Радость с горчинкой
Радость с горчинкой
О своем подвиге Алеукеш Кубеков ни разу даже словом не обмолвился. О том, что его представили к званию Героя Советского Союза, близкие узнали спустя почти четыре десятилетия после его кончины.
Единственная награда, которую Алеукеш прикреплял к лацкану пиджака на День Победы, была медаль «За взятие Берлина». А когда дочь Салима спрашивала его, почему он не надевает другие медали и ордена, он отвечал: «Я вернулся живой, а это и есть моя главная награда». Да и не хотел он лишний раз тревожить сердца матерей, вдов, сирот, не дождавшихся с войны своих сыновей, мужей, отцов.
– Многие из моих павших товарищей не меньше меня достойны наград, но они не могут их надеть. Обойдусь и я, – считал Алеукеш Корганбекович.
Так и лежали боевые его награды – ордена Красной Звезды и Красного Знамени, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги» – в укромном месте.
А детям – их у фронтовика девять – так хотелось, чтобы отец прошелся по улице при всех своих наградах! Но не такой у него был характер. Не любил он показухи и слова на ветер не бросал. Жил и трудился так же, как и воевал – честно, мужественно, не щадя себя, не считаясь со временем.
Довелось Алеукешу и председателем сельского совета быть, и целину поднимать, и на многих других ответственных постах работать. Везде добросовестно трудился, никогда не жаловался. Главной его опорой и поддержкой были любимая жена Сара и их замечательные дети, которые всегда учились и вели себя так, чтобы родители ими гордились, особенно папа. Семью Кубековых хорошо знали и уважали в совхозе им. 22-го партийного съезда Комсомольского (позже Иргизского) района Актюбинской области.
Земной путь Алеукеша Корганбековича закончился в 1974 году, а помнят земляки о нем до сих пор. Благо его достойным продолжением стали сыновья и дочери, которые ни в чем не посрамили память отца.
– Мы взрослели, – вспоминает дочь Салима, – читали книги о войне, о подвигах защитников Родины. Нам хотелось узнать об отце как можно больше, особенно о его фронтовой биографии. Мама говорила, что отца несколько раз приглашали в офицерскую школу в Москву. Рассказывала об одном из боев, где чудом остались живы только отец и его товарищ. Мама знала, что их представили к высокой награде, но папа ее так и не получил. Сердце сжимается, когда я об этом думаю.
Дочь писала об отце в районных газетах «Ыр?ыз», «Целинная новь», «Жа?алы? жаршысы». И хотя ее материалы получали теплые отзывы читателей, сама она не могла себе поставить высший балл потому, что прекрасно осознавала: ее сведения об участии отца в боевых действиях очень скудны. Она только знала, что отец воевал на Белорусском фронте.
О том, что отец ждет какую-то особую награду, в семье знали все. А вот какую, за что, особо не допытывались. Только мысль эта занозой засела в сердце его дочери Салимы и не давала ей покоя. Сама педагог, она прекрасно знала, какой ценой досталась Победа, которую, не щадя себя, приближал и самый дорогой ее человек – отец. Эту тему она обсуждала со своими учениками, писала о ней в газетах, но неизвестность тяготила сердце.
Ситуация прояснилась совсем недавно. Как-то один из родственников поделился с Салимой Алеукешевной новостью, что через сайт нашел близкого человека – участника Великой Отечественной войны.
– Какой сайт? Где? – разволновалась дочь фронтовика.
– Рodvignaroda.ru, – сказали ей.
Она – к компьютеру. Разыскала и глазам своим не поверила. Дочь увидела наградной лист, где ее отца – Алеукеша Кубекова представили к званию Героя Советского Союза!
И здесь же было помещено краткое описание боя, о котором когда-то рассказывала мама: «В боях в районе д. Лапичи Минской области, 30 июня 1944 года батарея, заняв без пехоты плацдарм на левом берегу р. Свислочь. В тяжелую минуту для орудия он поднес боеприпасы и немедленно заменил убитого наводчика, открыл огонь по танкам противника, подбив при этом два танка.
А когда орудие вышло из строя от снаряда противника, он с оставшимся в живых одним орудийным номером из личного оружия и гранатами отразил несколько контратак немцев, наседавших на орудие. Из своего автомата и гранатами он лично уничтожил 17 гитлеровцев». (Орфография и стилистика документа сохранены.)
