Первой и единственной боевой летчице-азербайджанке посвящается
Выше птиц
ПАМЯТЬ
Человек всегда мечтал о полете, ведь что может быть романтичнее свободного парения, когда ты как птица возносишься над землей, становясь частью Вселенной. Кто знает, быть может, именно эти мысли и чувства манили ввысь маленькую Зулейху, которая, услышав гул мотора самолета, подолгу вглядывалась в синеву бакинского неба, восхищаясь мужеством человека, взлетевшего выше птиц. Но могла ли она тогда предположить, что пройдет время, и это бескрайнее пространство станет неотъемлемой частью ее жизни - полной мужества, героизма, любви к Родине и человечеству...
Имя Зулейхи Мир Габиб гызы Сеидмамедовой - первой в истории Азербайджана военной летчицы - золотыми буквами вписано в летопись Великой Отечественной войны.
Многое о жизни Зулейхи Сеидмамедовой мы узнаем из ее автобиографической книги «Записки летчицы» (Баку, 1963 г.): «Я любила высоту. Каждое лето мы с родителями выезжали в пригородное селение Шувелан на дачу. Там росли инжировые и тутовые деревья. Я взбиралась на самые высокие. Мне нравилось смотреть сверху на плоские крыши домов, на сады и виноградники, на море, отороченное у берега белым кружевом прибоя».
«И в кого ты уродилась такая? Лазаешь всюду, как мальчишка», - сетовала на дочь Мина ханым.
Экскурсия на Бакинский аэродром, организованная школьным учителем физики, поразила семиклассницу Зулейху. Старенькие, доживающие свой век монопланы «К-5», или «Катюши», казались ей чудом техники! К тому же на глазах у завороженной девочки один из самолетов, сделав разбег, взлетел в небо...
Студенческая пора
Последние школьные экзамены, поступление на промысловый факультет Азербайджанского индустриального института, довольно сложный учебный процесс отодвинули было мечту об авиации на второй план, но вмешалось провидение: очередная экскурсия на аэродром! В тот осенний день студентка нефтепромыслового факультета Зулейха Сеидмамедова впервые почувствовала страх и красоту полета в небо: «Я поставила ногу на крыло самолета и взобралась во вторую кабину. Виктор Ивлев (так звали летчика - Авт.) крепко привязал меня ремнями к сиденью, дал мне шлем и очки. Взревел мотор… Я выглянула из-за борта кабины и увидела, как далеко внизу медленно плывет земля - желто-серая земля Абшерона. Мне показалось, будто она расчерчена на квадраты и прямоугольники. А потом я увидела море. Огромное, синее, гладкое. У меня дух захватило от красоты».
Полученные от экскурсии и полетов впечатления натолкнули студентов на мысль создать свой аэроклуб. Всем миром стали собирать деньги на самолет. Подключились дирекция института и ОСОАВИАХИМ. 6 января 1934 года - памятная дата открытия первого студенческого «воздушного флота», который состоял из одного самолета «У-2», трех планеров и двух парашютов.
Аэроклуб
Весной 1934-го под Бакинский аэроклуб недалеко от поселка Забрат был отведен участок степи, поросший верблюжьей колючкой и усеянный камнями - работа по очистке территории была нелегкой. «Почти все свободное время мы, комсомольцы-аэроклубовцы, пропадали на Забратском аэродроме. А когда началось лето, решили организовать свой студенческий авиалагерь, - вспоминала позже Зулейха ханым. - Мы получили еще один учебный самолет, а кроме того - палатки для жилья... Учпилоты - ученики-пилоты - так мы теперь назывались».
Зулейха стала одной из первых в студенческом аэроклубе, кого допустили к самостоятельному полету: «Лечу одна! Мне хочется петь от счастья. Хочется лететь и лететь в голубую даль - я будто слышу ее властный зов».
Приобретенный со временем опыт, осознание того, что ее жизнь невозможна без полетов, утвердили Зулейху в желании избрать авиацию в качестве своей основной специальности. С еще большим рвением и упорством девушка начала постигать авиационную науку, не забывая и об учебе в институте. И, наконец, - долгожданное звание пилота, позволяющее без оговорок заявлять: «Я - летчица!»
Новые грани
Привычка доводить все до логического завершения рождает идею заняться популярным в те годы парашютным спортом. Вот как описывает свой первый прыжок З.Сеидмамедова: «Вылезаю из кабины. С сильно бьющимся сердцем стою на крыле самолета, держась рукой за борт. Ветер хочет столкнуть меня, сорвать с крыла. Какой бешеный ветер! …Одна рука автоматически отстегивает распорку. Но как оторвать вторую руку от борта?».
А потом все вошло в привычное русло: прыжки с приземлением на различных плоскостях и в морские просторы, когда все жители приморского селения Бузовна и нефтяники ближних промыслов с волнением наблюдали как «парашютист, раскачиваясь на ветру, падал прямо в море». Каково же было их изумление, когда вместо героя-парашютиста перед ними предстала хрупкая невысокая девушка - одна из первых парашютисток республики Зулейха Сеидмамедова.
