Мультфильмы отечественные для детей - есть ли перспективы?
Мультфильмы отечественные для детей - есть ли перспективы?
Ушли в прошлое те дни, когда с голубого экрана каждый день смотрели Малыш и Карлсон, Винни-Пух и Пятачок, Бременские музыканты. Сегодня многие и не подозревают, что в России есть мультипликация. Она не собирает кассу, сравнимую со сборами «Шрека», но все еще борется за свое существование.
Работники знаменитой студии «Пилот» прячутся от солнца в темных кабинетах. Лепят из пластилина. Анимируют рисованных человечков на экранах мониторов. Доделывают последние выпуски «Горы самоцветов», которые Минкульт еще будет финансировать. В цикл войдет всего 52 мультфильма – ровно вполовину меньше, чем изначально планировалось.
В 2003 году проект «Гора самоцветов» начинался амбициозно. Государство на всех уровнях поддержало инициативу экранизировать сказки народов России. Короткометражки, созданные разными режиссерами в разных стилях, объединялись в одно целое в формате сериала. Одна серия – одна сказка. По воскресеньям эти мультфильмы даже стал показывать «Первый канал». По рейтингам «Гора самоцветов» занимала первое место среди детских передач.
Но со сменой руководства Министерства культуры государственный интерес к проекту пошел на спад. Эфирное время сдвинулось с полудня на 6 утра. Начались проблемы с финансированием. Не только у «Пилота», у всего анимационного кино страны.
В современном мире национальная мультипликация становится вопросом престижа. Но, по всей видимости, Россия не собирается следовать примеру Канады, Франции и Великобритании, где государство проводит серьезную политику в отношении анимации.
В 2010 году Министерство культуры России выделило на нужды кинематографа 4,9 миллиарда рублей. Из них 2 миллиарда по решению Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии поделили между собой восемь крупных продюсерских центров. На создание авторских, документальных, детских и анимационных фильмов оставили 849 миллионов, но и этих денег большинство аниматоров пока не видели. Последние восемь месяцев «пилотовцы» снимали мультфильмы на собственные средства.
– Если государство решило, что слишком дорого финансировать анимацию – надо пожары тушить, шахтеров кормить, бездомных детей пристроить (это, наверное, важнее), скажите нам честно. Мы это примем и пойдем сами зарабатывать деньги, – говорит Сергей Меринов, режиссер и аниматор «Пилота». Далеко идущих планов он пока не строит. Не будет госзаказа – студия уйдет на западный рынок.
Идея воспитывать подрастающее поколение на отечественных мультфильмах не вызывает энтузиазма у чиновников. Но если у больших анимационных студий есть возможность реализовать себя, работая на зарубежные компании, то маленькие без господдержки просто погибнут. Анимация как отрасль кинопроизводства уже сейчас находится под угрозой исчезновения. Проекты замораживают. Специалисты уходят в рекламу, иллюстрируют детские книги или пополняют ряды безработных. Вносить вклад в копилку мировой культуры стало не по карману. Главный вопрос, стоящий перед российской мультипликацией, – вопрос выживания.
Аниматоры уже писали открытое письмо президенту, но реакции свыше не последовало. Профессиональное сообщество в стране небольшое, его точку зрения официальные лица даже на встречах не слышат. Недавно одна из таких встреч состоялась в Выборге в дни кинофестиваля «Окно в Европу». За круглым столом о проблемах отрасли говорили кинематографисты, аниматоры, представители Минкульта и Фонда поддержки кинематографии. По окончании встречи Сергей Меринов написал в своем ЖЖ:
– Ну и хорошо, тот ответ от государства, который мы так долго ждали, наконец получен. Анимация государству не нужна.
Коммерческий путь
В двух шагах от телецентра в кирпичной коробке советской постройки некогда располагалась студия «Солнечный Дом-ДМ». На протяжении семи лет здесь работали над созданием полнометражной ленты «Князь Владимир». Кассового успеха мультфильм не добился, что не удивительно даже для качественной рисованной анимации. Приоритет на нашем рынке имеют крупные зарубежные студии, такие как Pixar и DreamWorks.
