Москва заблокировала литовскую «Миссию Сибирь»

Заявление посольства России в Литве

Как известно, Россия уделяет первостепенное внимание вопросу сохранения памяти о Великой Отечественной войне и её жертвах. На благоустройство и реставрацию мемориалов советских воинов, находящихся за рубежом, выделяются значительные бюджетные средства. Одной из важных составляющих работы Посольства России в Литве является военно-мемориальная деятельность, включающая в себя проведение ремонтно-восстановительных работ на захоронениях советских воинов, расположенных на территории Литовской Республики. Всего в Литве захоронено более 80 тысяч наших военнослужащих и более 200 тысяч военнопленных.

Для упорядочения этой деятельности был разработан проект российско-литовского межправительственного соглашения о местах захоронений военнослужащих и гражданских жертв войн и репрессий, по которому велись соответствующие переговоры. К сожалению, двусторонний диалог по этому документу заморожен. Сейчас в МИД ЛР прямо говорят: литовская сторона не заинтересована в подписании этого соглашения. Вместе с тем, прецеденты заключения Литвой международных правовых документов, регулирующих эту сферу, имеются.

Как видно даже из названия указанного российско-литовского соглашения, в нем есть прямая увязка между деятельностью по ремонту советских воинских захоронений в Литве и по приведению в порядок могил ссыльных литовцев на территории России.

Отметим, что литовская сторона активно занимается увековечиванием памяти репрессированных. Помимо хорошо известного ежегодного проекта «Миссия Сибирь» (кстати, это не единственная подобная экспедиция) установлены мемориальные знаки – кресты, стелы, камни – в Карелии, в Иркутской области, Алтайском крае, в Томске и ряде других мест.

При этом российская сторона, и это важно, способствовала и способствует проведению работ по увековечиванию памяти репрессированных и не чинит никаких препятствий их организаторам.

Патриотический порыв молодых литовцев сопровождается широкой пропагандистской кампанией в Литве, имеющей очевидный обвинительный контекст в адрес современной России. Обратило на себя внимание и то, что «Миссия Сибирь» получает новый исторический оттенок. Во время отборочного похода участников проекта этого года (без какого-либо согласования с российской стороной уже сформировано две группы) была приведена в порядок усадьба т.н. «лесных братьев» и имитировался штурм «партизанского» бункера.

Одновременно мы фиксируем шаги со стороны литовских официальных структур, направленные на то, чтобы максимально воспрепятствовать, а то и вовсе заблокировать нашу военно-мемориальную деятельность.

Вот конкретные факты. В мае 2016 г. Министр культуры ЛР утвердил довольно жесткие Правила благоустройства значимого для иностранных государств недвижимого культурного наследия, находящегося на территории Литовской Республики, к которым Посольство было вынуждено приспособиться, и в соответствии с которыми в 2017 г. провело ремонтно-восстановительные работы на ряде воинских захоронений. Судя по всему, такой результат применения Правил устроил далеко не всех.

Видимо, не случайно военно-мемориальная деятельность в Литве была полностью прекращена после направленного в ноябре 2017 г. директивного письма Директора Департамента культурного наследия при Министерстве культуры ЛР Д.Варнайте территориальным отделениям данного Департамента и Ассоциации самоуправлений Литвы, в котором со ссылкой на указанные Правила утверждается, что финансирование благоустройства объектов значимого для иностранных государств недвижимого культурного наследия, к которым относятся и советские воинские захоронения, «может предоставляться только через управляющего объектом – самоуправление». Следует отметить, что каких-либо положений, напрямую регламентирующих вопросы финансирования работ по проведению ремонтно-восстановительных работ на захоронениях, в Правилах не содержится. Посольство же не может, не нарушая законодательство РФ, передавать российские бюджетные средства литовским самоуправлениям, которые, как предполагается, и будут проводить с их использованием соответствующие тендеры. Заметим: у самих самоуправлений таких средств нет.

На встрече в Департаменте в марте с.г. представители Посольства были проинформированы о поручении Правительства Литовской Республики по пересмотру указанных Правил. При этом было ясно дано понять, что требование относительно осуществления финансирования ремонтно-восстановительных работ исключительно через местные самоуправления будет включено и в новую редакцию Правил.

