«Ситуация похожа на дело Матеуша Пискорского в Польше»

Выступление председателя Социалистического народного фронта Литвы Гедрюса Грабаускаса на европарламентских слушаниях

Информационно-аналитический портал «НьюсБалт» публикует выступление председателя Социалистического народного фронта Литвы Гедрюса Грабаускаса на европарламентских слушаниях на тему «Политические преследования в странах Прибалтики». Мероприятие прошло 20 февраля, в Брюсселе. Доклад Грабаускаса посвящен политическому преследованию, разжиганию ксенофобии и признакам возрождения фашизма в Литовской республике.

Политические репрессии в Литве стали уже привычным явлением. Многие помнят, что за слова «Свои стреляли в своих» осудили литовского политика Альгирдаса Палецкиса. Это произошло в 2013 году. Палецкис еще в январе 2011 г. открыто высказал свое мнение о событиях 13 января 1991 г., и сразу после этого против него была начата кампания преследования. Но первая волна политических репрессий в Литве проходила еще в 1991-2000 гг. Тогда в тюрьмах побывали члены литовской Компартии, а также бывшие члены народных дружин и некоторые представители прогрессивной интеллигенции. Компартия Литвы вообще была запрещена.

Одного из лидеров литовской Компартии Юозаса Ермалавичюса и его соратников долго преследовали. Ермалавичюс и М. Бурокявичюс были захвачены боевиками из литовских спецслужб 15 января 1994 г. в Белоруссии и незаконно вывезены в Литву. После долгого расследования и судебного процесса шесть коммунистов были приговорены к тюремным срокам от 3 до 12 лет. В тюрьму попал профессор философ И. Кучеров, бывший дружинник В. Орлов и много других левых активистов.

Но последние события стали сенсацией в нашей стране. Проходят обыски и массовые аресты антифашистов. На фоне этих событий даже бастующих учителей называют «террористами», призывают закрыть в тюрьму прогрессивных писателей, а их книги запретить. Явный пример — преследование писателя Марюса Ивашкявичюса за его книгу «Зелёные». В этой книге он описал «подвиги» так называемых «лесных братьях», в том числе их главного командира, организатора Холокоста в Литве Йонаса Жемайтиса — Витаутаса. В начале февраля началась кампания против учительницы Эллы Канайте. Предлогом стало то, что неонацисты прочитали в социальной сети высказывание Э. Канайте о советских временах и о ее связях с людьми из России. По ТВ-каналам Литвы началась травля учительницы, создана и рабочая группа в мэрии Вильнюса, которая сейчас «выясняет» действия Канайте. Это явный пример открытой русофобии.

Рядом с политическими преследованиями видны признаки возрождение фашизма в Литве. Создан настоящий культ нацистских преступников в Литве. Прославлены Йонас Норейка – генерал Ветра, Йонас Жемайтис — Витаутас, Юозас Крикштапонис, Антанас Случка — Шарунас, Антанас Старкус — Монте, Йонас Мисюнас – Зеленый Дьявол, Бронюс Лиесис — Нактис, Адольфас Раманаускас – Ванагас и другие участники Холокоста).

Против тех граждан, кто говорит правду о нацистских преступниках, принимается карательные меры. Так, в июле 2018 г. заведено уголовное дело в отношении депутата горсовета Клайпеды Вячеслава Титова. Он на заседании совета сказал, что, по его мнению, не стоит в центре Клайпеды прикреплять памятную доску участнику Холокоста Адольфасу Раманаускасу-Ванагасу. Сразу после этого против Титова заведено уголовное дело, через неделю проведены обыски в квартире и рабочем месте В. Титова. Сейчас дело уже передано в суд.

Похожее уголовное дело было заведено и в октябре 2013 г. В прицеле спецслужб оказались литовские журналисты Александрас Босас и Гедрюс Грабаускас (автор этих строк. — «НьюсБалт»). Они написали серию совместных статьей о нацистских преступниках, таких как Йонас Норейка-генерал Ветра, Йонас Мисюнас-Зелёный Дьявол, Юозас Крикштапонис. Журналистов вызывали на допросы, прокуроры обратились к экспертам. Через 10 месяцев, в конце августа 2014 г., это уголовное дело было прекращено. За свою позицию о нацистских преступниках и о современных неонацистах долго преследовали и известного антифашиста Эвалдаса Бальчюнаса.

В Литве открыто действует собрание неонацистов, таких как «Щит», «Братство Зеленого Дьявола» и другие. Проходят крупные мероприятия по представлению неонацистского направления. Явный пример: каждое лето, в июле, проходит поход «По тропам Зеленого Дьявола», в котором участвует по 2000 и больше человек. Это мероприятие поддерживает Министерство охраны края Литвы и другие инстанции власти. Поход посвящен памяти известного нацистского преступника, участника Холокоста Йонаса Мисюнаса-Зеленого Дьявола.