«Ролли и Эльф: Невероятные приключения», следующая работа художников-мультипликаторов «Солнечного Дома-ДМ», созданная совместно с партнерами из Финляндии, Германии и Великобритании, выступила в российском прокате совсем скромно. Мультфильм собрал всего 772,5 тыс. долларов. Коммерческая неудача послужила поводом для закрытия студии и роспуска сотрудников.
Случившееся с «Солнечным Домом-ДМ» - не единичный случай. Часто студии умирают, едва успев родиться. Индустрия создания полнометражных мультфильмов в России еще не сформирована. Их производство обходится дорого и длится долго. Первый же провал решает судьбу студии.
– Полный метр – это высший пилотаж, – говорит аниматор Алексей Котёночкин, сын Вячеслава Котёночкина, режиссера «Ну, погоди!» – Любой неудавшийся фильм играет против всех остальных проектов. Зритель, сходивший на плохой российский фильм, теряет доверие к отечественной анимации в целом.
Сложно с этим не согласиться, учитывая непростую экономическую ситуацию в стране. Мировой финансовый кризис больно ударил по российской анимации. Эта сфера и раньше была не слишком привлекательной для инвесторов. Теперь найти средства на создание мультфильмов стало еще сложнее. Мало желающих во имя искусства вкладывать миллионы долларов в то, что с большой долей вероятности не принесет дохода.
Россияне все еще относятся к фильмам отечественного производства с недоверием. В кинопрокате их немного, и по качеству они пока уступают зарубежным. Это не вызывает удивления. Бюджет одного голливудского проекта зачастую равен бюджету всего анимационного кино, выпускаемого в нашей стране за несколько лет. Надежда спасти коммерческую анимацию – инвестиции в будущее. Необходимо приучать зрителя к нашим мультфильмам. Планомерный, продуманный подход принесет свои плоды, пусть на это и потребуется несколько лет.
Такую стратегию взяла на вооружение петербургская студия «Мельница». Во время создания полнометражного рисованного фильма «Алеша Попович и Тугарин Змей» никто не рассчитывал на быстрый успех. Сборы мультфильма составили около трети его бюджета. Но продюсеры Александр Боярский и Сергей Сельянов смотрели вперед и создали богатырскую франшизу. Огромный труд аниматоров «Мельницы» окупился в 2007 году, когда на экраны вышла третья часть цикла – «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Его кассовые сборы составили 9,7 млн. долларов (это почти в четыре раза больше бюджета мультфильма). «Три богатыря и Шамаханская царица», новый фильм студии, зрители увидят уже в конце декабря. Богатырский цикл подходит к концу, но верится, что у «Мельницы» еще все впереди.
Закрытый показ
Мультфильмы российского производства становятся все более недоступными для зрителя. Мультгерои – редкие гости на телеэкране. Им не находится места в мире криминальных детективов, новостей и «мыла» для домохозяек. Новые короткометражки увидишь разве что в программе «Спокойной ночи, малыши!» и на канале «Бибигон». Но это не значит, что у нас мультфильмов не снимают. Просто они не доходят до широкой публики.
Работы современных аниматоров входят в программы российских и международных фестивалей, таких как «КРОК» или фестиваль в Суздале. Ежегодно в конкурсном отборе участвуют сотни рисованных, кукольных, компьютерных фильмов из разных стран. В жюри – признанные мастера Федор Хитрук («Вини-Пух»), Эдуард Назаров («Жил-был пес»), Гарри Бардин («Летучий корабль»), Юрий Норштейн («Ежик в тумане»), Константин Бронзит («Алеша Попович и Тугарин Змей») и многие другие. Показ и обсуждение конкурсных работ проходят в узком кругу профессионалов. Но путь к рядовому зрителю анимация пока не нашла, и на это есть причины.
Дорогу на телевидение новой российской мультипликации закрыл закон о рекламе, вступивший в силу 1 июля 2006 г. С этого момента стало запрещено прерывать детские передачи любой продолжительности рекламной паузой. Решение, принятое из благих побуждений, обернулось практически полным исчезновением отечественных мультфильмов из телеэфира. Они не вписываются в сетку вещания и не приносят прибыли. Их нишу заняли недорогие американские и японские сериалы. В условиях рыночной экономики телеканалам просто невыгодно покупать российский продукт. А о поддержке отечественного производителя они нимало не заботятся.