Затем началась бесконечная эпопея с утверждением этого документа. Новые Правила появились только позавчера – 27 июня с.г. Первый анализ говорит, что это еще один шаг в сторону ужесточения процедуры осуществления ремонтно-восстановительных работ на воинских захоронениях.

В тоже время у российской стороны вызывает серьезную озабоченность ситуация по целому ряду объектов и действий литовской стороны.

В ходе реконструкции центральной площади г.Шяуляй планируется кардинально видоизменить мемориал советским воинам – в частности, заменить памятник на горизонтально лежащую плиту — т.е. фактически его ликвидировать. Паневежский отдел Департамента культурного наследия в декабре 2017 г. накануне завершения ремонтно-восстановительных работ на захоронении, расположенном в г.Обеляй, безосновательно признал «не соответствующей требованиям правовых актов» доверенность, выданную в сентябре 2017 директором администрации Рокишского самоуправления фирме-победителю соответствующего тендера, объявленного Посольством России. В результате не удалось завершить работы на данном захоронении.

Департамент культурного наследия обязал Литовскую ассоциацию военной истории «Забытые солдаты» снести или пройти заново процедуру согласования по установке двух надгробных плит, поставленных в мае 2017 г. на Антакальнисском кладбище на могилах перезахороненных в 2013 г. останков воинов Российской императорской армии, а также солдат Советской Армии, погибших в 1944 г. при освобождении Литвы. Власти Юрбаркского района в 2017 г. перезахоронили как «неустановленных лиц» останки пяти солдат 106-го Таурагского пограничного отряда, погибших в первые дни Великой Отечественной войны.

Публично обсуждается вопрос об установке на мемориале освободителям Клайпеды «электронной аппликации» с «правдивой» информацией об этих событиях. Были также случаи осквернения указанного мемориала. Звучат предложения по переносу захоронения солдат, погибших в 1944 г. при освобождении г.Паланга, из центральной части города на окраинное кладбище. В г.Нямунелё Радвилишкис Биржайского района установлена «разъяснительная» табличка у памятника советским воинам-освободителям. Раздаются призывы распространить эту практику на всю страну.

И это далеко не полный перечень результатов «новой мемориальной политики» властей Литовской Республики.

К вопросу захоронений подключились и литовские спецслужбы, которые выступили, по сути, с открытыми установками. В последний отчет ДГБ и Второго департамента оперативных служб при Минобороны ЛР впервые включен раздел «Реализация в Литве политики России в сфере истории». В нем, в частности, говорится, что Москва, мол, заинтересована в реставрации солдатских захоронений и мемориалов, которые преподносятся в качестве «доказательства включения Литвы в геополитическое пространство России». Как утверждается, делаются попытки узаконить отдельные перезахоронения в качестве новых объектов советского наследия, а также содержатся другие голословные обвинения, явно нацеленные на создание в обществе соответствующей атмосферы.

Не остались в стороне и депутаты Сейма ЛР, внесшие на рассмотрение в мае с.г. законопроект «О запрете пропаганды коммунизма и другого тоталитарного строя на общественных объектах». Не исключено, что его окончательный текст может поставить новые серьезные барьеры работе по ремонту советских воинских захоронений в Литве. Это, безусловно, крайне негативно скажется на и без того находящихся в кризисном состоянии российско-литовских отношениях.

Исходя из вышеизложенного, российская сторона вынуждена скорректировать свой подход к организации мероприятий на территории Российской Федерации по увековечиванию памяти репрессированных литовцев и приостановить реализацию проекта «Миссия Сибирь», о чем мы уже неоднократно предупреждали литовских коллег в течение последних месяцев.

Указанная мера будет действовать до тех пор, пока литовская сторона не предоставит реальную возможность возобновления военно-мемориальной деятельности в Литве. Принцип взаимности и в этом важном деле остается определяющим.

Одновременно призываем литовскую сторону возобновить переговоры по российско-литовскому межправительственному соглашению о местах захоронений военнослужащих и гражданских жертв войн и репрессий.

05 июля 2018 г.
Регион: Литва

Другие новости





Архив

Архив
Единый час духовности «Голубь мира»
Наша Общая Победа
ПАРТНЕРСТВО "ШКОЛЫ-ПОБРАТИМЫ"
<
>
Controller: Material.item | _news_item;
Time: 0.763;
DB: 53 за 0.216;
RAM: 13.44 из 128M;
Memcache: не установлен