Новая волна официальных судебных преследований началась в ноябре 2018 года

Тайные аресты, которые коснулись А. Палецкиса и его соратников, уже не первые в современной Литве. Раньше тайно арестовывали, но не на долгое время. Так, 12 апреля 2018 г. в Паланге угодил в тюрьму известный блогер Симонас Загурскас. Его там держали неделю, предъявив обвинения в том, что писал статьи о событиях 13 января 1991 г., где открыто заявил, что много людей застрелили местные боевики Р. Чепонис, Р. Грайнис и другие. Ими руководили представители ЦРУ — Андрюс Эйва и его коллеги. В конце сентября 2018 г. Загурскас приговорен к штрафу в размере 3 700 евро

Но последние события стали более грозными. В начале ноября 2018 г. тайно арестован политик, бывший лидер Социалистического Народного фронта Альгирдас Палецкис, арестованы и еще некоторые члены Соцфронта, а также известный историк Валерий Иванов. А.Палецкис до сих пор находится в тюрьме, ему предъявлены обвинения по 119 ст. УК Литвы («Шпионаж»). Эта ситуация похожа на дело Матеуша Пискорского в Польше.

Репрессии продолжаются. Так, 1 февраля 2019 г. прошли обыски у антифашистов Виктора Орлова и Сергея Гоша. 13 февраля прошёл допрос члена правление Соцфронта Павла Жевжикова, в квартире и на рабочем месте которого 18 декабря 2018 г. проведены обыски. Проведена и его графологическая экспертиза. П. Жевжикову пытаются инкриминировать то, что он следил за прокурорами и судьями вместе с А. Палецкисом. То есть создается легенда, что А. Палецкис и его друзья — это шпионы и диверсанты.

15 февраля старший следователь Бюро криминальной полиции Литвы Регина Кишунене по телефону звонила и приглашал на допрос Гедрюса Грабаускаса, но я отказался ехать. В этом вопросе фигурируют А. Палецкис, П. Жевжиков и другие левые активисты. Лените Грабаускене позвонили из Департамента государственной безопасности. Звонили 4 раза и даже призывали приехать в 17 часов. Она отказалась ехать, сказала — пусть придет официальная повестка.

Спецслужбы жестоко преследовали активистов Соцфронта С. Ракаускене, И. Криницкого и еще некоторых антифашистов. Если смотреть на недавнее событие, то это были жестокие акты в январе 2016 года. Тогда была тайно арестована активистка Соцфронта Скайста Ракаускене. Она активно боролась с наркоманией, ее арестовали, сутки продержали в изоляторе, а затем поместили в психиатрическую лечебницу строгого режима. Я и мои соратники Х. Йодишка, Д. Шульцас, З. Волковас-Лапинскас и другие защищали права С. Ракаускене. Через год все обвинение с нее сняли и отпустили из лечебницы. Но она умерла в своей квартире через неделю, преследование оказались решающим фактором для здоровья пожилой женщины.

В декабре 2013 г. совершено жестокое нападение на Игоря Криницкого, он был зверски избит. Долгое время находился в реанимации, умер 21 января 2014 г. И. Кризис был активным членом Соцфронтов, участвовал во многих акциях, распространял прокламации, его интересы были случаи коррупции.

Другие случаи таинственных смертей или явных убийств антифашистов и правозащитников — соратник Г. Грабаускаса антифашист Жильвинас Шумскис (найден в петле в июле 2014 г.), правозащитник Юлис Ведецкис (найден убитым в своей квартире в сентябре 2016 г.), журналист антифашист Пранцишкус Шлюжас (в сентябре 2017 г. найден в своей усадьбе, убит топором. Убийцы не найдены), правозащитница Оксана Бекерене (скончалась в феврале 2018 г.).

Репрессии в Литве стали более жёсткими после переворота на Украине

С весны 2014 г., после переворота в Украине, литовские спецслужбы стали действовать более жёстко. Так в июле 2014 г. заведено уголовное дело в отношении левого активиста Александра Долженко, в его квартире проведен обыск. Активист занимался сбором гуманитарной помощи для Донбасса. После жесткого давления спецслужб в 2015 г. Долженко покинул Литву.

В ноябре 2014 г. заведено уголовное дело в отношении групп учителей русскоязычных школ Вильнюса, проведены обыски. Это сделано по факту тех событий, которые произошли в детских лагерях России и Киргизии. Уголовное дело прекращено через год.

В январе 2015 г. заведено уголовное дело в отношении 11-ти граждан Литвы — членов Соцфронта, движения «Будем едины» и других организаций — Я.Валюкенаса, В. Лекстутиса, Г.Грабаускаса и других. Проходили обыски, начались допросы, затем судебные процессы, в них долго судили Гедрюса Грабаускаса, Олега Титоренко, Жилвинаса Разминаса, Вайдаса Лекстутиса. Закончились только в декабре 2018 г. Одних оправдали, другие получили наказание от 9 до 12 месяцев условно.

