В боях за освобождение Эстонии
Основные боевые действия по освобождению Советской Эстонии от немецко-фашистских захватчиков начались во второй половине сентября 1944 года. Несколько раньше авиация флота выполнила ряд задач, связанных с подготовкой будущего наступления.
В предвидении предстоящих операций чрезвычайно важно было нарушить созданную противником систему оперативного режима в восточной части Финского залива. Вместе с моряками флота авиация занималась этой задачей в весенне-летний период сорок четвертого года. Она вытеснила вражеские корабли с плеса Нарвского залива и обеспечила нашим тральщикам возможность систематического траления и «прогрызания» фарватеров в минных полях. Это повышало возможности флота в обеспечении приморского фланга будущего наступления.
Известно, что на подступах к Нарве немецко-фашистские захватчики создали сильную оборону, хвастливо заявляя, что она непреодолима. Рядом простирался огромный водный массив Чудского и Псковского озер. Нарвский рубеж служил как бы воротами в Эстонию на севере. Пробуя прочность этих «ворот», войска Ленинградского фронта уже во второй половине июля начали здесь ожесточенные схватки с врагом.
Продолжая взаимодействовать с войсками фронта, авиация флота, особенно штурмовая, работала под Нарвой с большой нагрузкой. Она наносила удары по укрепленным пунктам, скоплениям танков, артиллерийским батареям и живой силе оккупантов, уничтожала подходящие резервы.
Выполняя одно из заданий, наши наземные части должны были прорвать оборону врага и выйти ему в тыл. Морским летчикам, привлеченным к операции, предстояло подавить узлы сопротивления гитлеровцев.
Герой Советского Союза подполковник Мазуренко повел группу штурмовиков на командирскую разведку, а на следующее утро возглавил колонну «Ил-2», которая нанесла мощный эшелонированный удар по разведанным объектам. Система обороны фашистов на данном участке была нарушена, и наши части выполнили поставленную перед ними задачу.
Штурмовые налеты на врага морские летчики производили до завершения боев за Нарву. И каждый такой налет дорого обходился врагу. Только во время одного удара наши штурмовики уничтожили до 250 фашистских солдат и офицеров, зенитную и две минометных батареи, взорвали склад боезапасов, подавили огонь нескольких минометных, артиллерийских и зенитных батарей, вызвали семь очагов пожара. Это подтвердили потом наши наземные части.
Успешно действовала флотская авиация на Чудском озере. Здесь, чтобы облегчить и ускорить прорыв в Эстонию, командование Ленинградского фронта решило высадить десант и захватить плацдарм на западном берегу озера. Шла подготовка к операции.
На Чудском озере фашисты имели флотилию, в которую входило более 100 различных кораблей с сильным артиллерийским вооружением. Наша 25-я бригада речных кораблей на озере значительно уступала противнику по количеству вымпелов и по огневой мощи. В связи с этим существовала опасность, что сильная флотилия оккупантов сорвет переброску десанта. Поэтому предварительную борьбу с вражескими кораблями возложили на 9-ю Ропшинскую штурмовую авиадивизию ВВС флота.
С конца июля и по 20 августа летчики-штурмовики несколькими массированными ударами разгромили вражескую флотилию. Более 30 кораблей они потопили, многие повредили и вывели из строя. Оставшиеся самоходные баржи и катера враг затопил, а часть эвакуировал в Таллин.
25-я бригада речных кораблей КБФ задачу по перевозке войск 2-й ударной армии выполнила безупречно. Именно войска этой армии первыми начали решающие бои по изгнанию оккупантов с эстонской земли.
Немецко-фашистское командование принимало все меры, чтобы закрепиться в Советской Прибалтике и в Финском заливе, считая этот рубеж надежным щитом рейха на севере. Одной из таких мер была попытка захватить остров Гогланд (Суур-Сари), находившийся в руках финнов, прекративших военные действия против Советского Союза.
Гогланд контролировал всю восточную часть Финского залива. Поэтому требовалось сорвать план врага.
Наша воздушная разведка 14 сентября обнаружила в портах и бухтах южного побережья Финского залива сосредоточение различных кораблей и судов противника. За ними установили наблюдение.
Захватить остров гитлеровцы предполагали силой в 2500 солдат и офицеров. Для их переброски готовилось 45 десантных судов, три транспорта и более 20 единиц мелких плавсредств. Отряд корабельной поддержки и прикрытия состоял из шести миноносцев и восьми быстроходных артиллерийско-десантных барж.
О движении вражеских кораблей к Гогланду донесла ночная разведка. С рассветом 15 сентября, когда десантные отряды гитлеровцев подошли к острову и началась высадка войск, в воздух поднялась штурмовая авиация флота.