Салима читала и не могла сдержать слез. Душу переполняла радость. Она так переволновалась, что даже сон потеряла. Да и было от чего! Сначала волновалась от того, что приближалась свадьба сына, а тут еще одна радостная новость. Да какая! Как ей хотелось обнять папу, прижаться к нему и сказать: «Ну вот, видишь, нашлась награда, а ты так переживал! Не волнуйся больше! Будь спокоен!»
Она всматривается в знакомые черты отца на фотографии из семейного альбома: волевое лицо, высокий лоб, умные и добрые глаза… И думает о том, как много сделал этот родной человек не только для семьи, но и для Родины. И хотя не всем внукам довелось увидеть дедушку живым, они бережно хранят память о нем и чувствуют себя причастными к его судьбе, а значит, к судьбе своей Родины. Ежегодно – в День Победы 9 Мая и в день смерти Алеукеша 23 мая – его дети и внуки накрывают дастархан и читают молитву. Ветеран в такие минуты тоже незримо присутствует за столом.
Когда Салима Алеукешевна рассказывает об отце, то очень волнуется. Переживает, что трудно передать всю полноту чувств и воспоминаний об отце, чью поддержку она ощущает до сих пор. В ее домашнем архиве сохранились почти стертые от времени наградные листы, где есть весьма убедительная строчка «краткое, конкретное изложение личного боевого подвига». Читаешь это «краткое конкретное изложение» и по коже бегут мурашки: «Тов. Кубеков, работая старшим телефонистом батареи, в боях на западном берегу р. Одер и на улицах Берлина проявил смелость, находчивость и отвагу. 15.4.45 тов. Кубеков под огнем противника устранил 10 порывов телефонной линии. Это обеспечило батареей выполнение поставленной боевой задачи. В уличных боях за Берлин работал в расчете, который уничтожил 15 гитлеровцев. 23.4.45 огнем из карбина уничтожил двух автоматчиков противника. Достоин награждения ордена «Красная Звезда». (Строчки этого документа почти стерлись от времени, но несут в себе печать истории.)
Семь строк всего, а сколько в них спрессовано событий. Лучшей характеристики для фронтовика и не надо. И такой же мини-рассказ есть у Кубековых о каждой награде отца. Теперь и о той, которую он так и не получил...
Розыском героев, как известно, с 1950 года занималась специальная комиссия Министерства обороны (тогда еще Советского Союза). Документы рассылались в военкоматы. Если судить по абсолютным цифрам, работа проделана большая. Но к ней охладели, выполнив менее чем наполовину... Почти на двадцать лет, начиная с 1960 года, поиски свернули. Их стали вести лишь по «запросам» фронтовиков. Мол, кому дорог его орден, сам о себе напомнит. Логика оказалась ошибочной. Редко кто решался «беспокоить» по такому поводу. Тем более что многие фронтовики чаще сами не знали, что им полагаются награды.
Да и знавшие подчас не спешили обнаружиться. Мало ли что. А может, сегодня это уже вообще никому не нужно? Лучше никогда, чем так поздно? Для тех немногих, кто дожил до дня вручения награды, церемония – такое сильное потрясение, что это подчас сопряжено с не меньшим риском для жизни, чем тот давний бой, в котором отличился человек. Да и опоздавшая радость теперь нередко становится в семьях фронтовиков поводом для досады и горечи: «Где же вы раньше были, пока отец был жив?..»
Примерно треть всех, кто был удостоен в годы Великой Отечественной войны орденов и медалей, своевременно их не получили. В целом это численность нескольких фронтов – более четырех миллионов человек. Героизм оказался настолько массовым, что наград на всех не хватало, монетный двор не успевал выполнять заказы.
Многие, кто возвращался с фронта домой, заставая на месте родных городов и деревень пепелища, вынужденно меняли местожительство. А по новому адресу известия о неполученных наградах не доходили. Многие получали ордена за свой последний в жизни бой. Многих тяжелораненых переправляли в тыл, а после лечения зачисляли в другую часть. Уследить за передислокацией огромных людских потоков было трудно.
Затерялось в чьих-то кабинетах и представление на награду героя из Казахстана Алеукеша Кубекова. Грустно это осознавать. И больно. Ряды ветеранов редеют. С каждым годом их становится все меньше. И наше представление о самой кровопролитной войне все больше основывается на ее «вторичном», в основном художественном отображении, а не на «первичных» свидетельствах – то есть семейных преданиях. А ведь уважение к истории страны начинается с домашних реликвий и блеклых фотокарточек. Они, а не сухие справочники, формируют народную память…
Валентина ФИРОНОВА
фото из семейного архива