В августе 1935 года в Москве состоялся I Всесоюзный слет парашютистов. Признанием успеха перспективной молодой летчицы стало ее включение в состав закавказской команды, где она была единственной девушкой, которой доверили право защищать честь трех союзных республик. В каких только сложных программах не участвовала азербайджанская парашютистка, преодолевая препятствия, опасность, физическую боль, но всегда с честью выходила из опасных для жизни ситуаций. По результатам слета ей была присвоена квалификация инструктора-парашютиста, а после окончания специальных курсов, организованных при аэроклубе, - инструктора-летчика.
Звучала в душе этой удивительной девушки лирическая струна, поющая о дорогих сердцу людях, о родном городе, который Зулейха любила безмерно: «Я лечу над ночным Баку. Как он красив сверху! Золотая россыпь городских огней под крылом. Мой город спит после трудового дня. Гудит в вышине одинокий мотор, и я кажусь себе самой бессонным часовым… Мать, конечно, не спит. Не может спасть, когда у меня ночные полеты. Много беспокойства доставляем мы своим матерям. Такое уж нынче время - беспокойное, зовущее…».
Выбор
18 августа 1936 года в Азербайджане впервые отмечали День Воздушного флота. В тот памятный день Зулейха неоднократно поднималась в воздух, выполнив и сложнейший затяжной прыжок. «Я любила сильные ощущения: увлекалась верховой ездой, ездила на мотоцикле, заплывала далеко в море, летала на самолете. Но ни с чем несравним затяжной прыжок, когда падаешь камнем с огромной высоты, и земля стремительно несется тебе навстречу», - делится своими ощущениями на страницах книги «Записки летчицы» З.Сеидмамедова.
Близились госэкзамены в институте. А в мире совершались успешные дальние перелеты. Валерий Чкалов, Георгий Байдуков, Александр Беляков - имена этих героев будоражили воображение молодежи: «Названия и цифры дальних маршрутов звучали для меня как музыка. От любительской авиации я взяла все что можно… Теперь оставалось сделать решительный шаг к авиации профессиональной».
Зулейха подает заявление в Военно-воздушную ордена Ленина академию им.Жуковского, но ответ, подписанный начальником Академии комдивом Померанцевым, был неутешительным: «Женщины на штурманский факультет не принимаются». Но отступить от цели, распрощаться с мечтой - такого Зулейха позволить себе не могла. Поход в ЦК комсомола Азербайджана, новое письмо на имя наркома обороны, который год назад в Георгиевском зале Кремля лично вручил азербайджанской летчице орден «Знак Почета», сделали невозможное, и в виде исключения ей предоставляют право поступать на штурманский факультет академии.
ВВА имени Жуковского
Высшая математика, аэронавигация, метеорология, дневные и ночные учебные полеты - таков далеко не полный ряд дисциплин, которые необходимо было изучать будущим штурманам авиации. Чтобы понять, насколько серьезной в профессиональном отношении была подготовка специалистов на этом факультете, достаточно сказать, что начальником штурманского факультета был комбриг И.Т.Спирин - один из организаторов штурманского дела советской военной авиации, а начальником кафедры штурманской службы - Герой Советского Союза Александр Беляков, участник героических чкаловских перелетов.
Учеба в академии шла своим чередом.
Зулейха показывала отличные результаты, ее фото украсило Доску почета. Много внимания уделяла она и спорту: занималась плаванием, участвовала в различных соревнованиях. «Мне, южанке, почти не видевшей прежде снега, особенно трудно было выучиться ходить на лыжах и бегать на коньках. Ничего, выучилась», - с улыбкой рассказывала З.Сеидмамедова.
В декабре 1939 года слушатель академии из Азербайджана Зулейха Сеидмамедова стала депутатом Московского городского Совета. А спустя два месяца, 23 февраля 1940 года, в День Красной Армии, ей присвоили звание младшего лейтенанта. Время было неспокойное, предвоенное. Государственные экзамены пришлось сдавать досрочно, и в мае 1941 года Зулейхе и ее однокурсникам вручили дипломы об окончании Военно-воздушной академии.
Война
Гитлеровцы рвались к Москве. «Никогда не забуду Москву тех дней. Ночная воздушная тревога, тяжкий грохот танковых колонн, уходящих на близкий фронт. Мешки с песком у витрин, надолбы, пулеметные точки на уличных перекрестках. Слепые окна, заклеенные крест-накрест полосками бумаги», - вспоминала Москву военных лет З.Сеидмамедова, которая в те годы была уже штурманом эскадрильи истребителей в учебном авиаполку Академии им.Жуковского.
В этот непростой для страны период происходит судьбоносная для Зулейхи встреча с Героем Советского Союза М.М.Расковой, которая рассказала об идее создания трех женских авиаполков. Служить под командованием Марины Расковой - Зулейха даже не мечтала о таком!
