Кто, когда и как погиб в Бабьем Яру. К 75-й годовщине преступления
Братской могилой и символом Холокоста в Украине стал Бабий Яр. С сентября 1941 года до конца сентября 1943 года он был местом регулярных расстрелов и захоронений, которые проводили органы нацистской полиции безопасности и айзантцгрупы СД вместе с военной и гражданской властью Киева.
Жертвами нацистов стали евреи, цыгане, украинские националисты, советские военнопленные, пациенты киевской психиатрической больницы и другие национальные или социальные группы, которых оккупанты считали врагами или «просто лишними». Бабий Яр — это некрополь для более 100 000 мирных жителей и военнопленных.
19 сентября 1941-го войска Вермахта вошли в Киев. Через несколько дней были взорваны здания в Киевской цитадели и на Крещатике. Взрывы стали удобным поводом для оккупантов провести показательную карательную акцию. В подрывах обвинили евреев. На самом деле организаторами этих взрывов были советские диверсанты. Первые аресты и расстрелы состоялись уже 27 сентября. 28-го в Киеве появились объявления, в которых предписывалось всем евреям города собраться утром следующего дня на углу улиц Дегтяревской и Мельникова.
Вместе с вермахтом в город вошли айнзатцгруппы СД. На них возлагалась зачистка армейских тылов от «опасных элементов» и подавление любого сопротивления. В Киеве действовала айнзатцгруппы С, в частности, зондеркоманда 4а. Вместе с ними прибыл штаб главнокомандующего СС и полиции «Россия-Юг», два батальона из состава полицейского полка «Юг». Впоследствии в Киеве появилась айнзатцкоманда 5. Именно эти подразделения СС и полиции осуществляли массовые расстрелы евреев в Бабьем Яру.
«Дорога смерти», которой прошли десятки тысяч евреев 29 сентября 1941 года, проходила от Лукьяновской площади по ул. Мельникова до первых ворот Еврейского кладбища, далее — на ул. Кагатную (ныне — семьи Хохловых), затем по ул. Лагерной (ныне — Дорогожицкой). У входа в Братское кладбище у евреев отбирали деньги, драгоценности, документы, а также приказывали оставлять вещи и верхнюю одежду.
В конце Братского (Воинского) кладбища (ныне — территория телебашни) люди поворачивали в проход между оградой кладбища и краем оврага. Расстрел происходил почти на полукилометровом отрезке оврага, который начинался у памятника 1976 года, а заканчивался за нынешней станцией метро «Дорогожичи». Людей заставляли раздеваться догола и спускаться в овраг, где клали вниз лицом, слой за слоем, а вдоль рядов шли немецкие полицейские и убивали их выстрелами в затылок.
В тот день, 29 сентября, немцы успели до 18.00 расстрелять около 22 тысячи человек. Других обреченных загнали на ночь в пустые гаражи на ул. Лагерной (современная Дорогожицкая) и убили на следующий день. Затем немецкие саперы взорвали склоны, чтобы засыпать тела, и заставили военнопленных выровнять дно оврага.
За два дня (29-30 сентября) погибли 33771 человек. В «Донесении о событиях в СССР» от 02.10.1941г. сказано:«Зондеркоманда 4а в сотрудничестве со штабом группы и двумя командами полицейского полка «Юг» 29 и 30.9.41 казнили в Киеве 33 771еврея«. О продлении расстрелов свидетельствуют и немецкие документы. Так, например, в «Донесении о событиях в СССР» № 111 от 12.10.1941 говорится следующее: «Общее число казненных зондеркомандой 4а теперь превысило 51 000». Согласно немецким документам расстрелы в Киеве непрерывно продолжались до середины ноября 1941-го. Основную массу расстрелянных в этот период составляли евреи.
Впрочем, с середины октября этого же года в Бабьем Яру и его окрестностях начинаются специальные акции, во время которых были расстреляны коммунисты-подпольщики, ромы, душевнобольные, заложники, моряки Днепровской флотилии.
