очень важно дать понять всем, что военный путь не неприемлем для решения каких-либо конфликтов", - подчеркнул губернатор. 
"Этот знаменательный акт является проявлением нашего братства, единства и сплоченности. Наши казаки геройски проявили себя во время войны в Абхазии в 1992-93 гг. Некоторые из них сложили головы за Свободу и Независимость Абхазии", - сказал Атаман Кубанского Казачьего войска Владимир Громов, прибывший в Абхазию для вручения Знамени и Грамоты казакам Абхазии. Громов поблагодарил руководство Республики Абхазия за приглашение и предоставленную возможность "продемонстрировать в Сухуме единство и сплоченность, стремление быть рядом друг с другом и в радости и в беде". 
Громов назвал сегодняшнее событие "не только торжественным, но и ответственным". "Где бы ни жил кубанский казак, если он осознает себя казаком, он должен быть в рядах Кубанского Казачьего войска. Я уверен, что единство, проявленное здесь, проявится и тогда в полной мере, когда казаки Абхазии будут нуждаться в нашей братской помощи и поддержке", - подчеркнул атаман Громов. 

"Сегодня произошло событие, которое имеет огромное политическое и общественное значение. Сделан еще один шаг на пути к спокойной и мирной жизни в Абхазии и всего Северного Кавказа. Население Кубани и Абхазии стремится к единению", - сказал губернатор Краснодарского Края Александр Ткачев журналистам по завершении торжественной церемонии вручения Знамени и Грамоты атаману Сухумского особого отдела Черноморского казачьего округа Кубанского Казачьего войска. 
"Нам не безразлично, что будет происходить в Абхазии. Мы крайне заинтересованы, чтобы в республике воцарился мир", - подчеркнул он. По словам губернатора, "сегодняшняя инициатива будет только способствовать мирному урегулированию всех проблем, которые есть у нашего ближайшего соседа, нашего братского абхазского народа". 
22 мая председатель Совета Краснодарской краевой общественной организации ветеранов войны труда вооруженных сил и правоохранительных органов Анатолий Максимов и абхазской республиканской общественной организации ветеранов войны труда и Вооруженных Сил Александр Тария подписали договор о дружбе и сотрудничестве между ветеранскими организациями Краснодарского края и Республики Абхазия. В этот же день группе ветеранов Абхазии, принимавших участие в освобождении Кубани, были вручены памятные знаки "60 лет освобождении Кубани от немецко-фашистких захватчиков". 

Несомненно, Юг России является мощным сдерживающим фактором в грузино-абхазском противостоянии. В то же время, очевидна тесная связь грузино-абхазского конфликта с ситуацией на Юге России, что убедительно показали события периода войны. В силу этих обстоятельств, представляется, что свободная и процветающая Абхазия будет являться гарантом стабильности в регионе.


Александр Студеникин
Пресс-секретарь Кабинета Министров Республики Абхазия 

АБХАЗИЯ-ИНФО 
 

22 мая 2012 г.
Регион: Абхазия

Другие новости





Архив

Архив
Единый час духовности «Голубь мира»
<
>
Controller: Material.item | _news_item;
Time: 0.908;
DB: 51 за 0.240;
RAM: 13.29 из 128M;
Memcache: не установлен