«Смешарики», мультсериал студии «Петербург», – редкое исключение из правил. Этот проект изначально задумывался как коммерческий. Его создатели не стали надеяться только на телевидение – закупочные цены на анимацию низкие. Основную ставку они сделали на производство и продажу детских товаров и не прогадали. Родители охотно покупают своим чадам мягкие игрушки, компьютерные игры, школьные ранцы и тетради с изображением забавных колобкообразных зверей. За шесть лет трансляции «Смешарики» не только стали узнаваемым брендом, но и снискали любовь зрителей. Яркий пример успеха, но такая модель организации производства не для всех.
Популярность другому проекту, сериалу «Маша и Медведь» студии «АНИМАККОРД», принес Интернет. Мультсериал рассчитан на детей от 3 до 9 лет, однако взрослых он тоже не оставил равнодушными. На сайте «Кинопоиск» неугомонной Маше и ее мохнатому другу зрители дали 8,2 балла из 10.
– Оторваться просто невозможно, – пишет пользователь портала
В Рунете немало поклонников сериала – только в социальной сети «В Контакте» 211 группа посвящена «Маше и Медведю» а число запросов на просмотр сериала на «Яндексе» за последний год составило 4,4 млн. Интернет – своеобразная среда, считает директор студии «АНИМАККОРД» Дмитрий Ловейко. Плохой продукт не станет популярным в сети, сколько его ни рекламируй.
Однако для большей части населения основным средством массовой коммуникации все-таки является не всемирная паутина, а телевидение, поэтому его никто не списывал со счетов. «АНИМАККОРД» передал ВГТРК исключительные права на показ сериала в России. Им уже заинтересовались и зарубежные каналы. На студию поступили заявки из Украины, Казахстана, Латвии, Эстонии, Литвы, Польши и Чехии. В телеэфире новые серии появляются примерно раз в месяц – слишком частых показов на студии не хотят.
– У серии есть время, чтобы стать маленьким событием. И есть время подождать новую серию. Сериал не пролетает мимо зрителя за пару месяцев, чтобы потом вытесниться из памяти другим проектом, – говорит Дмитрий Ловейко.
На сегодняшний день произвели 11 серий, всего собираются выпустить 32. Создатели «Маши и Медведя» строят планы на будущее: участвовать в международных фестивалях (мультсериал уже собрал более 10 наград), сделать детскую передачу о взаимоотношениях взрослых с детьми, производить лицензионные игрушки, книжки, шоколад. Есть инвестплан развития проекта, остается найти инвесторов.
Замкнутый круг
С наступлением осени во всех вузах страны опять начинается учебная пора. Многие из тех, кто прошел вступительные испытания, стали новобранцами двухмиллионной армии студентов-экономистов. Не меньшее количество бывших абитуриентов собираются изучать право, международные отношения, иностранные языки. Только будущий художник-мультипликатор не знает, куда подать свою заявку.
Если в Европе и Америке существуют тысячи учебных заведений, где учат анимировать, то во всей России их единицы. Самые известные – Британская высшая школа дизайна, Театрально-художественный колледж № 60 (бывший лицей анимационной кинематографии № 333) и художественный факультет ВГИКа. Существуют еще курсы при анимационных студиях, но специалистов катастрофически не хватает. Профессия мультипликатора стала настолько редкой, что ее можно смело заносить в Красную книгу.
С профессионалами для 3D-проектов дело обстоит еще сложнее. Технология на пике популярности, но ни в одном образовательном учреждении таких специалистов не готовят. Курсы, где преподаватели компетентные, а программа обучения достойная, легко пересчитать по пальцам одной руки. Складывается парадоксальная ситуация – спрос на аниматоров и моделлеров есть, а предложения нет.
– Особенности 3D в том, что там необходима очень узкая специализация, – говорит директор студии «АНИМАККОРД» Дмитрий Ловейко. – Поэтому найти квалифицированного специалиста очень тяжело! Все на энтузиазме, на самообучении, через ошибки, через пробы. Поэтому долго, поэтому в общей массе некачественно, любительски. И то, что у нас в результате все-таки сложилась профессиональная команда, – большая удача!