Последовательными волнами штурмовики атаковали корабли и живую силу. Первыми же ударами они потопили четыре быстроходных десантно-артиллерийских баржи, три тральщика, сторожевой корабль, буксирный пароход, шхуну. Многие корабли получили серьезные повреждения.
Наши истребители сбили 15 вражеских самолетов. Особенно отличился майор И. С. Платонов и его ведомый младший лейтенант Донник, сбившие трех фашистских стервятников.
Понеся тяжелые потери, вражеский отряд прикрытия отошел от острова, оставив суда своих десантных отрядов и высаженные войска на произвол судьбы. Преследуя бегущего от острова врага, штурмовики топили корабли в море. Участвовавшие в операции наши истребители сопровождения полностью выполнили боевую задачу.
Так на различных участках сражений морские летчики способствовали подготовке армии и флота к решающим боям по освобождению Советской Эстонии от немецко-фашистских захватчиков.
17 сентября в наступление на тартуском участке перешла 2-я ударная армия генерала И. И. Федюнинского. С правого фланга ее поддерживала бригада речных кораблей Чудского озера, с воздуха — балтийская и фронтовая авиация. В первых эшелонах армии шел Эстонский стрелковый корпус генерала Л. А. Пэрна.
Темп наступления был очень высок и, опасаясь угодить в «котел», противник уже 18 сентября начал отводить свои силы с Нарзского перешейка. Преследовать врага по шоссе Нарва — Таллин устремились войска 8-й армии генерала Ф. Н. Старикова.
К исходу 20 сентября 2-я ударная и 8-я армии встретились в районе северо-западнее Чудского озера. 8-я армия, в подчинение которой перешел Эстонский корпус, продолжала наступление на Таллин, 2-я ударная — на Пярну.
В Таллинской операции Ленинградского фронта авиация КБФ действовала совместно с 8-й армией, прикрывая ее морской фланг, сопровождая наземные войска истребителями, нанося удары по живой силе и технике отступавшего врага. Одновременно наши летчики обеспечивали продвижение вдоль побережья торпедных катеров, которые высаживали в различных пунктах тактические десанты.
Стремительное наступление советских войск в Прибалтике заставило немецко-фашистских оккупантов в Эстонии срочно начать эвакуацию своих сил через Таллинский порт. Авиация КБФ получила приказ нанести максимальный урон вражеским кораблям в порту и на коммуникациях.
21 сентября 1944 года, в ночь на 22 и утром 22 сентября летчики флота атаковали фашистские транспорты, стоявшие под погрузкой у причалов или уже загруженные и покидавшие Таллин. Были потоплены четыре транспорта и сторожевой корабль, повреждены три транспорта. Первые группы штурмовиков для удара вели Герои Советского Союза А. Е. Мазуренко, А. Е. Гургенидзе и А. М. Батиевский.
22 и 23 сентября крейсерские полеты торпедоносцев и топ-мачтовиков нашей минно-торпедной авиации принесли новые успехи. На коммуникациях враг не досчитался еще 16 транспортов с живой силой и техникой.
За четверо суток войска 8-й армии Ленинградского фронта прошли с боями свыше 200 километров. 22 сентября передовой отряд Эстонского стрелкового корпуса вступил в столицу Советской Эстонии — Таллин.
Высоко оценивая боевые успехи войск фронта, Ставка Верховного Главнокомандования отметила также заслуги моряков и авиаторов Краснознаменного Балтфлота. Четыре полка флотской авиации — минно-торпедный, пикировочный, штурмовой и разведывательный получили почетное наименование «Таллинских».
Остатки разбитых немецко-фашистских частей отступили на острова Моонзундского архипелага. Их поддерживали со стороны моря и Рижского залива легкие морские силы.
Против этих вражеских легких сил и начала действовать авиация КБФ. Развернулась интенсивная воздушная разведка, и все обнаруженные корабли противника, если позволяли метеоусловия, подвергались ударам. Враг мог безнаказанно появляться в море только в абсолютно нелетную погоду или ночью.
В порту Курессааре (Кингисепп), у причалов бухты Трийги суда оккупантов подвергались систематическим налетам. Балтийские летчики наносили крепкие удары и по наземным силам фашистов.
29 сентября части 8-й армии, в том числе и Эстонского корпуса, высадились на острове Муху. Их поддерживали флотские артиллеристы и катерники. 2 октября на остров Хийумаа был высажен десант частей другого корпуса 8-й армии. Здесь армейцев сопровождала авиация флота. 7 октября войска Эстонского корпуса освободили Курессааре — главный город и порт острова Сааремаа.
