В боях за освобождение Эстонии
Основные боевые действия по освобождению Советской Эстонии от немецко-фашистских захватчиков начались во второй половине сентября 1944 года. Несколько раньше авиация флота выполнила ряд задач, связанных с подготовкой будущего наступления.
В предвидении предстоящих операций чрезвычайно важно было нарушить созданную противником систему оперативного режима в восточной части Финского залива. Вместе с моряками флота авиация занималась этой задачей в весенне-летний период сорок четвертого года. Она вытеснила вражеские корабли с плеса Нарвского залива и обеспечила нашим тральщикам возможность систематического траления и «прогрызания» фарватеров в минных полях. Это повышало возможности флота в обеспечении приморского фланга будущего наступления.
Известно, что на подступах к Нарве немецко-фашистские захватчики создали сильную оборону, хвастливо заявляя, что она непреодолима. Рядом простирался огромный водный массив Чудского и Псковского озер. Нарвский рубеж служил как бы воротами в Эстонию на севере. Пробуя прочность этих «ворот», войска Ленинградского фронта уже во второй половине июля начали здесь ожесточенные схватки с врагом.
Продолжая взаимодействовать с войсками фронта, авиация флота, особенно штурмовая, работала под Нарвой с большой нагрузкой. Она наносила удары по укрепленным пунктам, скоплениям танков, артиллерийским батареям и живой силе оккупантов, уничтожала подходящие резервы.
Выполняя одно из заданий, наши наземные части должны были прорвать оборону врага и выйти ему в тыл. Морским летчикам, привлеченным к операции, предстояло подавить узлы сопротивления гитлеровцев.
Герой Советского Союза подполковник Мазуренко повел группу штурмовиков на командирскую разведку, а на следующее утро возглавил колонну «Ил-2», которая нанесла мощный эшелонированный удар по разведанным объектам. Система обороны фашистов на данном участке была нарушена, и наши части выполнили поставленную перед ними задачу.
Штурмовые налеты на врага морские летчики производили до завершения боев за Нарву. И каждый такой налет дорого обходился врагу. Только во время одного удара наши штурмовики уничтожили до 250 фашистских солдат и офицеров, зенитную и две минометных батареи, взорвали склад боезапасов, подавили огонь нескольких минометных, артиллерийских и зенитных батарей, вызвали семь очагов пожара. Это подтвердили потом наши наземные части.
Успешно действовала флотская авиация на Чудском озере. Здесь, чтобы облегчить и ускорить прорыв в Эстонию, командование Ленинградского фронта решило высадить десант и захватить плацдарм на западном берегу озера. Шла подготовка к операции.
На Чудском озере фашисты имели флотилию, в которую входило более 100 различных кораблей с сильным артиллерийским вооружением. Наша 25-я бригада речных кораблей на озере значительно уступала противнику по количеству вымпелов и по огневой мощи. В связи с этим существовала опасность, что сильная флотилия оккупантов сорвет переброску десанта. Поэтому предварительную борьбу с вражескими кораблями возложили на 9-ю Ропшинскую штурмовую авиадивизию ВВС флота.
С конца июля и по 20 августа летчики-штурмовики несколькими массированными ударами разгромили вражескую флотилию. Более 30 кораблей они потопили, многие повредили и вывели из строя. Оставшиеся самоходные баржи и катера враг затопил, а часть эвакуировал в Таллин.
25-я бригада речных кораблей КБФ задачу по перевозке войск 2-й ударной армии выполнила безупречно. Именно войска этой армии первыми начали решающие бои по изгнанию оккупантов с эстонской земли.
Немецко-фашистское командование принимало все меры, чтобы закрепиться в Советской Прибалтике и в Финском заливе, считая этот рубеж надежным щитом рейха на севере. Одной из таких мер была попытка захватить остров Гогланд (Суур-Сари), находившийся в руках финнов, прекративших военные действия против Советского Союза.
Гогланд контролировал всю восточную часть Финского залива. Поэтому требовалось сорвать план врага.
Наша воздушная разведка 14 сентября обнаружила в портах и бухтах южного побережья Финского залива сосредоточение различных кораблей и судов противника. За ними установили наблюдение.
Захватить остров гитлеровцы предполагали силой в 2500 солдат и офицеров. Для их переброски готовилось 45 десантных судов, три транспорта и более 20 единиц мелких плавсредств. Отряд корабельной поддержки и прикрытия состоял из шести миноносцев и восьми быстроходных артиллерийско-десантных барж.
О движении вражеских кораблей к Гогланду донесла ночная разведка. С рассветом 15 сентября, когда десантные отряды гитлеровцев подошли к острову и началась высадка войск, в воздух поднялась штурмовая авиация флота.
