Из суданского плена
Ровно 12 месяцев в заграничной командировке провел профессиональный военный журналист выпускник ЛВВПУ подполковник Виктор Шелыгин. Сел в самолет 12 августа 2010 и приземлился на калининградской земле спустя год - 12 августа 2011года. В этот временной промежуток успел побывать в африканском плену и переболеть малярией, искупаться в легендарном озере Виктория, сплавится на плотах по Нилу, погонять верблюдов и напиться воды из речки-вонючки – в общем, теперь у него в активе полный спектр «развлечений» из копилки наблюдателя ООН в республике Судан, что в северо-восточной части «черного» континента.
Напомним, совсем недавно в Судане бушевала гражданская война, унесшая жизни 5 миллионов человек. Конфликт разгорелся между мусульманским севером и христианским югом. Однако эта бойня была вовсе не религиозной войной. Дело в том, что за власть в этой стране боролись две мощнейшие силы: Суданская армия, строящая исламское государство на Африканском континенте (и поддерживаемое в свое время США) и SPLM – движение трудящихся южного Судана, опекаемое совсем недавно СССР. Столкновение великих держав подогревались внутренними противоречиями между племенами, которые рвались к власти в Хартуме (столица Судана) и на юге – в Джубе.
Собственно когда конфликт зашел в тупик, президент Судана Омар Аль-Башир решил обратиться в ООН с просьбой установить мир в стране. В результате в 2005 году Организация Объединенных Наций разместила миротворческие силы в шести секторах. Еще двумя камнями преткновения –стали районы Абией и Дарфур. Сейчас в этих регионах работают отдельные миссии ООН. В 2011 году в стране состоялся референдум, на котором народы Судана решили разделить государство на две части. Север остался за мусульманским большинством, а юг перешел под контроль SPLM, никогда не симпатизировавшей арабам. Что касается нашего суданского льва (выпускника ЛВВПУ Виктора Шелыгина), то он провел почти год на масульманском севере и лишь несколько недель - на христианском юге.
- Скучал безумно по родственникам, все-таки 6 тысяч километров между мной и моими обожаемыми девочками – в Калининграде Виктора все это время с нетерпением ждали супруга Ирина и дочурка Анютка. ООН предоставляло отгулы за работу в выходные дни, в месяц набегало 6 свободных дней. Можно было реализовать их на месте, а можно было за свой счет смотаться домой. Мне удалось это сделать несколько раз.
Даже вдалеке от балтийских берегов Виктор не терял навыки журналистской работы, наращивая опыт в стесненных условиях. За время нахождения в командировке выпустил два боевых листка «Милобовец», ставший официальным печатным органом общежития русских и украинских наблюдателей в Дамазине.
НАША СПРАВКА: Эд-Дамазин – столица штата Голубой Нил - одного из пятнадцати штатов республики Судан. Граничит на востоке с Эфиопией, на юге - с Южным Суданом.
Тираж Боевого листка первоначально составлял всего 5 экземпляров: в тимсайте, где находился Виктор, проживали 5 человек, читающих по-русски - 4 россиянина и один украинец. В дальнейшем он получил заявки от соотечественников из других тимсайтов. В результате тираж пришлось увеличить до 20 экземпляров. Кроме того, популярностью пользовались электронные версии, которые отправлялись по интернету родным и близким.
Кстати говоря, среди наблюдателей ООН были и другие выпускники ЛВВПУ, но Виктору так и не удалось с ними повстречаться.
- В Судане я был первым из «львов», - комментирует он, однако я слышал, что после моего отъезда из этой страны кто-то из львовян был направлен в Судан. Фамилию не помню, знаю, что – он выпускник по специальности «культпросветработа».
Рассказал Виктор немного и про основную задачу наблюдателей - сбор информации о выполнении соглашений между противоборствующими сторонами. Парни выясняли наличие вооруженных формирований, отдельных вооруженных групп, перемещение войск и общую обстановку в населенных пунктах в зоне своей ответственности, чем доставляли неудобства скорым на расправу боевикам.
Неудивительно, что в связи с этим не раз становились мишенью для темнокожих солдат. В один из дней Виктор был захвачен в плен во время посадки вертолета в деревне Эль-Силак. Тут тебе и угроза расстрела в приграничной зоне, и личное знакомство с черной мамбой, посещение Российской авиагруппы в Джубе, героическое прохождение минного поля и две награды ООН. Вот так тезисно, не раскрывая особенностей работы.
Рассматриваем фотографии, который Виктор присылал жене, находясь в командировке и какая-то нестыковочка получается: уезжал уже подполковником, а там ходит в майорских погонах! Что за дела? Оказывается, Россия строго выполняет требования ООН о предоставлении военных наблюдателей. Согласно полевому уставу простой наблюдатель должен обладать званием капитан-майор.
- Поэтому во всех документах офицеры категории майор-полковник записаны, как майоры, - отвечает Виктор на наш вопрос. - Если во время службы наблюдатель принимает штабную должность, он вправе претендовать на более высокое звание от своей страны. Для этого в московском ГУКе издается специальный приказ. Таким образом, офицеры управления в штабе ООН из России могут быть подполковниками. Представители других (южных) стран менее щепетильно относятся к строгому исполнению устава и прибывают в миссию в погонах национальных Вооруженных сил.
Необходимо подчеркнуть, что период нахождения Виктора Шелыгина в Судане нельзя назвать спокойным. Демократия только внедряется в этой стране, она весьма условно становится гарантом цивилизованного раздела спорных земель. В итоге, чей автомат более меткий, тот и хозяйничает на спорных территориях. И все же, 9 июля 2011 года Южный Судан провозгласил свою независимость. Судан (северный) стал первым государством, признавшим новое 194-е государство мира, а наблюдатели ООН свернули свою миссию. Но полностью голубые каски регион не покинули. В Судане остаются еще две миссии: в Абией и Дарфуре. А в Южном Судане развернута новая миссия. Все это говорит о том, что работы военным наблюдателям в этой горячей точке планеты еще хватит, а это значит, что шансы у «львов» увидеть черный континент сохраняются довольно приличные.
М. Артемов
Инфорбюро МС "Наследники Победы"