Зимой 1941-1942-го в Бабьем Яру погибли члены Организации украинских националистов. «Донесение о событиях в СССР» № 164 от 4 февраля 1942 гласит: «В Киевской области борьба против коммунистов все больше трансформируется в борьбу против национальных украинских формирований ... Конфискованный письменный материал, а также свидетельства различных арестованных в последнее время сторонников Бандеры снова доказывают, что сторонников Бандеры невозможно привлечь к какому-либо положительному сотрудничеству. Поэтому остается только полностью уничтожить это движение».
Второй этап массовых расстрелов приходится на конец зимы 1942 года — середину августа 1943 года. В это время создают Сырецкий концлагерь, который заменил лагерь на улице Керосинной (создан в апреле-мае 1942-го). Именно его узники заполняют своими телами Бабий Яр, ямы в самом лагере и вокруг него. Это в основном подпольщики и партизаны: коммунисты и украинские националисты.
Заключительный этап регулярных расстрелов проходил в августе-сентябре 1943-го на фоне уничтожения ранее захороненных в Бабьем Яру тел расстрелянных. Эту «работу» выполняли те же заключенные Сырецкого концлагеря. Сжигали тела в овраге напротив.
Поняв, что в Киеве не удержаться, немцы начали прятать следы преступлений.
18 августа 1943-го в Сырецкий лагерь прибыла группа заключенных из Полтавы, которых разместили в специальных землянках в самом овраге. На следующее утро к ним присоединили 100 заключенных евреев из лагеря. Всего в команде смертников работало 327 человек. Мужчин заковали в ножные кандалы и заставили выкапывать трупы на месте бывших массовых расстрелов, а также строить печи из ограды Лукьяновского и надгробий Еврейского кладбища. Тела и дрова складывали в печи штабелями. Потом все сжигали. В одной такой печи за раз уничтожали до 2000 тел.
Дважды в неделю нацисты привозили в Бабий Яр в машинах-«душегубках» заключенных из тюрьмы СД. Этих людей после убийства также сжигали в «печах». Все эти «работы» в Бабьем Яру велись тайком. Территория была объявлена запретной зоной, огорожена и засажена деревьями, но вонь и дым разносились по Киеву далеко за пределами оврага.
К концу сентября почти все тела расстрелянных были сожжены, а узники заложили последнюю печь — для себя. В ночь на 29 сентября 1943 года из одной из землянок вырвались на волю, но спастись удалось лишь двум десяткам. Впоследствии именно их показания позволили воссоздать историю уничтожения тел в Бабьем Яру.
Штандартненфюрер Блобель, который руководил казнями в Киеве в 1941-м, наблюдал и за сожжением останков жертв в 1943-м. Об этом он показал на Нюрнбергском процессе 1947: «Во время моего визита в августе я лично наблюдал за сожжением тел в общей могиле под Киевом. Могила была около 55 м длиной, 3 м шириной и 2,5 м глубиной. После того, как верхний слой был снят, трупы облили горючим материалом и подожгли. Прошло около двух дней, пока могилы сгорели до дна. Я лично убедился, что прогорело все до самого дна. После этого могила была засыпана, и так почти все следы были заметены».
В октябре 1943-го в Бабьем Яру немцы еще расстреляли киевлян, которые уклонились от выполнения приказа о полном выселении из города.
Последний расстрел состоялся 4 ноября 1943-го, а 6-го в Киев вошла Красная армия.
Отдельной страницей в истории Бабьего Яра спасение обреченных евреев. Национальный институт памяти Катастрофы и героизма «Яд Вашем» в 1963 году утвердил критерии для получения почетного звания «Праведник народов мира». В апреле 1989-го было установлено почетное звание «Праведник Бабьего Яра». Первым его получил православный священник Алексей Глаголев (посмертно) и члены его семьи.
Сейчас 662 человека удостоены звания «Праведник Бабьего Яра». Как правило, это гражданские безоружные жители оккупированных территорий: старики, дети, женщины. Часто евреев прятали большие семьи. Среди тех, кто получил звание «Праведник Бабьего Яра», люди разных национальностей: украинцы, россияне, поляки, белорусы, татары, армяне, греки и немцы. Почитая их, мы должны помнить, что, спасая других, они рисковали своею жизнью.