Без определенных знаний и опыта все равно в профессиональную команду не попадешь. Нужно несколько лет учебы – в колледже или на курсах, потом на студии. Сначала новичок станет подмастерьем, фазовщиком. Его работа рутинная – рисовать промежуточные кадры между основными фазами действия. Многие останавливаются в своем развитии уже на этом этапе. Тот, кто хочет большего, дорастет до уровня аниматора или режиссера лет через десять. Лучшие проходят этот путь до конца, а в результате имеют нищенскую зарплату и туманные перспективы на будущее.
Расхожая фраза о том, что художник должен быть беден, стала для мультипликаторов жестокой правдой жизни. Нередко в этой отрасли между профессионализмом и оплатой труда наблюдается обратно пропорциональная зависимость. Отдельные примеры успешной организации мультпроизводства только подтверждают правило.
– Аниматоров сейчас довели до состояния неопасных чудаков, которые за искусство страдают, – уверен «пилотовец» Сергей Меринов. – Болеют за дело, а получают копейки, часто меньше уборщицы.
При этом для создания мультфильмов квалификации и таланта требуется несравнимо больше, чем для того, чтобы подметать улицу. Аниматор Алексей Котёночкин считает, что просто уметь рисовать мало. Нужно чувствовать движение и время, знать анатомию людей и животных, быть немного актером, иметь музыкальный слух и художественный вкус. Таковы высокие требования мультипликации, объединяющей в себе кино, музыку, драматургию и изобразительное искусство.
Но одним искусством сыт не будешь. Кто-то уходит в смежные профессии, кто-то и вовсе переквалифицируется. От этого аниматоров в стране не становится больше, а без преемственности поколений профессия просто перестанет существовать.
Продолжение следует?
Вопрос «Зачем России нужна анимация?» равнозначен вопросу «Зачем нужны балет или художественная литература?» Анимация – один из видов искусства. Это способ создать нечто новое и прекрасное, рассказать людям интересную историю и сделать мир чуточку лучше.
Как и пятьдесят лет назад, сегодня мультипликаторы работают, в основном, для детей. Нынешнее подрастающее поколение трудно чем-то удивить, но они все равно с интересом следят за движущимися картинками на экране. Для неокрепших детских умов мультики – не только развлечение. Это источник сведений об окружающем мире. Именно о детях кинематографисты и чиновники забыли, когда делили государственный пирог и принимали новые законы.
По будням по телевидению показывают дятла Вуди, Скуби Ду и Железного человека. По выходным – выпуски «Тома и Джерри» шестидесятилетней давности. Тысячи Интернет-сайтов завалены японским аниме. Зарубежные ленты могут быть мультфильмами сомнительного качества, а могут быть и настоящими шедеврами. Но они не дают детям представления о нашем обществе, поскольку несут чужие ценности и чужую культуру. Это все равно, что учить иностранный язык раньше родного.
Анимации под силу поднимать и более серьезные темы, рассчитанные на взрослого зрителя. Она может говорить о том, чего не скажет игровое кино. Только на новом витке истории повторяется трагическая ситуация середины 90-х годов, и есть риск потерять мультипликацию навсегда. Мы можем больше не увидеть отечественных шедевров уровня «Снежной королевы» и «Ежика в тумане». Мы можем больше ничего не увидеть.
К сожалению, нельзя нарисовать на листе бумаги волшебную палочку и мгновенно все исправить. Наступит ли конец мультфильма, не берется прогнозировать никто – сейчас у мультипликаторов нет твердой почвы под ногами. Чтобы переломить ситуацию, необходимы серьезные перемены.
Возрождение мультипликации займет многие годы, но важно хотя бы начать двигаться в правильном направлении. Показывать в кинотеатрах короткометражки перед полным метром, как американская студия Pixar. Создать систему квот, как канадское правительство. Внести поправки в законодательство и открыть специализированные учебные заведения. Фестивальной мультипликации необходима четкая государственная политика и поддержка. А на рынок коммерческой анимации не пробиться без сильной индустрии, которая выпускает конкурентоспособный и защищенный от пиратства продукт.
С первого взгляда может показаться, что плачевное состояние отрасли интересует только самих аниматоров. Мультфильмы для них больше, чем работа. Но зрителям тоже не все равно, на что тратить время своей жизни. Совсем неплохо провести это время за просмотром добротного и интересного мультфильма. Своего.
участник движения Алина Клещенко
Информбюро МПОД «Наследники Победы»