В Литве частые случаи, когда гражданам запрещают вход в здание органов власти. 20 декабря 2018 г. я получил официальный документ, в котором указано, что мне запрещено входить в здание Сейма Литвы. Это очередная выходка литовских спецслужб. Д. Шульцас осужден и закрыт в тюрьме на 2 месяца за критику влиятельных прокуроров, пострадали от беззакония А.А. Янишюс и другие литовские антифашисты. Иногда происходят и поджоги. Так, в ноябре 2015 г. подожжен дом активного правозащитника Х. Йодишки. 

Давление на свободу слова — запрещенные книги и давление на издательства

В феврале 2017 г. была издана книга российской журналистки Галины Сапожниковой (литовский вариант под названием «Цена предательства»). 8 марта 2018 г. были проведены обыски в издательстве «Политика», которая занималась изданием этой книги, и в квартире руководителя «Политики» Повиласа Масилёниса. Заведено уголовное дело, а книги конфискованы.  

В октябре 2017 г. под прицелом спецслужб оказалась писательница Рута Ванагайте. Из книжных магазинов изъяты около 20 тысяч экземпляров ее книг «Свои». Бывший работник военной разведки Гедрюс Гатавяцкас открыто угрожал Р. Ванагайте.

С конца 2016 г. с жестким давлением сталкивается и издательство «Белый лебедь». Под давлением военных — работников Департамента стратегической коммуникации армии Литвы Ауксе Усене, Каролиса Зикараса и их коллег из книжных магазинов и библиотек изъято много книг, которые выпустил «Белый лебедь». Это книги Николая Старикова и других авторов, на литовском и русском языках. Оказалось, что военные писали письма в книжные магазины, звонили в библиотеку или приезжали туда лично, давали в книжных магазинах с целью изъятия книг.

Можно купить антисемитскую литературу, которая запрещена во многих странах. Как пример — открыто продаются такие книги: «Удар русских богов», «Иго иудейское», экстремистские книги Григория Климова. Антисемитские идеи открыто продвигаются известным блогером Zepellinus, за который скрыт первый начальник отдела Министерства окружающей среды Литвы Линас Кадис, и некоторыми другими блогерами и публицистами.

Другие примеры антисемитизма в Литве

С преследованием литовского спецслужб столкнулся гражданин Израиля Йосиф Меламед. Он в 1943 г. сбежал из гетто Каунаса, вступил в отряд советских партизан. После войны уезжали в Израиль, собирали данные о Холокосте в Литве. В 2007 г. Генеральная прокуратура Литвы начало уголовное дело в отношении Й. Меламед. По версии прокуроров, Меламед убил гестаповца.

В этом же году заведено уголовное дело в отношении другого гражданина Израиля Ицхака Арада, который был в 1943 году. сбежал из гетто вильнюса и вступил в отряд советских партизан. Прокуроры заявили, что по их данным, И. Арад в составе партизанского отряда участвовал в боевой операции и убил пособников нацистов. Такие циничные действия были вызваны волнениями возмущения, через год Арада и Й. Меламеда были всё-таки прекращены.

С преследованиями столкнулся и член еврейской общины Литвы, гид и публицист Хаим Баргман. 6 сентября 2015 он и трое его соратников были задержаны в городе Укмерге, когда ехали на церемонию поминовение жертв Холокоста в лес Пивониос недалеко от Укмерге (там в сентябре 1941 г. немецкие оккупанты и их местные пособники убили свыше 10 тысяч евреев). Баргман и его соратники были закрыты в комиссариате полиции, у них взяли паспорта и очень долго проверяли. Затем еще всех фотографировали, после этого полицейские сказали, что надо еще чего-то ждать. Затем отпустили, но церемония поминовения уже закончилось.

Хаим Баргман заявил: «Я считаю, что эта выходная полиция была нацелена на то, чтобы не допустить участие в траурной церемонии». Не знаю, зачем это было нужно. Я говорю о том, что я, еврей, ехал на церемонию памяти моих погибших предков, и у меня нет такой церемонии, есть самый настоящий антисемитизм. Неприкрытый. Спецслужбы нарушают правовые и моральные нормы поведения».

На фестивале неонацистов, которые проходят в Вильнюсе и Каунасе 16 февраля и 11 марта, звучат антисемитские и русофобские лозунги: «Юден раус», «Русские — вон из Литвы». 11 марта 2017 г. неонацисты во время такого марша еще кричали и так: «Бранцовскую — в петлю! ». В Вильнюсе живет бывшая узница гетто Вильнюса Фаина Бранцовская, она сбежала из гетто и вступила в ряд советских партизан. Ясно, что это доказывает, что ситуация в современной Литве сложная.

situaciya-pokhozha-na-delo-mateusha-piskorskogo

22 февраля 2019 г.
Регион: Литва

Другие новости





Архив

Архив
Единый час духовности «Голубь мира»
Наша Общая Победа
ПАРТНЕРСТВО "ШКОЛЫ-ПОБРАТИМЫ"
<
>
Controller: Material.item | _news_item;
Time: 0.825;
DB: 51 за 0.239;
RAM: 13.4 из 128M;
Memcache: не установлен