Черные копатели разграбили братскую могилу
Поисковые объединения Росова-на-Дону пытаются выйти на след черных копателей, разграбивших захоронение времен Великой Отечественной. Речь идет о братской могиле, в которой покоился прах защитников Ростова, офицеров и моряков 76-й стрелковой бригады. Злоумышленники цинично вскрыли погребение, используя тяжелую технику.
Репортаж корреспондента НТВ Святослава Гордина.
К братской могиле кто-то подогнал экскаватор и просто вырыл из захоронения землю вместе с останками военных моряков. И останки, видимо, увез.
Андрей Кудряков, руководитель поискового объединения «Миус-фронт»: «Никогда не было такого, чтобы забирали кости. Мы предполагаем, что работали черные археологи, которые охотятся за военными раритетами и оружием».
Когда именно это случилось, сейчас не известно. Место это глухое, справа — старое заброшенное кладбище, сразу за могилой начинается роща. До ближайшего поселка почти полкилометра пути. Местные жители ничего подозрительного не видели.
О том , что здесь есть братская могила , знали специалисты. Захоронение областной военкомат внес в списки сразу после войны, но на местности никак не отметил. Поисковики надеялись, что со временем смогут перезахоронить погибших с воинскими почестями, но их опередили.
Черные археологи (если это были они) могли наткнуться на могилу и случайно, например, с помощью металлоискателя, а затем уже подогнать сюда технику. Найти в поселке трактор или грузовик, кажется, нетрудно.
Участник поисковой экспедиции: «Мы нашли нетипичную пряжку, такие носили курсанты Нахимовского училища и мичмана».
В марте 1942 года моряков первого батальона 76-й морской стрелковой бригады снимают с боевых кораблей и бросают на защиту Ростова. Пешком они идут почти 100 километров и сразу рвутся в бой без артподготовки. Морская пехота против немецких танков.
Говорят, матросы отдавали местным ребятишкам свои пайки, понимая, что не вернутся с поля битвы. Им нужно было взять высоту, которую немцы в итоге удерживали около года. Потом все окрестности были усеяны телами погибших. У моряков даже не было камуфляжа, бушлаты чернели на снегу.
Погибших хоронили местные жители, таких братских могил здесь не меньше десятка. 76-я бригада потеряла на Миус-фронте больше трех тысяч матросов и офицеров. И эта разграбленная могила могла быть как раз офицерской.
Андрей Кудряков: «Не то что похоронить, мы не можем узнать фамилии погибших военных и воинские звания. Получается, герои без вести пропали не в годы войны, а в наше время».
Григорий Кириллович ушел на войну в 41-м и дошел до Берлина. Он воевал на Миус-фронте, а потом писал книги о его героях. То, что произошло с могилой моряков, он называет мародерством.
Григорий Пужаев, ветеран Великой Отечественной войны: «Мародерство, знаете ли, преследовалось в войну. За это вообще-то расстреливали. Даже если наши солдаты или офицеры грабили погибших, это пресекалось строго».
Поисковики написали заявление в прокуратуру, но пока не получили ответа. Они пытаются вести свое расследование, но результатов нет.
Участники экспедиции просят местные власти хотя бы огородить захоронение, чтобы его не превратили в мусорную свалку. Видимо, местные жители начали выбрасывать здесь пустые бутылки.