Размышление о революциях

Революция в России в 1905 — 1907 годах, а затем Февральская и Октябрьская революция. Две России — левая и правая. Две империи, два устройства, два мира, которые стояли как вызов перед российским руководством в конце XX века. Потом приход Владимира Владимировича, возвышение и попытка примирения.

Любая революция влечет за собой перелом строя, разрушение порядка, погружение всей социальной системы в хаос и мятеж. А в условиях мятежа непросто работать на сплочение и сохранение. Разрушенный порядок трудно вернуть, и для этого требуется время и огромные усилия.

Для разрушения системы обязательно используются звучные термины (громкие, но по сути своей деструктивные). Царской России был извне навязан лозунг о необходимости освобождения от «кровавой царской тирании» (со времен первого коронованного царя Ивана IV), о освобождении от царской «тирании» (со времен Смуты), а советской России — лозунг об освобождении от коммунистического «красного террора». Игра терминами.

Технологическая цивилизация Запада, которая навязывается как высшая, иллюзия материалистического прогресса как символа цивилизованности и движения вперед, капитал, который требует преследования личных интересов в ущерб государственным и народным, тесная смычка финансового (Ротшильды, Рокфеллеры, Варбурги, Мильнеры, Морганы…) и социалистического интернационала в начале XX века, саботажи и диверсии либералов во время Русско-японской войны, иностранные спецслужбы, подстрекающие агитаторов и бунтовщиков, пятая колонна тогда и сейчас…

Большая игра — конечно, дело прошлого, и нынешние события (на Ближнем Востоке, на Балканах, в Центральной и Южной Азии и так далее), как подчеркивают некоторые исследователи, не стоит сравнивать и связывать с событиями прошедших веков, хотя их сходство более чем очевидно. Конечно, подобный подход позволяет избежать излишних и неудобных вопросов (др. Веселин Конатар). Андрей Медведев полагает, что Россия участвует в Большой игре с 1612 года, когда охваченное Смутой русское государство по счастливому стечению обстоятельств избежало участи британской колонии…

Непросто создать благоприятный политический климат, внутреннюю сплоченность и стабильность в России с ее наследием, полным противоречий, порванными связями с историей, постоянными отказами от преемственности. В конце XX века разрушился не только СССР, но и целая цивилизация. В прошлое ушли все ее принципы, экономика и межличностные отношения. Сложно связать воедино все, что тогда происходило. Интеллектуальная команда «архитекторов» перестройки сознательно купилась на обман колоссальных масштабов. Мы должны учиться на ошибках (Сергей Кара-Мурза)…

Нелегко быть Владимиром Владимировичем!

 

Россия и Сербия между Востоком и Западом

 

Как писал Николай Яковлевич Данилевский, если славянский мир не будет хранить свой освободительный дух и объединять в единое целое разные стороны, он превратится лишь в этнический материал для чужой, западной цивилизации.

России удалось то, чего Сербии не позволила история, то есть исторические обстоятельства. Она смогла сформироваться как цивилизация. При этом как для русских, так и для сербов самоопределение, связанное с верой и нацией, превратилась в национальную характеристику, своего рода способом национальной самозащиты.

Что такое Европа для сербов и русских? Образец, устремления, вызов, поиск, самопознание, «инаковость», в которой мы себя теряем или находим? Действительно ли для политики России важнее всего освободиться от заблуждений относительно принадлежности к Европе и осознать, что она является ведущей силой восточного греко-славянского мира, как полагал Данилевский?

В чем суть нашего недопонимания с Европой и как его преодолеть? Является ли российское недопонимание в отношениях с Европой последствием российской идеализации Европы, признания только общего с ней, а, значит, полезного? Существовала ли идеальная, общечеловеческая Европа только в российских представлениях, а не в реальности (Часлав Коприцица)? И, наконец, как защищать русский мир? На современных границах России или на рубежах православного мира?

Нелегко быть Владимиром Владимировичем!

 

Мессианская идея

«Мессианская основа идеи Третьего Рима не только оставила исключительный след в русском коллективном сознании (например, ее основы можно усмотреть даже в коммунистической идее о распространении революции), но и сделала российскую политику исключительно приемлемой и привлекательной для многочисленных православных христиан в Османской империи», — писал Мирослав Йованович.