В Моонзундской операции наших войск и флота военно-воздушные силы КБФ совместно с 13-й воздушной армией фронта обеспечивали десантирование частей и привлекались для поддержки их боевых действий по освобождению островов архипелага от оккупантов. Помимо этих общих с 13-й воздушной армией задач, мы имели и свои, специфически морские задания — препятствовать оперативному маневру противника на море и в проливах архипелага, вместе с торпедными катерами и бронекатерами ограждать наши войска от огневых атак вражеских кораблей и прикрывать свои корабли с воздуха.
В боях за острова от ВВС флота участвовали две штурмовые авиадивизии (на заключительном этапе — одна), отдельные группы торпедоносцев и бомбардировщиков. Прикрытие кораблей осуществлял истребительный авиаполк.
За первые десять дней сражений на острове Сааремаа флотская авиация потопила и повредила десятки вражеских кораблей, катеров и других судов. Свои потери враг пунктуально фиксировал, и сведения о них сохранились в архивах. Так, в журнале боевых действий группы армий оккупантов «Север» отмечается, что в этот период советские самолеты потопили семь транспортов, две быстроходных десантно-самоходных баржи, два тральщика, восемь катеров, три буксира и повредили 21 корабль различного назначения.
После дней стремительного натиска в боях на Сааремаа наступила оперативная пауза. Затем, в середине ноября, они разгорелись с новой силой. Возросла также активность в воздушных операциях. 18 ноября штурмовая авиация флота была использована на сухопутном фронте при прорыве нашими войсками первой линии вражеской обороны на полуострове Сырве. Бомбо-штурмовые налеты, артогонь, видимо, нанесли серьезный урон гитлеровцам, так как на следующий день к ним на выручку поспешили корабли артиллерийской поддержки.
Штурмовики встретили их юго-западнее мыса Сырве.
Горячая схватка закончилась внушительной победой наших летчиков. Несколько кораблей они уничтожили и много повредили. В числе поврежденных были два миноносца, один из которых оказался потрепанным довольно основательно.
Боевое напряжение на Сырве стало нарастать, а без того плохая погода продолжала ухудшаться. Враг воспользовался этим и 20 ноября послал к Сааремаа более солидную поддержку — крейсера «Лютцов», «Принц Ойген» и «Адмирал Шеер» в сопровождении эскадренных миноносцев и других кораблей.
20 ноября авиация флота не могла встретить вражескую эскадру — обледенели взлетные полосы аэродромов. 21 ноября повалил густой снег, опять нельзя было взлететь. Не принес облегчения и следующий день.
23 ноября погода несколько улучшилась, и летчики воспользовались этим без промедления. Они знали, какой губительный огонь обрушивают орудия главного калибра вражеских кораблей на наши войска.
В операцию включились два полка 9-й Ропшинской штурмовой авиадивизии, 12-й гвардейский пикировочный полк, группы торпедоносцев и топмачтовиков 8-й Гатчинской авиадивизии.
Преодолевая заслоны зенитного сопротивления, морские летчики устроили фашистской эскадре на подступах к Сааремаа настоящий ад. Бомбы сверху, бомбы рикошетирующие с бреющего полета, торпеды несли гитлеровцам невосполнимые потери.
В упоминавшемся выше журнале боевых действий группы армий «Север» зафиксировано, что в результате воздушных ударов советской авиации были повреждены крейсера «Лютцов» и «Армирал Шеер», эскадренный миноносец, четыре тральщика, четыре сторожевых корабля и несколько других кораблей и катеров, а также потоплены три артиллерийские десантные баржи.
Опасаясь полного разгрома, вражеский корабельный отряд покинул поле боя.
24 ноября, лишенные артиллерийской защиты и прижатые к воде частями 109-го и Эстонского корпусов 8-й армии, оккупанты бежали с полуострова Сырве. Экипажи наших штурмовиков нанесли у мыса Сырве тяжелые повреждения пяти вражеским транспортам.
Так военно-воздушные силы Балтики активно помогали 8-й армии в боях за освобождение островов Моонзундского архипелага. Их особая заслуга — в активной борьбе с морским противником. Даже буржуазные военные историки признают, что в этой борьбе от интенсивных атак советской авиации немецкий флот потерял 25 процентов действовавших здесь кораблей, что вывоз обозов и раненых он мог производить только по ночам.
Вышвырнув остатки гитлеровцев с полуострова Сырве, войска Ленинградского фронта и Краснознаменный Балтийский флот завершили освобождение Советской Эстонии от немецко-фашистских захватчиков.
После освобождения Эстонии перед военно-воздушными силами Балтики открылись широкие возможности для действий на море и на морских флангах врага. Сюда они и перенесли свои дальнейшие основные операции.