Сформированные авиаполки были отправлены на Восток. Выданное обмундирование вызывало различную градацию чувств: шинели больших размеров, гимнастерки, доходящие некоторым девушкам до пят. Еще хуже дела обстояли с сапогами, но со временем овладели даже «великим искусством» наворачивать портянки. Со слезами на глазах расставались девушки со своими косами, причитая: «Это единственное, что осталось у нас от женского обличья!».
Перед девушками была поставлена задача патрулирования военных эшелонов и санитарных поездов, а также лидирование особо важных самолетов. Узнав об этом, многие летчики из мужского истребительного полка иронизировали: «На месте этого генерала я бы не рискнул на такое почетное сопровождение». Девушки ловко парировали: «Вы вначале дослужитесь до генерала, а уж потом будете выбирать себе сопровождение».
География сражений
В конце 1941-го З.Сеидмамедова назначена штурманом только что созданного 586-го женского истребительного авиаполка, который вписал яркие страницы в героическую летопись Великой Отечественной. В составе этого формирования Зулейха принимала участие в Сталинградской битве, в сражении на Курской дуге, а также в Корсунь-Шевченковской операции.
На своем истребителе «ЯК-9» она за время войны совершила более 500 боевых вылетов и провела более 40 воздушных боев. Вот как описывает З.Сеидмамедова один из боевых вылетов: «Воздушное сражение разрастается, небо раскалывается от рева моторов и пушечно-пулеметного огня. Испытываю знакомое возбуждение боя, ловлю немца в прицел… Отчетливо вижу черные кресты на плоскостях «Юнкерса»… Стреляю и думаю: «Если не собью, буду таранить…». И тут вижу: «Юнкерс» окутался клубами дыма. Волоча за собой черный шлейф, он пошел вниз».
Окончание войны З.Сеидмамедова встретила в Бухаресте уже в должности заместителя командира 586-го женского истребительного авиаполка.
Мирное время
После войны, демобилизовавшись из армии, Зулейха ханым вернулась в Баку. Инструктор Бакинского горкома партии, секретарь ЦК ВЛКСМ Азербайджана, депутат Верховного Совета АзССР, министр социального обеспечения страны (1951-1974 гг.) - на всех ступенях карьерного роста внимание З.Сеидмамедовой было обращено к людям, она никогда не отказывала в поддержке и совете тем, кто нуждался в помощи.
В 29 лет в силу сложившихся обстоятельств она заменила мать своим племянникам – Айдыну и Гюляре, которых воспитывала как своих детей, а те в свою очередь называя ее мамой, дарили ей уважение и безграничную любовь.
Рассказывает Айдын Сеидмамедов: «За 15 лет до ухода из жизни мама практически потеряла зрение. Понимая, что при сложившихся обстоятельствах ей будет сложно занимать ответственный пост министра социального обеспечения, она обратилась с просьбой к руководителю республики Гейдару Алиеву с просьбой об освобождении ее от занимаемой должности. Выдающийся политик, тонкий знаток человеческих душ, Гейдар Алиев лучше других понимал и чувствовал скрытую от посторонних глаз личную драму легендарной женщины: «Пожалуйста, если вы настаиваете, если есть проблемы со здоровьем, мы не можем удерживать вас на столь ответственном посту. Подошел пенсионный возраст - оформляйте пенсию, если вы нуждаетесь в лечении - лечитесь, нужна наша помощь - мы поддержим вас, но не уходите с государственной службы - ваш опыт нужен республике…».
Гейдар Алиев предложил Зулейхе ханым ответственную миссию - представлять Азербайджан на переговорах с почетными иностранными гостями столицы, проводимыми в рамках Общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами, что предполагало ненормированный рабочий день, приличную зарплату, персональный автомобиль. Мама с благодарностью приняла предложение Гейдара Алиева и всегда с восхищением говорила о его высочайшем профессионализме и отзывчивом сердце.
10 ноября 1994 года Зулейхи Сеидмамедовой не стало. Некролог, подписанный руководителем страны Гейдаром Алиевым и видными общественными деятелями, я воспринимаю как послесловие к жизненному подвигу Зулейхи Сеидмамедовой».
За выдающиеся достижения в труде, плодотворную общественную деятельность, мужество и отвагу в годы войны Указом Президиума Верховного Совета СССР Зулейха Мир Габиб гызы Сеидмамедова была награждена орденами и медалями, в том числе орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны II степени и др. О ней сложены стихи, снят документальный фильм, ей посвящены песни.
В одном из писем, отправленном своей дочери на фронт, Габиб муаллим писал: «…Мы победим. Победим той силой, которую никто не сможет сломить - безграничной верой в правое дело…».
Эта вера в справедливость, в высокое предназначение человека многое определяла в жизни и деятельности героической дочери азербайджанского народа Зулейхи Сеидмамедовой, память о которой живет в сердцах людей.