10 пунктов Приднестровского урегулирования
Проект, предложенный делегацией молдавских журналистов в рамках Курсов журналистского мастерства под эгидой Института стран СНГ, Ялта, март 2012 года
1. Мы видим разрешение конфликта исключительно в рамках общего пространства бывшей Молдавской ССР. И мы не видим причин, категорически исключающих строительство общего государства в дальнейшем.
2. Мы констатируем, что между двумя берегами Днестра нет этнического конфликта, подобно тому, который имел место в Абхазии, Южной Осетии и Косово. По оба берега Днестра живут одни и те же этнические группы.
3. Мы констатируем, что и на левом, и на правом берегу Днестра существуют силы, не заинтересованные в урегулировании приднестровского конфликта, и более того – исповедующие принцип «чем хуже – тем лучше».
4. Мы считаем неприемлемыми как позицию официального Кишинёва «только унитарное государство», так и позицию официального Тирасполя «только два независимых государства». Решение конфликта может быть найдено в рамках той или иной модели федерализации единой Молдовы. На наш взгляд, эта тема не потеряла своей актуальности и сегодня.
5. Мы считаем необходимым вернуться к практике взаимодействия регионов Приднестровья и регионов Молдовы.
6. Мы считаем необходимым продолжение переговорного процесса в формате 5+2, который до сих пор был единственным и жизнеспособным. При этом считаем приоритетными двусторонние переговоры Кишинева и Тирасполя.
7. На наш взгляд, важная роль в налаживании связей между двумя берегами Днестра принадлежит посредникам переговорного процесса, особенно России. Эта страна обладает наибольшим авторитетом на обоих берегах. В частности, по всем социологическим опросам в Республике Молдова, более 60% граждан страны считает Россию главным стратегическим партнёром Молдовы. Вместе с тем, мы считаем, что Украина, Россия и ОБСЕ должны определиться со своими приоритетами и проводить более ясную политику в отношении приднестровского урегулирования.
8. Мы поддерживаем «тактику малых шагов», предпринимаемую нынешним руководством Молдовы и Приднестровья. Эта тактика служит отправным пунктом для взаимопонимания и нахождения общих интересов между двумя берегами Днестра.
9. Мы считаем необходимым обеспечение свободного передвижения жителей обоих берегов Днестра через административную границу. Также предлагаем максимально сократить число контрольно-пропускных пунктов на административной границе.
10. Мы отмечаем важную роль Русской Православной Церкви в налаживания духовных связей между Молдовой и Приднестровьем. Молдавская митрополия является одной из немногих нерасчленённых структур, объединяющих оба берега Днестра. В условиях, когда большинство народов Молдовы и Приднестровья исповедуют Православие, а Церковь, по всем социологическим опросам, является наиболее авторитетным институтом на обоих берегах Днестра, миссионерские и интеграционные усилия Православной Церкви нам представляются крайне важными.
Владимир БУКАРСКИЙ, информационно-аналитический портал AVA.MD
Дарья ГВИНДЖИЯ, телеканал PRIME
Екатерина КОЖУХАРЬ, газета «АиФ в Молдове»
Сергей МАНАСТЫРЛЫ, газета «Молдавские ведомости»
Светлана МУНТЯН, телеканал PUBLIKA TV
Ольга ХОДОВА, журнал Business Class.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Особое мнение политического обозревателя AVA.MD Владимира БУКАРСКОГО
1. На мой взгляд, вся ответственность за развязывание конфликта лежит на той достаточно малочисленной идеологической группе в Кишинёве, которая в конце 80-х – начале 90-х, на волне всеобщего хаоса сначала создала обстановку национальной вражды, а затем захватила политическую и идеологическую власть в Молдове. Отправным пунктом конфликта послужил закон о функционировании языков на территории МССР от 1989 года, принятый по инициативе и под давлением радикальных националистов. Поэтому разрешение конфликта немыслимо без «обнуления» 1989 года, включая корректировку языкового законодательства в Республике Молдова, с целью создания условий для реинтеграции страны.
2. Одним из факторов трагического размежевания в 1990 году послужила румынизация Молдавии – фактор, вызывающий особую и правомерную неприязнь на левом берегу Днестра. Румынизация в Приднестровье ассоциируется с оккупационным режимом Антонеску в 1941 – 1944 гг., а нынешний молдавский триколор – с флагом, под которым румынская армия совместно с Вермахтом дошла до Сталинграда. Я считаю необходимым сворачивание процесса искусственной румынизации Республики Молдова. Нынешний триколор не может служить объединяющим флагом для обоих берегов Днестра. На мой взгляд, единым флагом может служить знамя молдавского господаря Штефана Великого.
3. Я рассматриваю молдавскую самобытность в качестве одного из главных факторов, способных сблизить оба берега Днестра. Я считаю необходимым переиздание и самое широкое распространение книги Петра Шорникова «Молдавская самобытность» как на левом, так и на правом берегах Днестра, и обращаюсь к Институту стран СНГ с призывом поддержать эту инициативу.
4. Я считаю необходимым восстановление всех соглашений, ранее достигнутых между Кишинёвом и Тирасполем, и в первую очередь – Московского Меморандума 1997 года, подписанного президентом Молдовы Петром Лучинским и президентом Приднестровья Игорем Смирновым.
5. Я разделяю мнение башкана Гагаузии Михаила Формузала о том, что «Молдавия не взлетит, если не будет опираться на два крыла – Приднестровье и Гагаузию».
6. Оба берега Днестра объединяет общая история и общие ценности. Одной из таких ценностей является братский союз с Россией. Я констатирую, что существуют силы и в Молдове, и в Приднестровье, которые готовы нанести удар по этим ценностям. Я осуждаю установку «камня Гимпу» в центре Кишинёва, попытку организовать траурные мероприятия по случаю «200-летия российской оккупации Бессарабии», а также попытку установки памятника гетману Мазепе в Приднестровье.
7. На мой взгляд, важным проектом, способным стать единым объединяющим «полем» для обоих берегов, должно стать вступление единого Молдавского государства в Евразийский Союз. В Приднестровье подавляющее большинство населения поддерживает курс на евразийскую интеграцию. Эту же идею высказал и президент ПМР Евгений Шевчук. Однако и в Молдове эта идея разделяется достаточно большим числом населения и политических сил (согласно опросу «Барометр общественного мнения» за ноябрь 2011 года, выбирая из двух альтернатив – ЕС или ТС, более 45% населения Молдовы отдали бы предпочтение вступлению в Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана). Необходим интенсивный диалог между приднестровским истеблишментом и теми силами молдавского политического спектра, которые выступают за евразийскую интеграцию Молдавии.