Последовательными волнами штурмовики атаковали корабли и живую силу. Первыми же ударами они потопили четыре быстроходных десантно-артиллерийских баржи, три тральщика, сторожевой корабль, буксирный пароход, шхуну. Многие корабли получили серьезные повреждения.
Наши истребители сбили 15 вражеских самолетов. Особенно отличился майор И. С. Платонов и его ведомый младший лейтенант Донник, сбившие трех фашистских стервятников.
Понеся тяжелые потери, вражеский отряд прикрытия отошел от острова, оставив суда своих десантных отрядов и высаженные войска на произвол судьбы. Преследуя бегущего от острова врага, штурмовики топили корабли в море. Участвовавшие в операции наши истребители сопровождения полностью выполнили боевую задачу.
Так на различных участках сражений морские летчики способствовали подготовке армии и флота к решающим боям по освобождению Советской Эстонии от немецко-фашистских захватчиков.
17 сентября в наступление на тартуском участке перешла 2-я ударная армия генерала И. И. Федюнинского. С правого фланга ее поддерживала бригада речных кораблей Чудского озера, с воздуха — балтийская и фронтовая авиация. В первых эшелонах армии шел Эстонский стрелковый корпус генерала Л. А. Пэрна.
Темп наступления был очень высок и, опасаясь угодить в «котел», противник уже 18 сентября начал отводить свои силы с Нарзского перешейка. Преследовать врага по шоссе Нарва — Таллин устремились войска 8-й армии генерала Ф. Н. Старикова.
К исходу 20 сентября 2-я ударная и 8-я армии встретились в районе северо-западнее Чудского озера. 8-я армия, в подчинение которой перешел Эстонский корпус, продолжала наступление на Таллин, 2-я ударная — на Пярну.
В Таллинской операции Ленинградского фронта авиация КБФ действовала совместно с 8-й армией, прикрывая ее морской фланг, сопровождая наземные войска истребителями, нанося удары по живой силе и технике отступавшего врага. Одновременно наши летчики обеспечивали продвижение вдоль побережья торпедных катеров, которые высаживали в различных пунктах тактические десанты.
Стремительное наступление советских войск в Прибалтике заставило немецко-фашистских оккупантов в Эстонии срочно начать эвакуацию своих сил через Таллинский порт. Авиация КБФ получила приказ нанести максимальный урон вражеским кораблям в порту и на коммуникациях.
21 сентября 1944 года, в ночь на 22 и утром 22 сентября летчики флота атаковали фашистские транспорты, стоявшие под погрузкой у причалов или уже загруженные и покидавшие Таллин. Были потоплены четыре транспорта и сторожевой корабль, повреждены три транспорта. Первые группы штурмовиков для удара вели Герои Советского Союза А. Е. Мазуренко, А. Е. Гургенидзе и А. М. Батиевский.
22 и 23 сентября крейсерские полеты торпедоносцев и топ-мачтовиков нашей минно-торпедной авиации принесли новые успехи. На коммуникациях враг не досчитался еще 16 транспортов с живой силой и техникой.
За четверо суток войска 8-й армии Ленинградского фронта прошли с боями свыше 200 километров. 22 сентября передовой отряд Эстонского стрелкового корпуса вступил в столицу Советской Эстонии — Таллин.
Высоко оценивая боевые успехи войск фронта, Ставка Верховного Главнокомандования отметила также заслуги моряков и авиаторов Краснознаменного Балтфлота. Четыре полка флотской авиации — минно-торпедный, пикировочный, штурмовой и разведывательный получили почетное наименование «Таллинских».
Остатки разбитых немецко-фашистских частей отступили на острова Моонзундского архипелага. Их поддерживали со стороны моря и Рижского залива легкие морские силы.
Против этих вражеских легких сил и начала действовать авиация КБФ. Развернулась интенсивная воздушная разведка, и все обнаруженные корабли противника, если позволяли метеоусловия, подвергались ударам. Враг мог безнаказанно появляться в море только в абсолютно нелетную погоду или ночью.
В порту Курессааре (Кингисепп), у причалов бухты Трийги суда оккупантов подвергались систематическим налетам. Балтийские летчики наносили крепкие удары и по наземным силам фашистов.
29 сентября части 8-й армии, в том числе и Эстонского корпуса, высадились на острове Муху. Их поддерживали флотские артиллеристы и катерники. 2 октября на остров Хийумаа был высажен десант частей другого корпуса 8-й армии. Здесь армейцев сопровождала авиация флота. 7 октября войска Эстонского корпуса освободили Курессааре — главный город и порт острова Сааремаа.
В Моонзундской операции наших войск и флота военно-воздушные силы КБФ совместно с 13-й воздушной армией фронта обеспечивали десантирование частей и привлекались для поддержки их боевых действий по освобождению островов архипелага от оккупантов. Помимо этих общих с 13-й воздушной армией задач, мы имели и свои, специфически морские задания — препятствовать оперативному маневру противника на море и в проливах архипелага, вместе с торпедными катерами и бронекатерами ограждать наши войска от огневых атак вражеских кораблей и прикрывать свои корабли с воздуха.