В 90-е годы XX века покачнулась вера в смысл истории и жертв. Двадцатый век принес русским и сербам огромные страдания, страдания буквально библейских масштабов. Важнейшим результатом Ялты и Потсдама было восстановление фактической преемственности между СССР и Российской империей (вернулся геополитический ареал), а также восстановление военной мощи и международного влияния. Это победа, которая возродила на территории великой России силу, способную обуздать любого, кто пожелал бы сделать мир однополярным, предопределила и последующую «холодную» борьбу против ее результатов. Сегодня все большее геополитическое давление ощущает на себе уже некоммунистическая Россия (Наталья Нарочницкая).

Вековой идеал России — служить идеалу праведного, христианского отношения к народам, которые должны собраться в единый «духовный Иерусалим» (Николай Трубецкой), — непросто представить как устремление, а тем более приступить к его активной реализации. Русские и сербы — народы, чьи идеалы сопряжены не с прогрессом, а с преображением. Они стремятся осмыслить, одухотворить пространство на земле, вернуть смысл труду и творчеству — созданию смысла. Бремя великой евразийской государственности может нести только тот народ, чей дух отличается от европейского прагматического индивидуалистического характера.

России необходима мощная надэтническая идея, которая решала бы вопрос о евразийской самобытности, творческого прочтения русской цивилизации (Бранимир Кулянин). Гибель Восточной Римской империи поставила перед русским народом глобальную задачу — сохранить сильную государственность как духовный призыв. Этот призыв звучит и поныне.

Нелегко быть Владимиром Владимировичем!

Символика времени и места

«У каждого серба два места рождения: одно — там, где он случайно родился, а второе — Косово» (Райко Петров).

Символика времени

Время визита Владимира Владимировича — момент сильного давления и напряженности в связи с Косово и Метохией. Для сербов и русских это переломный момент по многим причинам. Прежде всего, нужно сделать окончательный выбор, чтобы оказать помощь тем, кому она нужнее всего — сербам в Косово и Метохии. Как?

Нужно дать ясный ответ на вопрос о том, возможна ли передача Косово и Метохии. Ситуации, когда сербы являются больше русскими, чем русские, а русские больше сербами, чем сербы, чередуются в зависимости от исторических обстоятельств и возможностей, однако приверженность истине и правде всегда остается главным ориентиром и для тех, и для других. Пришло время уверенно отстоять историческую истину и выразить уважение к той борьбе, которую вели сербы во время последней оборонительно-гражданской войны.

Символика места

Культ Святого Саввы велик и в России. Елена Глинская, мать коронованного русского царя Ивана IV, по матери была внучкой сербского вельможи Стефана Якшича. Во время правления Ивана IV заметно распространилось почитание святого князя Лазаря, святого Симеона и святого Саввы, чьи изображения есть на фресках в Архангельском храме московского Кремля. Русские цари щедро одаривали Хиландар, и Иван IV был одним из его покровителей.

Можно сказать, что в XVII веке в России не было ни одной значительной монастырской библиотеки, где не было бы книги «Савва Сербский». Ходить в Храм святого Саввы, жертвовать на него и помогать его строительству — это продолжение вековых русско-сербских духовных связей, которые обладают огромной политической символикой. Такой же, как символика американской базы Бондстил в Косово.

Русские строят храмы, а американцы — базы в сердце сербских земель, отправляя ясное послание россиянам. Пришло время, как говорит русский поэт, для России вернуть себе статус сверхдержавы именно там, где она его и потеряла, в Косово. Действительно, время пришло. Нелегко быть российским президентом, но сейчас еще труднее быть сербом в Косово!

Добро пожаловать, президент! Чувствуйте себя в Сербии, как сербы в России — как у себя дома!

Милана Бабич — профессор сербского языка и дипломированный теолог, координатор учащейся молодежи Международного союза «Наследники победы», председатель филиала Объединения драматургов Сербии в Республике Сербской и главный редактор по издательской деятельности в Задужбине князя Мирослава Хумского.