Новый российский президент сказал, что его приоритетом является СНГ
Москва давно разделила для себя все страны СНГ на две группы – «интегрируемые» и «неинтегрируемые» в Евразийский союз. Понятно, что первую группу составляют страны Таможенного союза и присматривающиеся к этому объединению. Ко второй группе можно отнести – по разным причинам – Грузию и Азербайджан. Но Украина и Молдавия пока не относятся ни к одной группе, хотя внешнеполитическая ориентация обоих государств чрезвычайно важна Москве с точки зрения российских интересов на постсоветском пространстве.
Украинские страсти по российским выборам
Президент и премьер-министр Украины вчера в числе первых поздравили Владимира Путина с победой на президентских выборах. Хотя никто в Киеве не сомневался в исходе российской кампании, однако у политиков и экспертов разные прогнозы относительно того, как теперь будут складываться украинско-российские отношения. В целом в Киеве царят тревожные ожидания.
Как сообщило посольство РФ, в Украине за Путина проголосовали 74,05% россиян. В Киевском консульском округе – 64,08%, в Харьковском – 77,6%, в Одесском – 78,85, в Симферопольском – 77,7%, во Львовском – 65,55%. Черноморский флот отдал за победителя 80,5% голосов. Эксперты отмечают, что столь высокие результаты не стали неожиданностью, ведь Путин в Украине пользуется популярностью.
Даже на посту премьер-министра российский политик опережал в украинских рейтингах представителей местной власти. Победа на президентских выборах только укрепит авторитет Путина среди украинцев, считают эксперты. Но в этом кроется политическая опасность для официального Киева.
Политолог Тарас Березовец сказал «НГ», что, вернувшись в кресло президента, Путин всерьез займется решением украинской проблемы – так, как ее видят в Москве. «Не случайно, только узнав о результатах, новый российский президент сказал, что его приоритетом является СНГ. Для России Содружество – это зона жизненно важных интересов. Мне представляется, что Москва давно разделила для себя все страны СНГ на две группы – «интегрируемые» и «неинтегрируемые» в Евразийский союз. Понятно, что первую группу составляют страны Таможенного союза и присматривающиеся к этому объединению. Ко второй группе можно отнести – по разным причинам – Грузию и Азербайджан. Но Украина и Молдавия пока не относятся ни к одной группе, хотя внешнеполитическая ориентация обоих государств чрезвычайно важна Москве с точки зрения российских интересов на постсоветском пространстве. И я не сомневаюсь, что все силы будут брошены на решение этой проблемы: интеграцию в управляемые Москвой надгосударственные союзы любой ценой», – пояснил эксперт.
Березовец предположил, что новая стратегия России в отношении Украины сведется к двум ключевым позициям: «Во-первых, это активное продвижение на украинский рынок, получение контроля над стратегически важными промышленными объектами и целыми отраслями. Во-вторых, противодействие украинской власти, представители которой будут противиться российской экспансии. В этом контексте Россия, думаю, попытается ослабить позиции команды Януковича на предстоящих в октябре украинских парламентских выборах. Не исключаю, что ради этого будут реализованы даже закулисные проекты в поддержку украинской оппозиции».
Но представители оппозиционных сил не рады возвращению Путина. Глава фракции «Наша Украина – Народная самооборона» Николай Мартыненко считает, что на весах межгосударственных отношений может оказаться украинская независимость. Он отметил, что Путин на посту президента будет чередовать жесткое экономическое давление на Украину с кратковременными послаблениями-преференциями. Цель заключается в вовлечении Украины в орбиту российского политического влияния в СНГ, полагает он. Лидер украинской Компартии Петр Симоненко предполагает, что это приведет к новым проблемам, поскольку попытка Киева усидеть на двух стульях, посылая интеграционные намеки в сторону и ЕС, и РФ, окончательно провалится. Это означает, что Украина перестанет получать поощрительные призы, а населению станет еще тяжелее.
Украинские граждане, судя по всему, возлагают ответственность за ухудшение украинско-российских отношений на свою власть, а не на соседей. Как свидетельствуют результаты февральского соцопроса, проведенного компанией Research & Branding Group, 41% украинцев считают отношения с Россией «плохими и напряженными», 17% – «в целом хорошими и добрососедскими», около 25% – нейтрально-соседскими. При этом более трети опрошенных считают Россию дружественным государством, а россиян – братским народом и возлагают надежду на то, что Путину на посту президента удастся нормализовать и улучшить межгосударственные отношения.
Подобные надежды загоняют в тупик украинскую власть, полагают эксперты. Ведь для улучшения отношений с Россией Киеву пришлось бы пойти на значительные уступки в экономической и внешнеполитической сферах. Не выполнив условия ультиматумов относительно участия в интеграционных проектах в СНГ, украинская власть сохранила бы свою независимость, но ценой дорогого газа и торговых войн, что крайне опасно для команды Януковича накануне парламентских выборов. Именно в таком контексте в Киеве восприняли сделанное в воскресенье заявление посла РФ Михаила Зурабова, который отметил, что переговоры о снижении цены на газ для Украины продолжатся после оценки украинской газотранспортной системы. Замглавы Верховной Рады от оппозиции Николай Томенко, комментируя эти слова, сказал: «Россия готова любить нынешнюю украинскую власть или путем контроля украинской территории, или за деньги». Представители оппозиции убеждены, что с приходом Путина давление Москвы на Киев многократно усилится. Некоторые эксперты предполагают, что это приведет к кризису в Украине – вначале в экономике, затем и в политической сфере.
Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко в комментарии «НГ» признал, что победа Путина означает приход к власти в России ястребов: «Можно спрогнозировать ужесточение экономической политики, ведь Владимир Путин – жесткий и опытный менеджер, умеющий решать поставленные задачи. Они известны: сближение Украины с Евразийским союзом, членство в Таможенном союзе. Поскольку Россия может задействовать свои рычаги влияния в ЕС – через позицию, например, Германии и Франции, – то я допускаю, что украинские евроинтеграционные планы будут на некоторое время заморожены. Но еще неизвестно, чем все это закончится: на ситуацию оказывают влияние очень многие факторы, и не все они нам сейчас известны».
Примечательно, что в канун российских выборов главы МИД Швеции, Великобритании, Чехии, Польши и Германии обнародовали в The New York Times статью под названием «Сползание Украины», приуроченную к пятой годовщине начала переговоров об украинской евроинтеграции. В статье европейские министры фактически объявили о замораживании процесса сближения с Украиной. Вину за это авторы возложили на официальный Киев, который ответственен за состояние демократии в стране, за положение дел с правосудием и правами человека. Министры также отметили, что ЕС выжидает, чем закончатся парламентские выборы в Украине, чтобы сделать окончательные выводы.
Но до того момента России удастся укрепить свои позиции решением многих экономических проблем с Украиной, предполагают эксперты. В частности, Бондаренко отметил, что уже в ближайшее время могут быть завершены газовые переговоры – президенты Украины и России могут обсудить сложный вопрос до конца марта. «Насколько мне известно, практически готовы к подписанию документы о границах, есть варианты оптимального выхода из режима торговых войн, готовятся интересные совместные проекты о кооперации в самолето- и судостроении, о сотрудничестве в сфере оборонно-промышленного комплекса. Все эти инициативы еще в прошлом и позапрошлом году обнародовал как раз Владимир Путин», – отметил эксперт.
Сейчас в Киеве настроены на прагматичный разговор с Москвой. Недавно премьер-министр Николай Азаров отметил, что сотрудничество будет развиваться, если обе стороны будут учитывать интересы друг друга и избегать политизации экономических отношений.