В боях за острова от ВВС флота участвовали две штурмовые авиадивизии (на заключительном этапе — одна), отдельные группы торпедоносцев и бомбардировщиков. Прикрытие кораблей осуществлял истребительный авиаполк.
За первые десять дней сражений на острове Сааремаа флотская авиация потопила и повредила десятки вражеских кораблей, катеров и других судов. Свои потери враг пунктуально фиксировал, и сведения о них сохранились в архивах. Так, в журнале боевых действий группы армий оккупантов «Север» отмечается, что в этот период советские самолеты потопили семь транспортов, две быстроходных десантно-самоходных баржи, два тральщика, восемь катеров, три буксира и повредили 21 корабль различного назначения.
После дней стремительного натиска в боях на Сааремаа наступила оперативная пауза. Затем, в середине ноября, они разгорелись с новой силой. Возросла также активность в воздушных операциях. 18 ноября штурмовая авиация флота была использована на сухопутном фронте при прорыве нашими войсками первой линии вражеской обороны на полуострове Сырве. Бомбо-штурмовые налеты, артогонь, видимо, нанесли серьезный урон гитлеровцам, так как на следующий день к ним на выручку поспешили корабли артиллерийской поддержки.
Штурмовики встретили их юго-западнее мыса Сырве.
Горячая схватка закончилась внушительной победой наших летчиков. Несколько кораблей они уничтожили и много повредили. В числе поврежденных были два миноносца, один из которых оказался потрепанным довольно основательно.
Боевое напряжение на Сырве стало нарастать, а без того плохая погода продолжала ухудшаться. Враг воспользовался этим и 20 ноября послал к Сааремаа более солидную поддержку — крейсера «Лютцов», «Принц Ойген» и «Адмирал Шеер» в сопровождении эскадренных миноносцев и других кораблей.
20 ноября авиация флота не могла встретить вражескую эскадру — обледенели взлетные полосы аэродромов. 21 ноября повалил густой снег, опять нельзя было взлететь. Не принес облегчения и следующий день.
23 ноября погода несколько улучшилась, и летчики воспользовались этим без промедления. Они знали, какой губительный огонь обрушивают орудия главного калибра вражеских кораблей на наши войска.
В операцию включились два полка 9-й Ропшинской штурмовой авиадивизии, 12-й гвардейский пикировочный полк, группы торпедоносцев и топмачтовиков 8-й Гатчинской авиадивизии.
Преодолевая заслоны зенитного сопротивления, морские летчики устроили фашистской эскадре на подступах к Сааремаа настоящий ад. Бомбы сверху, бомбы рикошетирующие с бреющего полета, торпеды несли гитлеровцам невосполнимые потери.
В упоминавшемся выше журнале боевых действий группы армий «Север» зафиксировано, что в результате воздушных ударов советской авиации были повреждены крейсера «Лютцов» и «Армирал Шеер», эскадренный миноносец, четыре тральщика, четыре сторожевых корабля и несколько других кораблей и катеров, а также потоплены три артиллерийские десантные баржи.
Опасаясь полного разгрома, вражеский корабельный отряд покинул поле боя.
24 ноября, лишенные артиллерийской защиты и прижатые к воде частями 109-го и Эстонского корпусов 8-й армии, оккупанты бежали с полуострова Сырве. Экипажи наших штурмовиков нанесли у мыса Сырве тяжелые повреждения пяти вражеским транспортам.
Так военно-воздушные силы Балтики активно помогали 8-й армии в боях за освобождение островов Моонзундского архипелага. Их особая заслуга — в активной борьбе с морским противником. Даже буржуазные военные историки признают, что в этой борьбе от интенсивных атак советской авиации немецкий флот потерял 25 процентов действовавших здесь кораблей, что вывоз обозов и раненых он мог производить только по ночам.
Вышвырнув остатки гитлеровцев с полуострова Сырве, войска Ленинградского фронта и Краснознаменный Балтийский флот завершили освобождение Советской Эстонии от немецко-фашистских захватчиков.
После освобождения Эстонии перед военно-воздушными силами Балтики открылись широкие возможности для действий на море и на морских флангах врага. Сюда они и перенесли свои дальнейшие основные операции.

31 марта 2020 г.
01 ноября 2019 г.
02 июля 2019 г.
08 июня 2019 г.
22 мая 2019 г.
01 апреля 2019 г.
03 марта 2019 г.
08 февраля 2019 г.
09 января 2019 г.
06 декабря 2018 г.



















