СЫН АБХАЗИИ

СЫН АБХАЗИИ

  В 80-е годы теперь уже прошлого столетия довелось мне служить в Закавказском военном округе. И, помнится, как-то попал на семинар журналистов Грузии, проходивший в Абхазии, в Сухуми. Тогда я не только впервые узнал, что такое по-абхазски «Апсны» - страна души, а «Апсны капш» - название республиканской газеты «Красная Абхазия», но и познакомился с некоторыми ее журналистами. Среди них был почти мой ровесник, участник Великой Отечественной войны Александр Тария. Знакомство было короткое, но запомнилось. Даже в те времена, когда в Грузии официально заявлялось о нерушимой дружбе народов союзной республики, Александр Миктатович в непринужденной беседе признался:

     - Нам очень тяжело быть в составе Грузии. Они не считают нас полноценными людьми, всячески подчеркивают свое превосходство. Мы должны быть с Россией, как было и до этого.

     Меня это несколько удивило, но потом время затерло эти слова. А вспомнил я их в 1993 году, уже в постсоветский период, когда президент Шеварднадзе, по существу, вел войну с непокорной Абхазией. Сухуми, с прекрасными зданиями в центре города, в том числе санаториями Минобороны у самого синего моря, окруженными роскошными пальмами и кипарисами, а также домом, где проходил вышеупомянутый семинар журналистов, были разбиты, старики и дети сидели в подвалах, прячась от артиллерийских снарядов, а мужчины сражались.

     Ну и, конечно, с нескрываемым волнением мы, ветераны, тем более служившие в тех местах, прильнув к телевизорам, следили за событиями в Абхазии в августе прошлого года, когда Грузия, по существу, вновь пыталась силой оружия вернуть себе отделившуюся республику.

     Вот тогда опять я вспоминал Александра Тарию и его слова... «Где он теперь? - размышлял я. - Живой ли?»

     И вот недавно вдруг его увидел... в Московском Доме ветеранов на заседании пленума Координационного совета стран СНГ. Честно говоря, сначала не узнал. Среди многих таких же, как он, пожилых людей Александр Миктатович ничем не выделялся. Разве что своей несколько стесненной улыбкой и пиджаком, украшенным многими орденами и медалями. Видно было, что он волновался, словно чего-то ждал...

     И вот участники пленума услышали слова председателя Координационного совета адмирала флота Алексея Ивановича Сорокина:

     - Товарищи, здесь присутствует руководитель ветеранской организации Абхазии Александр Тария. Он привез с собой обращение в Союз ветеранов СНГ с просьбой о вступлении в нашу организацию.

     Александр Миктатович, поборов волнение, четко и ясно заявил:

     - Абхазия всегда была и будет вместе с Россией, так, делегируя к вам, мне и сказали наши ветераны.

     В ответ раздались аплодисменты. Пленум тут же единогласно постановил: принять!

     Позднее мы побеседовали с Александром Миктатовичем «за жизнь». Она была у него непростая. Родился в селе Лыхны Гудаутского района, учился в школе. По окончании десяти классов, добровольно приписав себе год, поступил в Тбилисское пехотное училище. А тут - война! Училище перевели в Гагру. Тем временем на Северный Кавказ надвигался фронт - на этом направлении наступала немецкая горнострелковая дивизия «Эдельвейс». Два батальона училища, в одном из которых был Тария, срочно отправили навстречу противнику. Вместе с другими частями Красной Армии курсанты с ходу вступили в бой. Особенно ожесточенные бои завязались за стратегически важное горное селение Псху. Нашим войскам удалось выбить немцев из него. Среди отличившихся был и Тария, которого наградили медалью «За отвагу». А позднее ему было присвоено звание почетного гражданина Псху.

     После переформирования курсантские батальоны влились в 394-ю стрелковую дивизию, которая была направлена под Краснодар. В боях за станицу Усть-Лабинская Тария был тяжело ранен в обе ноги. Истекал кровью, но спасибо медсестрам - сделали перевязки и дотащили его до медпункта. Александра отправили в госпиталь, сначала в Краснодар, а потом в Кисловодск. Пять месяцев шло лечение, по окончании которого давали «чистую демобилизацию», но он сказал: «Хочу воевать!» Так он стал зенитчиком. Но раны снова дали о себе знать, и в 1944 году он все же был освобожден от военной службы.

     Раны побаливали, но голова-то у Александра была светлая! Два года работал военруком в школе, два года, подучившись, - горным техником. А поскольку по натуре он был человек общественный, предложили комсомольскую работу. Дела шли успешно. Направили в Москву, в Высшую партийную школу. Одновременно освоил «перо», и в печати стали появлялись его статьи. Более десяти лет трудился в газете «Апсны капш».

     Перу Александра Миктатовича принадлежат и книги, причем на русском языке: «Схватка с «Эдельвейсом», «Абхазские соколы в небе», «Книга памяти погибших в годы Великой Отечественной войны».

     В годы осады грузинами Абхазии в 1993 году Тария был назначен директором республиканского национального музея и приложил много сил, чтобы спасти раритетные экспонаты из Византии, Древней Греции, Турции, России.

     За военные заслуги Тария награжден орденом Отечественной войны I и II степени, 20 медалями, а в 2004 году - абхазским орденом «Честь и слава».

     С 1987 года Александр Тария - на общественных началах - избран председателем Совета ветеранов войны и труда Абхазии. В таком статусе он и приехал в Москву, а уезжал на Родину с вестью о вхождении республиканской организации в Союз ветеранов СНГ! 

www.abkhaziagov.org

12 июня 2009 г.
Регион: Абхазия

Другие новости





Архив

Архив
Единый час духовности «Голубь мира»
Наша Общая Победа
ПАРТНЕРСТВО "ШКОЛЫ-ПОБРАТИМЫ"
<
>
Controller: Material.item | _news_item;
Time: 0.817;
DB: 51 за 0.244;
RAM: 13.37 из 128M;
Memcache: не установлен